Учение о наказании в уголовном праве Франции

3.1. Понятие и цели наказания в уголовном праве Франции

Во французскойуголовно-правовой теории по вопросу о сущности и целях наказания сталкиваются две основные "школы": современного неоклассицизма и новой социальной защиты.

Согласно теории современного неоклассицизма наказание — форма общественной реакции на совершение преступного деяния, которая традиционно преследует две основные цели: воздаяние и устрашение. Основные черты наказания представляют собой точ­ное выражение его целей. Мучительный характер наказания явля­ется прямым следствием стремления государства к воздаянию. Лицо виновно в совершении преступного деяния, а значит, должно иску­пить свою вину. В связи с этим вполне естественно, что наказание должно быть для преступника мучительным, болезненным и мало­приятным. Более того, наказание должно быть столь мучительным, сколь тяжелым было совершенное деяние. Наказание имеет опре­деленный характер, т. е. французское уголовное право должно из­бегать назначения наказаний с неопределенным сроком или режи­мом. Наказание, согласно данной теории, должно быть исполнено так, как назначено судом, без каких-либо последующих изменений срока и содержания наказания (М.–Л. Расса).

Представители теории новой социальной защиты выступают против такой трактовки наказания и в качестве основных целей на­казания рассматривают исправление и ресоциализацию пре­ступника. "Важно, — пишет М. Ансель, — так построить наказа­ние, чтобы оно само по себе перевоспитывало; ...необходимо также, чтобы его функция ресоциализации признавалась главной и отли­чалась от простого побочного воспитательного действия неокласси­ческого возмездного наказания. Наказание социальной защиты... должно, причем в первую очередь, преследовать цель возвращения преступника обществу. Единственное страдание, которое может и должно быть с ним сопряжено, — это страдание от лишений, кото­рые очень болезненно переносятся современным человеком: пре­ступника лишают свободы (причем тюремное заключение не долж­но приносить дополнительных мучений и притеснений), лишают денежных средств (причем штраф должен назначаться из такого

расчета, чтобы не доводить осужденного до нищеты, до возмуще­ния и не заставлять его прибегать ко всяческим ухищрениям), ли­шают прав (причем это должно делаться очень продуманно и не должно мешать возвращению к нормальному социальному поведе­нию), а также лишают права заниматься некоторыми видами дея­тельности или пользоваться некоторыми льготами (что, находясь на границе между мерой безопасности и наказанием, должно обес­печивать и облегчать возврат к нормальному существованию)".

УК Франции не содержит определения наказания и не фор­мулирует его целей. О некоторых целях наказания говорится в УПК Франции 1958 г. применительно к конкретным уголовно-правовым мерам. Так, лица, осужденные за убийство несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, либо за убийство, сопряженное с изнасилова­нием или другими преступлениями, указанными в ст. 718 УПК Франции, отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, позволяющих обеспечить последовательную медицинскую и психо­логическую адаптацию. Такая льгота, как разрешение временно покидать пенитенциарное учреждение, имеет целью "подготовить профессиональную или социальную адаптацию осужденного, сохра­нить его семейные отношения или предоставить ему возможность выполнить какую-либо обязанность, требующую его присутствия" (ст. 723-3 УПК). Условное освобождение может быть предоставлено только в случае, когда появились "весомые сведения о социальной реадаптации" осужденного (ст. 729 УПК). Меры содействия, сопро­вождающие исполнение такого уголовного наказания, как запре­щение проживать в определенных местах, имеют целью облегчить социальное исправление осужденного (ст. 763-3 УПК). О социаль­ной реадаптации говорится и в других статьях УПК Франции (см., например, ст. 720-4, 721-1). Таким образом, французский зако­нодатель делает акцент на такой цели наказания, как ресоциализа-ция преступника. Именно с этой целью были введены в уголовное право Франции новые виды лишения свободы, институт пробации и другие меры уголовно-правового характера, о которых речь пой­дет ниже. В этом слышен отголосок идей школы новой социальной защиты. Социальная реадаптация понимается сторонниками дан­ного направления как приспособление преступника к условиям жизни в обществе, его "возвращение" в социальную среду. Вместе с тем законодатель обходит молчанием цели применения таких на­казаний, как пожизненное лишение свободы, многомиллионные штрафы в качестве наказания за корыстные преступления и т. п.

Анализ норм Особенной части действующего УК Франции по­зволяет сделать вывод о том, что в Кодексе предпринята попытка воплотить как идеи современного неоклассицизма (применительно к наиболее тяжким преступлениям), так и принципиальные положения школы новой социальной защиты. С одной стороны, законо­датель нередко прибегает к достаточно суровым наказаниям. В этих случаях четко прослеживается стремление к "воздаянию" за при­чиненное зло, а цель исправления и ресоциализации отодвигается на второй план. Так, пожизненным заключением карается умыш­ленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, применение пыток и акты жестокости, сопряженные с другим пре­ступлением, изнасилование с применением пыток и т. д. Сурово наказывается "простое" оставление малолетнего ребенка в каком-либо месте (семью годами заключения), умышленное воспрепятст­вование оказанию помощи другому лицу или борьбе со стихийным бедствием (семью годами заключения) и т. п. Кодекс устанавливает, наряду с длительными сроками лишения свободы, миллионные штрафы за совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Так, хищение, совершенное с применением или даже простой угрозой применения оружия, карается двадцатью годами заключения и штрафом в размере одного миллиона франков. Хи­щение, сопряженное с причинением смерти, карается пожизнен­ным уголовным заключением и штрафом в размере одного миллио­на франков.

Вместе с тем в области проступков УК предусмотрел большое количество наказаний, призванных сократить число случаев на­значения тюремного заключения небольшой продолжительности, поскольку побочный эффект кратких сроков лишения свободы де­лает такое наказание нецелесообразным (отрыв осужденного от се­мьи и потеря социальных связей, утрата работы и профессиональ­ной квалификации и т. п.). Вместо кратких сроков лишения свободы судья, например, может назначить наказания, лищающие опреде­ленных прав или их ограничивающие. К таким правам относятся право осуществления профессиональной или общественной деятель­ности, водительские и охотничьи права, право ношения оружия и др.

3.2. Система наказаний

Система наказаний во Франции предопределяется видами преступных дея­ний. За совершение преступлений назначаются уголовные наказания, проступков — исправительные и наруше­ний - полицейские.

К физическим лицам, совершившим преступления, применяются следующие уголовные наказания:

1) пожизненное заключение или заточение;

2) заключение или заточение на срок от 10 до 30 лет;

3) штраф.

Исправительными наказаниямиявляются:

1. Тюремное заключение до 10 лет.

2. Штраф (до 1 млн франков).

3. Штраф в виде штрафо-дней (рассроченная по дням уплата штрафа). Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов подсудимого и не может превышать 2000 франков. Число штрафо-дней опреде­ляется с учетом обстоятельств дела и не должно быть более 360.

4. Неоплачиваемые работы в общественных интересах (от 40 до 240 часов).
Такие работы осуществляются в пользу государственного юридического лица и
только в том случае, если на это получено согласие осужденного. При отказе осужденного выполнять работы в общественных интересах ему назначается на­казание в виде тюремного заключения или другое наказание (кроме штрафа или штрафа в виде штрафо-дней). Работа в общественных интересах может совме­щаться с осуществлением профессиональной деятельности.

5. Лишение или ограничение прав (лишение водительских прав, конфискация транспортного средства, запрещение владения или ношения оружия, лишение разрешения на охоту, запрещение на срок до 5 лет выдавать чеки, конфискация орудия преступления).

В качестве дополнительныхнаказаний за совершение преступлений или проступков могут быть назначены:

- ограничение правоспособности;

- лишение политических, гражданских и семейных прав (право голосовать,
право быть избранным, право отправлять правосудие или выступать в качестве
эксперта перед судом, давать свидетельские показания, быть опекуном или попе­чителем) сроком до 10 лет в случае осуждения за совершение преступления и до
5 лет в случае осуждения за проступок;

- запрещение (бессрочное или на срок до 5 лет) состоять на государственной
службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, в
связи с которой было совершено преступное деяние;

- запрещение использования или конфискация какого-либо предмета;

- закрытие заведения, то есть запрет на осуществление в нем деятельности, в
связи с которой было совершено преступное деяние;

- распространение судебного постановления через средства массовой инфор­мации;

- запрещение совершать сделки с государственными организациями.

В отношении иностранного гражданина, виновного в совершении преступле­ния или проступка, может быть назначено наказание в виде запрещения нахо­диться на французской территории( в слу­чае совершения преступления – до 10 лет, проступка – до 5 лет). Запрет на про­живание прекращается при достижении осужденным возраста 65 лет.

В тех случаях, когда запрет на проживание дополняет меру наказания, связан­ную с лишением свободы, срок запрета исчисляется со дня начала исполнения основного наказания (то есть с первого дня лишения свободы).

Запрещение нахождения на французской территории предусматривает вы­дворение осужденного за границу по истечении срока его тюремного заключения или заточения.

Исключениями в данном случае являются:

1. Осужденный, который докажет, что постоянно проживает во Франции с
момента достижения 10-летнего возраста.

2. Осужденный, который докажет, что он регулярно проживает во Франции
не менее 15 лет.

3. Осужденные отец или мать французского ребенка, постоянно проживаю­щего во Франции (при условии оказания ребенку реальной помощи).

4. Осужденный, состоящий в браке в течение не менее чем одного года, с ли­цом, имеющим французское гражданство, при условии, что вступление в брак
предшествовало действиям, повлекшим осуждение. Важно также, чтобы совмест­ная жизнь супругов не прекращалась и чтобы другой супруг сохранил француз­ское гражданство.

За совершение нарушенийфизическим лицам назначаются следующие виды наказаний:

1) штраф от 250 до 10 тыс. франков, а при рецидиве до 20 тыс. франков;

2) лишение или ограничение прав (водительских прав, запрет на пользование транспортным средством, конфискация оружия, орудия или предмета преступления, на охоту, выдавать чеки).

Согласно ст. 131-15 УК наказание штрафом не может быть назначено вместе с наказаниями в виде лишения или ограничения прав.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с Ордо­нансом от 2 февраля 1995 г. применяются следующие меры наказания:

1) установление поднадзорного режима;

2) принудительные общественные работы;

3) лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора;

4) лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора и предоставлением
испытательного срока;

5) тюремное заключение.

Кроме того, к несовершеннолетним преступникам применяются меры защи­ты, помощи, меры по осуществлению надзора и принудительные меры воспита­тельного характера. Для осуществления этих мер во Франции специально созда­но Управление судебной защиты молодежи, а также службы консультирования по вопросам воспитания. Эти учреждения выполняют функции некарательного воздействия на молодых правонарушителей.

К юридическим лицам,совершившим преступления и проступки, применяют­ся следующие наказания:

1. Штраф, размер которого равен 5-кратной величине штрафа, предусмотрен­ного для физических лиц.

2. Ликвидация, применяемая в случае, если юридическое лицо совершило
преступление, за которое физическое лицо наказывается тюремным заключени­ем на срок свыше 5 лет.

3. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) осуществлять прямо
или косвенно один или несколько видов профессиональной либо общественной
деятельности.

4. Помещение под судебный надзор на срок не более 5 лет.

5. Закрытие (бессрочное или на срок не более 5 лет) одного или нескольких
филиалов предприятия, использовавшихся для совершения инкриминируемых
деяний.

6. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) совершать сделки с государственными организациями.

7. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) привлекать сбереже­ния населения. Это означает, что юридическое лицо не вправе размещать ценные
бумаги, использовать помощь кредитных учреждений или брокерских фирм, рек­ламировать свою деятельность.

8. Запрещение на срок не более 5 лет выдавать чеки.

9. Конфискация орудия или предмета преступления.

10.Афиширование судебного постановления в средствах массовой информации.

За нарушения к юридическим лицам применяются:

1) штраф, размер которого равен 5-кратной величине штрафа, предусмотрен­ного для физических лиц, совершивших нарушения;

2) запрещение (на срок не боле 1 года) выдавать чеки;

3) конфискация предмета или орудия преступления.

3.3 Виды наказания

Лишение свободы. Во Франциисуществует несколько видов лишения свобо­ды, которые различаются как по месту отбывания, так и по режиму содержания. Лишение свободы, назначаемое за совершение пре­ступления, традиционно делится на два вида: уголовное заключе­ние за совершение общеуголовного преступления и уголовное зато­чение за совершение политического преступления. Хотя к настоя­щему времени, как отмечают французские юристы, принципиаль­ные различия (в форме, в особенностях быта, привлечения к труду и т. п.) между этими двумя видами стерлись в связи с общей гума­низацией уголовно-исполнительной системы. За совершение про­ступка назначается другой вид лишения свободы — исправитель­ное тюремное заключение, отличающееся от вышеуказанных видов лишения свободы режимом содержания.

Особый интерес представляют такие новые формы лишения свободы, как режим полусвободы и исполнение тюремного заклю­чения по частям. Так, при назначении исправительного тюремного заключения сроком до одного года включительно, если это необхо­димо для осуществления осужденным профессиональной деятель­ности, получения им образования, медицинского обследования, уча­стия в жизни семьи, с целью ресоциализации суд может вынести решение об исполнении такого наказания в режиме полусвободы. Последний заключается в разрешении осужденному покидать пе­нитенциарное учреждение на время исполнения своих обязанно­стей, медицинского обследования или лечения, получения образо­вания и т. п.

Суд может вынести решение об исполнении назначенного на­казания по частям: в области проступков — об исполнении тюрем­ного заключения, назначенного сроком не более одного года, в об­ласти проступков и нарушений — об исполнении по частям штра­фа, штрафо-дней или временного лишения водительских прав — в любом случае в течение срока, не превышающего трех лет. Необхо­димыми условиями для применения такой меры являются сущест­венные причины медицинского, семейного, профессионального или социального порядка.

Доктрина исправления и перевоспитания преступника (осужденного к тю­ремному заключению) исходит из того, что человек, совершивший преступление не может сразу исправиться. Поэтому он обязательнодолжен провести в тюрьме строго определенный минимальный срок, который называется периодом надеж­ности. Втечение этого срока в отношении осужденного не применяются меры изменения (в сторону смягчения) режима содержания. Например, он не может быть условно освобожден, помещен вне исправительногоучреждения, находить­ся в режиме полусвободы.

Если осужденный приговорен к пожизненному заточению, продолжительность периода надежности составляет 18 лет. В других случаях период надежнос­ти равен, как правило, половине срока наказания. Однако суд присяжных или трибунал может особым решением либо увеличить этот срок до 22 лет при пожиз­ненном заточении и до двух третей срока в остальных случаях, либо постановить о сокращении этого срока.

Во Францииштраф — самый распространенный из иму­щественных видов наказания. При этом суще­ствуют две разновидности штрафа: обычный денежный штраф и штрафо-дни.

Физическому лицу может быть назначен штраф, максималь­ный размер которого составляет за совершение преступления — 50 млн. франков, за совершение проступка — 1 млн. франков и за совершение нарушения 5-го класса — 20 тыс. франков.

Наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности осуж­денного регулярно вносить в государственный бюджет определен­ные денежные суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсуди­мого и не может превышать двух тысяч франков. Количество штра­фо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней.

Юридическому лицу может быть назначен штраф, максималь­ный размер которого составляет: за преступление — 250 млн. фран­ков, за проступок — 5 млн. франков и за нарушение 5-го класса — 50 тыс. франков. В случае повторного привлечения к уголовной от­ветственности указанный максимум штрафа удваивается.

В случае уклонения от уплаты штрафа он может быть заменен принудительным заключением под стражу из следующего расчета: 5 дней — при сумме долга от 1000 до 3000 франков, 10 дней — от 3000 до 10 000 франков, 20 дней — от 10 000 до 20 000 франков и т. д., максимум 4 месяца при сумме долга свыше 80 000 франков. Принудительное заключение не применяется к несовершеннолетним и лицам старше 65 лет. Эта мера не применя­ется к тем, кто докажет свою неплатежеспособность, представив справку от налогового инспектора, от мэра или комиссара полиции. Нельзя назначить такую меру одновременно в отношении мужа и жены.

3.4. Назначение наказания

Принципы назначения наказания детально регламентируются в УК Франции. К ним относятся:

1. Назначение наказания только судом.

2. Индивидуализация наказания. УК обязывает суд учитывать об­стоятельства преступного деяния и личность его исполнителя (например, если
преступление совершено предумышленно, то преступник наказывается более
строго; если суд назначает наказание в виде штрафа, то сумма определяется с уче­том доходов и расходов исполнителя деяния).

3. Гуманизм уголовного наказания. Суд, учитывая этот принцип, может минимизировать наказание, то есть назначить срок заключения (или штраф) меньше, чем это предусмотрено абсолютно опре­деленной санкцией статьи.

Уголовный кодекс Франции не содержит предписаний, обязывающих суд на­значать одно из двух альтернативных наказаний. Поэтому за совершение пре­ступления или проступка суд может назначить сразу несколько основных и (или) дополнительных наказания.

Назначение наказаний по совокупности преступленийосуществляется в соот­ветствии со следующими правилами:

1) если за совершение преступления УК предусматривает несколько наказа­ний одного вида, то суд назначает только одно наказание одного вида;

2) назначенное наказание считается общим для всей совокупности преступ­ных деяний в пределах установленного законом максимума, то есть действует принцип поглощения менее строгого наказа­ния более строгим.

Назначение наказания по совокупности приговоровосуществляется по прави­лам поглощения менее строгого наказания более строгим или путем полного или частичного сложения наказаний одного вида. Французская юридическая доктри­на относит институт назначения наказания не к материальному, а к процессуаль­ному праву, поэтому данные вопросы подробно регламентируются в УПК Фран­ции.

В случае рецидивафизическое лицо может быть наказано более строго, чем предусмотрено верхним пределом санкции.

В случае рецидива юридическое лицо, совершившее преступление или про­ступок, наказывается штрафом, максимальный размеркоторого может быть в 10 раз больше, чем установлено УК заданное преступление или проступок.

3.5. Меры безопасности и иные меры уголовно-правового воздействия

Французскомууголовному праву также известно понятие
меры безопасности, однако в законе отсутствует их система.

Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер:

– меры безопасности, официально признанные и применяе­мые в качестве таковых (меры воспитательного характера, приме­няемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния; меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным
невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" ал­коголикам, наркоманам и токсикоманам);

– меры безопасности, функционирующие под видом наказа­ний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещаю­щие исправительное тюремное заключение и др.);

– меры безопасности, функционирующие в административ­ном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лече­ние больных венерическими заболеваниями, административное за­крытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.);

– меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки
исполнения или назначения наказания с помещением в режим ис­пытания или с предписанием, либо в рамках условного освобож­дения.

3.6. Освобождение от наказания

Отсрочка наказанияпроизводится в том случае, когда суд приходит к выводу, что исправление виновного достигнуто и причиненный ущерб возмещен. Во Франции институт отсрочки закреплен в действующем УК в двух ее основных видах: в виде отсрочки исполнения наказа­ния и в виде отсрочки назначения наказания.

В свою очередь отсрочка исполнения наказания представлена в трех видах: а) простая отсрочка исполнения наказания; б) отсроч­ка исполнения наказания с помещением осужденного в режим ис­пытания; в) отсрочка исполнения наказания с возложением на осу­жденного обязанности выполнять труд в общественных интересах.

Отсрочка назначения наказания также представлена в трех видах: а) простая отсрочка назначения наказания; б) отсрочка на­значения наказания с помещением осужденного в режим испыта­ния; в) отсрочка назначения наказания с предписанием.

Пробация. Условия назначения пробации: 1) может быть назначена толь­ко физическим лицам; 2) за совершение общеуголовного преступ­ления или такого же проступка (за политические преступные дея­ния пробация не назначается); 3) при отсрочке исполнения наказа­ния пробация возможна при назначении лишения свободы на срок не более 5 лет; 4) установление испытательного срока; 5) выполне­ние определенных обязанностей; 6) возможность воспользоваться мерами помощи, в том числе материальной.

Режим мер испытания во Франции включает следующие обя­зательные мероприятия: отвечать на вызовы уполномоченного по пробации, предоставлять ему сведения и документы, необходимые для контроля за средствами существования осужденного, преду­преждать об изменении места жительства и работы. Помимо этого в каждом конкретном случае с учетом личности осужденного и об­стоятельств совершенного преступления или проступка судья вправе возложить на него и другие обязанности, которые являются фа­культативными. К таким обязанностям относятся следующие: про­должить образование или профессиональное обучение, пройти ме­дицинское обследование или лечение, возместить ущерб даже при отсутствии гражданского иска, воздерживаться от управления не­которых транспортных средств, не посещать места продажи спирт­ных напитков, не посещать других осужденных, в частности, со­участников преступного деяния, не хранить или не носить оружие и пр.

Во Францииосвобождение от продолжения отбывания на­казания может последовать в результате амнистии или помилова­ния. Вопросы досрочного условного и безусловного освобождения регламентируются УПК Франции 1958 г.

Согласно УПК основаниями для УДО служат: 1) наличие "ве­сомых сведений о социальной реадаптации" осужденного; 2) отбы­тие не менее 1/2 срока лишения свободы (для рецидивистов — не менее 2/3, для приговоренных к пожизненному лишению свобо­ды — не менее 15 лет). УДО не может быть предоставлено в тече­ние определенного судом периода безопасности (срока, назначае­мого в случае осуждения за тяжкие преступления). Срок, необхо­димый для УДО, в некоторых случаях может быть сокращен.

Право условного освобождения принадлежит судье по испол­нению наказаний и министру юстиции. Если осужденному назначе­но лишение свободы на срок до 5 лет, то решение принимает судья, если же назначенный срок превышает 5 лет, УДО предоставляет министр юстиции. Но и в последнем случае предложение об УДО составляет судья с учетом мнения комиссии по исполнению наказа­ний, а затем все необходимые документы направляются министру. В любом случае запрашивается мнение префекта того департамен­та, в который осужденный намеревается отправиться после освобо­ждения. Если истек установленный срок, отбытие которого может служить основанием для УДО, "положение дел каждого осужден­ного исследуется не менее одного раза в год".

Наши рекомендации