Тема 14. Административное право и законность в сфере реализации исполнительной власти

Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти. Государственный контроль и его виды, Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административно-правовые режимы. Режим чрезвычайного положения, иные административно-правовые режимы.

Тема 15. Административно-правовые основы организации государ­ственного управления, механизм межотраслевого государственного управ­ления и регулирования.

Система и структура государственного управления. Соотношение компе­тенции РФ и ее субъектов в области организации государственного управле­ния. Понятие регионального управления. Сущность межотраслевого государ­ственного управления. Соотношение государственного управления и государ­ственного регулирования.

Тема 16. Административно-правовая организация в отраслях мате­риального производства, социально-культурной административно-политической сфере

Органы управления; промышленности, сельским хозяйством, транспортно-дорожным комплексом и связью, строительно-жилищным комплексом, сфе­ре экологии, финансами и кредитом. Управление образованием, в области нау­ки, r области культуры, труда и социального развития, здравоохранением. Управление в области обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, ино­странными делами.

Самостоятельная работа

Цель - помочь студентам самостоятельно выполнить кон­трольную работу и подготовиться к сдаче зачета по административ­ному праву. Для успешного выполнения указанной работы студенты должны изучить нормативные акты и литературу, которая приведена в библиографическом списке.

Контрольная работа, состоит из нескольких задач. При выполнении кон­трольной работы необходимо учитывать следующие указания:

1. Студент обязан выполнить один из указанных в программе вариантов контрольной работы. Студенты, фамилии которых начинаются с «А» по «Д» включительно, выполняют вариант 1; студенты, имеющие фамилии, начинающиеся с букв «Е» по «М», выполняют вариант 2, с «Н» по «С» – вариант 3, с «Т» по «Я» – вариант 4.

2. Решение задачи представляет собой юридический анализ предложенной в контрольной работе ситуации. Для того чтобы решить задачу, необхо­димо внимательно прочитать ее условие, затем, применяя теоретические знания по курсу административного права, попытаться определить крут правоотношений, описанных в задаче. После этого, используя норма­тивно-правовой акт (как правило, это Кодекс РФ об административных правонарушениях), найти статьи, которые регулируют данные отноше­ния, и на основании найденного материала сделать соответствующие выводы, т. е. ответить на вопрос, поставленный в задаче. При ответе не­обходимо ссылаться на конкретные пункты и статьи тех или иных нор­мативно-правовых актов. В ответе на задачу недостаточно указать ста­тью нормативного акта, необходимо дать анализ данной ситуации и за­тем сослаться на закон. Примерный вариант решения задачи приведен в приложении 2.

3. При оформлении титульного листа контрольной работы необходимо со­блюдать такие же правила оформления, как и при написании реферата (прил. 1).

В программу включен перечень тем рефератов, выполнение которых обя­зательно, в случае указания на это преподавателем. При написании рефератов необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Работа выполняется письменно, аккуратным разборчивым почерком или на компьютере на стандартных листах формата А 4.

2. При раскрытии темы реферата допускается использование учебников, учебных пособий, монографий различных авторов, но при использова­нии указанных источников не допускается скрытое заимствование тек­ста. Если используются цитаты, то их необходимо оформить соответст­вующим образом (сделать ссылку). Любая совместная деятельность по выполнению контрольной работы не допускается. В случае обнаруже­ния хотя бы двух одинаковых рефератов работы зачету не подлежат.

3. Оформление титульного листа должно соответствовать прилож. 1 (см. приложения). Объем работы не ограничен, ответ должен быть полным и без липших фраз.

Контрольная работа и (или) реферат сдают для проверки в сроки, указан­ные преподавателем, или в сроки, установленные деканатом учебного заведе­ния. В случае неудовлетворительного выполнения работы последняя возвраща­ется студенту на доработку. Срок повторной сдачи работы устанавливается преподавателем.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Варианты контрольной работы.

Вариант 1.

I.Раскройте следующие вопросы:

1. Перечислите органы государства, которые осуществляют государственную административную деятельность.

2. В каких официальных изданиях публикуются источники административного права и каковы сроки их опубликования?

3. Какие административно-правовые отношения относятся к вертикальным, а какие к горизонтальным? Привести примеры.

4. В каких случаях ограничивается право гражданина на выбор места жительства?

5. С помощью кругов изобразите соотношение понятий «правовой статус человека», «правовой статус гражданина», «административно-правовой статус гражданина», «административная правосубъектность гражданина».

II.Решите задачи:

1. Мартынов - пенсионер, инвалид войны, активный обществен­ник - заметил, что его сосед Зайцев в сквере возле дома органи­зовал с друзьями выпивку. Он потребовал немедленно прекра­тить ее и разойтись. Зайцев сказал, что требовать вправе лишь сотрудник милиции. Мартынов ответил, что требовать прекра­щения нарушения закона может каждый гражданин, и наруши­тель обязан выполнить его требования. Выпивка продолжа­лась.

Ночью Мартынов был разбужен громким пением под гитару под окнами своей квартиры. Выйдя на улицу, он увидел, что на­рушают его покой сосед Зайцев и его подруга Птичкина. Воз­мущенный, он потребовал прекратить шум и не нарушать его право на отдых. Зайцев обругал Мартынова и ответил, чтобы он не мешал развлекаться - ведь они поют не в квартире у него, а на улице.

Каково ваше мнение о природе данных общественных отноше­ний?

2. Директор ООО «Синтез-Г» Петров со ссылкой на производственную необходимость отказал в предоставлении отпуска мастеру цеха № 2 Сидорову, зарегистрированному кандидатом в городской Совет города К, в период прове­дения агитационной деятельности. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

3. 30 января 2007 г. Главный инженер ОАО «Жилстрой» Жилин распоря­дился спилить деревья на стройплощадке. В результате указанных действий была повреждена электролиния напряжением 380 вольт в одном из микрорай­онов города и обесточено 4 жилых дома. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

4. 17 января 2007 г. Янов после распития спиртных напитков с несовер­шеннолетним сыном Андреем доверил ему управление личным автомобилем -разрешил поставить автомобиль в гараж. Андрей был задержан работниками ГИБДД. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

Тема 14. Административное право и законность в сфере реализации исполнительной власти - student2.ru Вариант 2.

I. Раскройте следующие вопросы:

1.Виды источников административного права (составить схему с учетом юридической иерархии).

2. Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти?

3. Каким образом в административно-правовых отношениях проявляются особенности предмета и метода правового регулирования административного права?

4. Перечислите виды специальных административно-правовых статусов граждан.

5. С помощью кругов изобразите схематически соотношения понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «служащий государственной организации», «служащий государственного предприятия, учреждения», «государственный гражданский служащий», «военнослужащий», «служащий правоохранительной службы».

II. Решите задачи.

1.В семье Матросова, директора завода «Металлист», 8 августа родилась дочь, которую родители решили назвать Марией. В тот же день сыну Матросовых Ивану исполнилось 14 лет. А через месяц умерла бабушка Ивана.

Имеют ли данные факты юридическое значение? Какие адми­нистративно-правовые отношения возникают на их основе?

2. 11 февраля 2007 г. сотрудница налоговой инспекции Ежова по просьбе предпринимателя Соева передала ему списки предпринимателей, зарегистриро­ванных в г. «С» с указанием их Ф.И.О., адресов, телефонов, мест нахождения офисов. Данную информацию Соев в электронном виде продавал на рынке в г, «С». Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

3. Председатель ОАО «Каспрыба» Оков 20 марта 2007 г, без разрешения пограничных органов РФ в территориальных водах Каспийского моря осущест­влял рыбный промысел. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

4. Заместитель начальника ЖКО №3 г. «К» дал указание своим служащим разместить агитационные плакаты за кандидата на должность мэра г. «К» за 3 дня до начала агитационного периода, определенного законом. Указанные плакаты были расклеены. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

Вариант 3.

I.Раскройте следующие вопросы:

1.Каковы принципы государственной исполнительной власти? Дайте их краткую характеристику.

2. Назовите отличия норм административного права от норм конституционного, уголовного, гражданского права.

3. По каким критериям можно подразделить юридические факты в административном праве? Приведите примеры юридических (фактических) составов – оснований административно-правовых отношений.

4. Когда возникает административная правоспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности граждан? Я является ли она отчуждаемой?

5. С помощью кругов изобразите соотношение понятий «надзор» и «контроль» с помощью кругов.

II.Решите задачи:

1. Главный государственный санитарный врач г.Красноярска принял решение о временном отстранении от работы ряда государственных таможенных служащих работников регионального таможенного управления Красноярского края, являющихся носителями возбудителей инфекционного заболевания. Кроме того, он применил дисциплинарные взыскания к работникам регионального таможенного управления Красноярского края, допустившим нарушение санитарных правил.

Правомерны ли его действия? В каком нормативном акте и в какой статье урегулирован этот вопрос?

2. 20 января 2007 г. Пенько организовал группу девушек и обеспечивал их клиентами для занятий проституцией, взимая с них 50 % платы за данный вид деятельности. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

3. Сихно, наняв бригаду из 3-х человек, с применением экскаватора с 20 мая 2004 г. по 1 октября 2007 г. без получения в установленном порядке разрешения (открытого листа) производил археологические раскопки на территории Республики Хакасия. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

4. 20 марта 2007 г. Петров передал управление своим автомобилем своему сыну Ивану, не имеющему водительского удостоверения, для того, чтобы сын поставил автомобиль в гараж. Сын был задержан работниками ГИБДД за пре­вышения скорости на 20 км/час. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

Вариант 4.

I.Раскройте следующие вопросы:

1. Нормами каких отраслей право регулируется деятельность Правительства РФ?

2. К какому типу субъектов административного права можно отнести должностное лицо? (Объяснить почему).

3. Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ?

4. По каким критериям можно подразделить административно-правовые отношения на отдельные виды (группы)?

5. С помощью кругов изобразите схематически соотношения понятий «гражданская служба», «военная служба», «государственная служба», «правоохранительная служба», «служба в рядах ВДВ (воздушно-десантных войск)», «служба в ОМОН (отряде милиции особого назначения)».

II.Решите задачу:

1. На экзамене по административному праву на вопрос об особен­ностях административно-правовых отношений студент Са­пожков ответил так: «Одной из сторон данных отношений все­гда является орган государства или его представитель; они но­сят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон отношений; стороны юридически не равны; субъектив­ные права сторон защищаются вадминистративном порядке».

Наши рекомендации