Церковная организация и церковное право XVI – XVII вв
После принятия в 988 году христианства в качестве государственной религии на Руси формируется церковная организация. Существовало 3 модели церковно-государственных отношений в христианских государствах:
1) Для католических стран «модель папацезаризма» господство церкви над государством.
2) Для протестантских стран – «модель цезарепапизма» юридическое подчинение церкви государству. В России с реформ Петра I и до 1917 года.
3) Для православных государств модель «симфония» духовной и светской власти 6 новелла кодекса императора Юстиниана Corpus iuris civiles. Юридическое разделение властей, но их фактическое взаимодействие. Следуя византийской формуле, РПЦ была независима от княжеской власти.
На практике даже русские князья начинают участвовать в церковных делах (суд, избрание митрополитов и епископов, пожалование церкви земель). Активному участию князей в церковных делах некоторое время способствовала каноническая зависимость РПЦ от Византии. Духовенство тоже участвует в делах государства. Митрополиты и епископы, настоятели монастырей присутствуют на заседаниях княжеской думы, участвуют в народных собраниях и княжеских съездах, выступают в роли дипломатов.
РПЦ изначально была канонически зависима от Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, присылаемые из Византии. В тот период церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата. При Ярославе Мудром первый русский митрополит Илларион.
В 1453 году после падения Византии РПЦ фактически становится независимой от Византии.
После введения Патриаршества в 1589 году РПЦ становится юридически самостоятельной в отношении Византии, но русские цари продолжают активно вмешиваться в церковную жизнь – они созывают освященные соборы, определяют кандидатуры митрополитов и патриархов, а также участвую в решении дипломатических вопросов.
Соборное уложение 1649 года учреждает монастырский приказ, светское государственное учреждений, осуществлявшее суд по искам, стороной в которых являлись церковные люди.
ПО СУединственным неслужилым классом было духовенство, оно освобождено от обязанностей службы государству. Однако СУ лишает духовенство некоторых прав, которые принадлежат другим классам:
1) Запрет торговли.
2) Запрет всех способов приобретения земли, кроме пожалования земли государем.
3) Монастырский приказ – светское учреждение, которое осуществляло суд духовенства и церковных людей по светским делам (ГД И УД), контролировало состояние церковных учреждений.
На основании вышесказанного можно говорить о начале секуляризации (при Екатерине II к сер. XVIII века завершена окончательно). Церковь не лишается права земельной собственности, но прекращает его развитие.
В 1654 году происходит церковный раскол, связанный с реформами Патриарха Никона по укреплению церкви и изменениями в церковных догматах.
Церковная организация.
Высшим органом РПЦ был поместный освященный собор церковных иерархов, входивший в верхнюю палату Земского собора. А до введения патриаршества исполнительная власть осуществлялась митрополитом. Власть патриарха опиралась на подчиненных церкви людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно – представительных органах власти и управления, Церковные приказы.
Митрополия (затем патриархия) разделялась на епархии, во главе которых стояли епископы или архиепископы. Они назначали старост и священников, открывали новые монастыри, назначали архимандритов и игуменов; осуществляли церковный суд.
Епархия разделялась на приходы, возглавляемые священниками. Важнейшими духовными центрами становятся монастыри.
Источники церковного права.
Правовой статус РПЦ с момента ее создания определяется церковными уставами князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в соответствии с каноническим кодексом церкви и практикой византийских церковно-государственный отношений.
Кормчая книга (византийские источники, соборные и синодальные постановления). Создатели Максим Грек, Иосиф Волоцкий. 1653 год. Правосудье митрополичье, Мерило праведное и Стоглав - сборник стоглавого собора. Уставные и жалованные грамоты – установление десятина, судебных пошлин, церковная юрисдикция.
Церковный суд
Суд осуществлялся епископами, наместниками и монастырскими судами во главе с игуменом. В конце XV века место духовных судей начинают занимать чиновники, наместники и дьяки.
Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. Дела, рассматриваемые церковным судом, делились на духовные и светские.
Духовные дела – греховные дела, которые рассматривались без светских чиновников. Суд вершился на основе Номоканона и светских правил.
Светские дела - малозначительные гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом.
С момента создания патриаршества центральным судом стал патриарший суд. В XVII веке Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел
Гражданские дела принял на себя Приказ Большого Дворца до 1649 года, затем выделившийся из него Монастырский приказ. Апелляционной инстанцией был Боярская дума.