Нормативно-правовые акты (по сфере действия)
1. Акты внешнего действия
2. Акты внутреннего действия
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц | ||||
Варианты вступления нормативных актов в силу: 1) С момента указанного в самом акте или в специальном акте о введении юридического акта в действие; 2) С момента принятия, опубликования или подписания акта; 3) Поэтапно, в соответствии со сроками, указанными в акте; 4) Общий порядок вступления в силу - акт вступает в силу по истечению определенного срока с момента опубликования его в официальных источниках. | ||||
Утрата нормативным актом силы: 1) По истечению срока действия нормативного акта или изменению обстоятельств; 2) Прямая отмена - принимается новый акт, отменяющий старый; 3) Фактическая отмена (новый акт регулирует тот же самый вопрос, но старый акт, уже не действующий, официально не отменяется). | ||||
Действие нормативно-правовых актов в пространстве – действие на определенной территории, на которую они распространяют свою юридическую силу. Под территорией государства понимается суша, воздушное пространство, недра в пределах государственных границ, внутренние и территориальные воды, территории посольств, борта воздушных и морских судов, находящихся в определенных местах их пребывания. | ||||
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает распространение их требований на всех граждан, лиц без гражданства и иностранцев. Исключения из этого правила - главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом. | ||||
Тема 14. СИСТЕМА ПРАВА.
Система права - это исторически сложившаяся, объективно существующая
внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Отрасль права - система норм, регулирующих обособленную и относительно
однородную область общественных отношений.
Правовой институт - совокупность относительно обособленных
юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений внутри отрасли права.
Материальные отрасли - это отрасли, которые прямо регулируют
общественные отношения: закрепляют государственный и общественный строй, формы собственности, положения и структуру государственных органов, устанавливают многообразные права и обязанности граждан и организаций.
Процессуальные отрасли - это отрасли, имеющие организационно-
процедурный, управленческий характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела.
Частное право - совокупность отраслей права, которые выражают и
защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, семейное, трудовое).
Публичное право - совокупность отраслей права, поддерживающих и
охраняющих господствующий способ производства, государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, административное, уголовное и т.д.). Характерно для правовых систем континентального права (Франция, Италия, Германия и др.).
Внутреннее строение (система) права | ||
Отрасли права | ||
Институты права | ||
Нормы права |
Отрасли права | ||||||||||||||
Конституционное право | Международное право | |||||||||||||
Материальные отрасли | Процессуальные отрасли | |||||||||||||
гражданское | гражданско-процессуальное | |||||||||||||
уголовное | уголовно-процессуальное | |||||||||||||
финансовое | административно-процессуальное | |||||||||||||
трудовое | ||||||||||||||
административное и т.д. | ||||||||||||||
Основания построения системы права: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - однородные общественные отношения,
регулируемые правом.
Метод правового регулирования - юридический способ воздействия на
определенную сферу общественных отношений.
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА.
Норма права - это установленное или санкционированное государством, либо
принятое народом на референдуме формально-определенное, общеобязательное правило поведения, носящее предоставительно-обязывающий характер, охраняемое принудительной силой государства и регулирующее наиболее важные общественные отношения.
Признаки правовой нормы | |||||
устанавливается или санкционируется государством, либо народом на референдуме | регулирует наиболее важные общественные отношения | ||||
имеет общеобязательную силу | охраняется принудительной силой государства | ||||
указывает участникам регулируемого отношения их права и обязанности | носит формально-определенный характер | ||||
Классификация юридических норм | |||||||||||||||||||||||||||
по функциям | по предмету правового регулирования | по методу правового регулирования | по форме выражения предписания | ||||||||||||||||||||||||
регулятивные | нормы государственного (конституционного права) | императивные | управомочивающие | ||||||||||||||||||||||||
Охранительные | нормы административного права | диапозитивные | обязывающие | ||||||||||||||||||||||||
специализированные: нормы-начала, нормы-принципы, нормы- дефиниции | нормы гражданского права и т.д. | рекомендательные | запрещающие | ||||||||||||||||||||||||
поощрительные | |||||||||||||||||||||||||||
Структура юридической нормы | ||||||||
гипотеза, указывающая на условия, при наличии которых действует норма | диспозиция часть нормы, указывающая на требуемое или дозволенное поведение | санкция, часть нормы, предусматривающая виды и меру наказания, применяемую к нарушителю правовой нормы | ||||||
Виды гипотез | |||||||
по наличию или отсутствию фактов | по строению | ||||||
положительные | простые | ||||||
отрицательные | сложные | ||||||
альтернативные | |||||||
Виды диспозиций | ||||||||
простые | описательные | ссылочные | ||||||
Виды санкций | ||||||||
относительно-определенные | абсолютно- определенные | альтернативные | ||||||
Соотношение юридической нормы и статьи нормативного акта | ||||||||
норма права совпадает со статьей нормативного акта | в одной статье содержится несколько норм | одна норма расположена в нескольких статьях | ||||||
Способы изложения норм права в статьях нормативных актов | ||||||||
прямой | ссылочный | бланкетный | ||||||
Тема 16. ПРАВОТВОРЧЕСТВО.
Правообразование (в демократическом обществе) - это весь процесс формирования воли народа и ее воплощения в нормативно-правовых актах.
Этапы правообразования:
I. Обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы общественных отношений, выработка взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний отдельных граждан и их объединений, специалистов;
II. Правотворчество.
Правотворчество - это деятельность государственных, муниципальных
органов (в случае референдума - всего народа) по принятию, переработке и отмене правовых норм.