Тема 12.2. толкование норм права

Продолжительность практического занятия – 2 часа

Цель занятия

На базе знаний, полученных в ходе лекционного и семинарского занятий по данной теме, приобрести практические навыки и умения применения: а) способов толкования норм права; б) ограничительного толкования; в) расширительного (распространительного) толкования.

Кроме того, надлежит научиться ориентироваться в основных актах официального толкования, уметь готовить мотивированные акты неофициального толкования отдельных статей действующего законодательства в сфере охраны собственности.

Программа занятия

Выборочный 10-ти минутный опрос на предмет знания определений и понятий категорий теории применения и толкования норм права.

Практические задания

Задание 1.Определите вид и покажите практическое значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно части 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

«Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении» (Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 13. – Ст. 1207).

Задание 2. Определите вид и покажите практическое значение приведенного акта толкования.

«Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и на основании пункта 4 Положения о Главном государственно-правовом управлении Президента РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 342 «Вопросы Главного государственно-правового управления Президента РФ» (Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 11. – Ст. 1030), Главное государственно-правовое управление Президента РФ разъясняет:

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву», опубликованного в «Российской газете» 31 мая 1996 г., предписывалось уволить с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение не менее 18 месяцев и выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике, в Республике Таджикистан непрерывно в течение шести месяцев и более или в течение менее шести месяцев, но получивших ранения или контузии, приравняв указанные категории военнослужащих к военнослужащим, выслужившим установленный законом срок военной службы по призыву.

Таким образом, пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 действовал только в отношении военнослужащих, отвечающих определенным в нем условиям на день официального опубликования этого Указа (31 мая 1996 г.).

Задание 3. Определите необходимый вид толкования по объему.

3.1. «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

3.2. «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия – наказывается…» (ст. 224 УК РФ).

3.3. «Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью» (п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ).

Задание 4. Определите видовую принадлежность акта официального толкования.

«Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» (Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 24. – Ст. 2342).

Задание 5. Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?

А). Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 января 1999 года № 4148 «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».

Б). Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 20 мая 1997 года № 112 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

В). Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 года № 10–П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации».

Задание 6. Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?

А). Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.98 № 1-п «По делу о проверке конституционности лесного кодекса Российской Федерации».

Б). Постановление Государственной Думы ФС РФ от 24.12.97 №2039 – ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».

В). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

Задание 7.. Ниже приводится правоположение судебной практики. Внимательно ознакомьтесь с ним и аргументированно ответьте на вопрос: имеет ли нормативное значение правоположение судебной практики, являющееся результатом официального правоприменительного толкования права?

«Под незаконным сбытом наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ следует понимать любые способы их распространения (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекции другому лицу и т. п.)» (из постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1993. – № 7. – С. 3).

Задание 8.Обратившись к УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, каждому курсанту следует найти и выписать в свою рабочую тетрадь по три статьи, содержащие оценочные понятия. Уметь пояснить их сущность и роль в регулировании конкретных уголовных, гражданских и уголовно-процессуальных отношений.

Задание 9.Примените необходимый способ толкования норм права, содержащихся:

А) в статьях 11, 17, 123, 156, 206 УК РФ;

Б) ст. 42 ГК РФ.

Задание 10.Вам предлагается расположенный в хронологическом порядке перечень особого вида актов толкования некоторых нормативно-правовых актов:

– Комментарий судебной практики за 1985 год. – М., 1986.

– Поставка товаров народного потребления: Комментарий. – М., 1987.

– Комментарий к законодательству о труде. – Изд. 2-е. – М., 1987.

– Комментарий к положению о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию. – М., 1988.

– Голодный М.А., Сиволобова Г.С. Комментарий к Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР. – Киев, 1987.

– Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.

– Официальное разъяснение отдельных положений Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1773 «О проведении

Налоговой амнистии в 1993 году» (Утверждено ГПУ Президента РФ 28 декабря 1994 г. № 8).

– Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15–П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ».

– Постановление Государственной Думы РФ от 11 октября 1996 года № 682–11 ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ».

– Разъяснения о порядке применения части пятой статьи 51 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 5 мая 1996 года № 93/762–11).

– Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. П.Н. Панченко. – Н. Новгород, 1996.

– Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 года № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».

В качестве учебно-практического задания каждому курсанту необходимо выделить критерии и на их основе провести классификацию перечисленных актов толкования, вычертив соответствующую схему.

Наши рекомендации