Административное правонарушение: понятие и юридический состав

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав – это совокупность (единство) установленных законодательством объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие обязательные четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

Объект административного правонарушения – это урегулированные нормами административного и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной деятельности власти.

Общим объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, охраняемые законодательством об административных правонарушениях. Определить общий объект можно из анализа ст. 1.2 КоАП РФ. Это личность, права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок и общественная безопасность и др.

Родовым объектом административного правонарушения признается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений. Как правило, они сосредоточены в одной главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, административное правонарушение в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, административные правонарушения в области таможенного дела, в промышленности, сельском хозяйстве и т. д.).

Видовой, т.е. разновидность родового, объект – специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, административные правонарушения в области воинского учета и др.).


Каждое конкретное правонарушение имеет непосредственный объект посягательства, например, общественный порядок, общественная нравственность, честь, достоинство граждан при мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ).

Объективная сторона административного правонарушения – совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, которые являются внешним проявлением противоправного деяния.

С точки зрения объективной стороны состава административных правонарушений можно разделить на формальные(когда административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Обязательным признаком объективной стороны правонарушения с формальным составом является противоправное действие или бездействие (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути может выражаться в следующих действиях – пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, остановка на железнодорожном переезде и т.д.). Обязательным признакомобъективной стороны правонарушения с материальным составом является противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием наступившими последствиями.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав.

Наряду с обязательными признаками объективной стороны, рассмотренными выше, в учебной литературе выделяют и факультативные признаки, которые в одних составах указаны, а в других нет[3] - время, место, способ, характер совершенного деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, приемы, применяемые нарушителем (мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты и т.д.).

Часто в составе правонарушения присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, исключительная экономическая зона и др.) и времени (установленный срок, при исполнении служебных обязанностей и т.д.).

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.

Повторность необходимо отличать от неоднократности правонарушения, квалифицируемого как совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ. Систематическим же правонарушением считается такое, которое повторяется в течении года несколько раз.

Признак злостности характеризуется нежеланием виновного отказаться от продолжаемого деяния, об игнорировании выполнения неоднократно повторенных законных требований полномочного должностного лица. Это например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение – физические и юридические лица.

В рамках общего субъекта – вменяемого, достигшего 16-летнего возраста – КоАП определяет круг специальных и особых субъектов. К специальным субъектам относятся несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ), должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ), иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6 КоАП РФ). К особым субъектам следует отнести военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ).

Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II групп.

Любой субъект должен обладать административной деликтоспособностью. Административная деликтоспособность физических лиц на­ступает по достижении 16-летнего возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности совершившего админист­ративное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемна­дцати лет оно может быть освобождено от административной от­ветственности с применением к нему меры воздействия, преду­смотренной федеральным законодательством о защите прав несо­вершеннолетних.

Должностные лица привлекаются к административной ответ­ственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполне­нием ими служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении адми­нистративного правонарушения, подлежит ответственности на об­щих основаниях, то есть как физическое лицо.

Согласно Кодексу под должностными лицами следует пони­мать лиц, постоянно, временно или в соответствии со специаль­ными полномочиями осуществляющих функции представительной власти, то есть наделенных в установленном законом порядке рас­порядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данных должностных лиц, а равно и лиц, выполняющих организационно-распорядительные или адми­нистративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных предприятиях, учреждениях, а также в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках и воинских формиро­ваниях Российской Федерации. Индивидуальные предпринимате­ли, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или администра­тивно-хозяйственных функций, несут административную ответст­венность как должностные лица.

Свои особенности имеет деликтоспособность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинар­ных уставов за совершение административных правонарушений (ст. 2.5). Военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Лица рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел, сотрудники федеральных органов налоговой полиции несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми акта­ми, регламентирующими порядок прохождения службы в назван­ных органах. Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, санитарного законодательства, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов, норм законо­дательства об охране окружающей природной среды, других ука­занных в законе норм эти лица несут административную ответст­венность на общих основаниях. Указанным лицам не могут быть назначены административные наказания в виде административ­ного ареста, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также и в виде административного штрафа.

В КоАП РФ закреплено в качестве субъекта административного правонарушения и юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст. 20.10 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде административного штрафа с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо административного приостановления их деятельности.

Административная деликтоспособность юридических лиц на­ступает с момента их образования в установленном законом по­рядке. Ее возрождение обусловлено переходом к рыночным от­ношениям, появлением хозяйствующих субъектов различных ор­ганизационно-правовых форм. Новые экономические условия да­ют основания повышать влияние административного (материаль­ного) штрафа как меры воздействия в целях обеспечения законно­сти в деятельности юридических лиц, поскольку, скажем, крупные размеры штрафа могут ощутимо отражаться на их имущественном состоянии.

Признаки юридического лица в качестве субъекта администра­тивного правонарушения характеризуются обезличенностью, то есть коллективной виной юридического лица в совершении пра­вонарушения, которая определяется по правовым последствиям его деятельности.

Административная ответственность юридических лиц преду­смотрена нормами Особенной части Кодекса и законами субъектов Российской Федерации. Юридические лица не всегда являются субъектами только специфических для них правонарушений. Субъ­ектами многих правонарушений признаются как физические, так и должно­стные, и юридические лица.

Если в нормах Кодекса не указано, применяются ли они к фи­зическому, должностному или юридическому лицам, данные нор­мы в равной мере действуют в отношении того, другого и третьего лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства, совершившие административные правона­рушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Что касается вопроса об административной ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Российской Федерации иностранным гражданином, который, со­гласно законодательству, пользуется иммунитетом от администра­тивной юрисдикции Российской Федерации, то он разрешается дипломатическим путем и в соответствии с нормами международ­ного права.

Субъективная сторона состава административного правонарушения – это вина, т.е. психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве.

При совершении административного правонарушения с прямым умыслом гражданин осознает противоправность своего действия или бездействия, предвидит и желает наступления его общественно опасных последствий.

В случае совершения административного правонарушения с косвенным умыслом субъект решается на противоправное действие или бездействие опосредованно – не желает наступления вредного результата, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично.

Так, при совершении мелкого хищения лицо сознает, что оно незаконно с корыстной целью завладевает чужим имуществом, предвидит, что в результате этого будет причинен ущерб физическому или юридическому лицу и желает этого. В другом случае, водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление.

Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Анализ содержания ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ дает основания для выделения двух видов неосторожной вины: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить. При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления вредных последствий, рассчитывая их предотвратить, исходя из конкретных реальных возможностей. Расчет делается, как правило, на такие обстоятельства, как собственные силы, знания или опыт самого нарушителя, других лиц и иные возможные обстоятельства.

Небрежность состоит в непредвидении нарушителем возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности лицо должно было и могло предвидеть эти последствия. Например, по ст. 19.16 КоАП РФ административная ответственность наступает за небрежное хранение удостоверения личности гражданина, повлекшее его утрату.

Несмотря на то, что административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, его значительно сложнее квалифицировать. В этом случае в процессе административного производства необходимо доказать, что лицо, совершившее проступок, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности вредоносности проступка, хотя должно было их предвидеть.

От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «казусом» – нередко приходится встречаться при рассмотрении дел об административных нарушениях на транспорте.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковым является вина в форме умысла и неосторожности, в учебной литературе выделяют и факультативные признаки. Последними признаются мотив и цель правонарушения, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.[4] В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законодательстве. Так, ст. 6.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Получение дохода – это цель, которая выступает в качестве конституционного признака данного правонарушения, а его отсутствие свидетельствует об отсутствии правонарушения. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.

Таким образом, юридический состав административного правонарушения – это сложная логическая конструкция, позволяющая решать задачу правовой квалификации действия или бездействия и привлечения нарушителя к ответственности.

2. Государственное управление таможенным делом.

Важные задачи области внешней и внутренней торговли выполняет таможенная служба.

Цели таможенной политики – обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории РФ, участие в реализации торгово-аналитических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие структурной перестройке, выполнение других задач экономической политики страны.

Средства осуществления таможенной политики – порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль.

Важность управленческой деятельности в сфере таможенного дела(обеспечивает около трети доходов в бюджет страны).

Таможенная деятельность регулируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» и другими НПА (таможенный тариф – свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД РФ; регулирование уровня ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Таможенным тарифом, осуществляется в целях повышения эффективности ВЭД).

Министерство экономического развития и торговли РФ(Минэкономразвития РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности (в том числе малого и среднего бизнеса), внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики РФ, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного запаса, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, ФА по государственным резервам, ФА кадастра объектов недвижимости, ФА по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.


Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах, а также совместно с МИД РФ – руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ.

Минэконромразвития РФ – уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий государственное регулирование ВЭД, регулирование оценочной деятельности, проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством ограничений на экспорт и импорт товаров (оно также осуществляет контроль за проведением конкурсов по размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения).

Министерство принимает НПА, устанавливающие (перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности; состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц; план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий; порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций).

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои представительства за рубежом.

Полномочия ФТС:

1) осуществляет взимание таможенных пошлин, налоговых, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов; контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимает меры по их принудительному взысканию;

2) обеспечивает соблюдение установленного в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

3) осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

4) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и обеспечивает опубликование таких решений;

5) осуществляет ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

6) осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

7) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение, дознание и производство неотложных следственных действий, осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

ФТС имеет право (по согласованию с Минэкономразвития создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты и специализированные таможенные органы, определять регион деятельности таможенных органов, утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах).

Нормативное регулирование в сфере таможенного дела осуществляет Минэкономразвития – принимает НПА, определяющие:

1) порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также реестра объектов интеллектуальной собственности;

2) порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств (совместно с Минфином);

3) форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций, а также других НПА.

Билет № 13

Наши рекомендации