Учение о наказании в уголовном праве Франции
3.1. Понятие и цели наказания в уголовном праве Франции
Во французскойуголовно-правовой теории по вопросу о сущности и целях наказания сталкиваются две основные "школы": современного неоклассицизма и новой социальной защиты.
Согласно теории современного неоклассицизма наказание — форма общественной реакции на совершение преступного деяния, которая традиционно преследует две основные цели: воздаяние и устрашение. Основные черты наказания представляют собой точное выражение его целей. Мучительный характер наказания является прямым следствием стремления государства к воздаянию. Лицо виновно в совершении преступного деяния, а значит, должно искупить свою вину. В связи с этим вполне естественно, что наказание должно быть для преступника мучительным, болезненным и малоприятным. Более того, наказание должно быть столь мучительным, сколь тяжелым было совершенное деяние. Наказание имеет определенный характер, т. е. французское уголовное право должно избегать назначения наказаний с неопределенным сроком или режимом. Наказание, согласно данной теории, должно быть исполнено так, как назначено судом, без каких-либо последующих изменений срока и содержания наказания (М.–Л. Расса).
Представители теории новой социальной защиты выступают против такой трактовки наказания и в качестве основных целей наказания рассматривают исправление и ресоциализацию преступника. "Важно, — пишет М. Ансель, — так построить наказание, чтобы оно само по себе перевоспитывало; ...необходимо также, чтобы его функция ресоциализации признавалась главной и отличалась от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания. Наказание социальной защиты... должно, причем в первую очередь, преследовать цель возвращения преступника обществу. Единственное страдание, которое может и должно быть с ним сопряжено, — это страдание от лишений, которые очень болезненно переносятся современным человеком: преступника лишают свободы (причем тюремное заключение не должно приносить дополнительных мучений и притеснений), лишают денежных средств (причем штраф должен назначаться из такого
расчета, чтобы не доводить осужденного до нищеты, до возмущения и не заставлять его прибегать ко всяческим ухищрениям), лишают прав (причем это должно делаться очень продуманно и не должно мешать возвращению к нормальному социальному поведению), а также лишают права заниматься некоторыми видами деятельности или пользоваться некоторыми льготами (что, находясь на границе между мерой безопасности и наказанием, должно обеспечивать и облегчать возврат к нормальному существованию)".
УК Франции не содержит определения наказания и не формулирует его целей. О некоторых целях наказания говорится в УПК Франции 1958 г. применительно к конкретным уголовно-правовым мерам. Так, лица, осужденные за убийство несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, либо за убийство, сопряженное с изнасилованием или другими преступлениями, указанными в ст. 718 УПК Франции, отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, позволяющих обеспечить последовательную медицинскую и психологическую адаптацию. Такая льгота, как разрешение временно покидать пенитенциарное учреждение, имеет целью "подготовить профессиональную или социальную адаптацию осужденного, сохранить его семейные отношения или предоставить ему возможность выполнить какую-либо обязанность, требующую его присутствия" (ст. 723-3 УПК). Условное освобождение может быть предоставлено только в случае, когда появились "весомые сведения о социальной реадаптации" осужденного (ст. 729 УПК). Меры содействия, сопровождающие исполнение такого уголовного наказания, как запрещение проживать в определенных местах, имеют целью облегчить социальное исправление осужденного (ст. 763-3 УПК). О социальной реадаптации говорится и в других статьях УПК Франции (см., например, ст. 720-4, 721-1). Таким образом, французский законодатель делает акцент на такой цели наказания, как ресоциализа-ция преступника. Именно с этой целью были введены в уголовное право Франции новые виды лишения свободы, институт пробации и другие меры уголовно-правового характера, о которых речь пойдет ниже. В этом слышен отголосок идей школы новой социальной защиты. Социальная реадаптация понимается сторонниками данного направления как приспособление преступника к условиям жизни в обществе, его "возвращение" в социальную среду. Вместе с тем законодатель обходит молчанием цели применения таких наказаний, как пожизненное лишение свободы, многомиллионные штрафы в качестве наказания за корыстные преступления и т. п.
Анализ норм Особенной части действующего УК Франции позволяет сделать вывод о том, что в Кодексе предпринята попытка воплотить как идеи современного неоклассицизма (применительно к наиболее тяжким преступлениям), так и принципиальные положения школы новой социальной защиты. С одной стороны, законодатель нередко прибегает к достаточно суровым наказаниям. В этих случаях четко прослеживается стремление к "воздаянию" за причиненное зло, а цель исправления и ресоциализации отодвигается на второй план. Так, пожизненным заключением карается умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, применение пыток и акты жестокости, сопряженные с другим преступлением, изнасилование с применением пыток и т. д. Сурово наказывается "простое" оставление малолетнего ребенка в каком-либо месте (семью годами заключения), умышленное воспрепятствование оказанию помощи другому лицу или борьбе со стихийным бедствием (семью годами заключения) и т. п. Кодекс устанавливает, наряду с длительными сроками лишения свободы, миллионные штрафы за совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Так, хищение, совершенное с применением или даже простой угрозой применения оружия, карается двадцатью годами заключения и штрафом в размере одного миллиона франков. Хищение, сопряженное с причинением смерти, карается пожизненным уголовным заключением и штрафом в размере одного миллиона франков.
Вместе с тем в области проступков УК предусмотрел большое количество наказаний, призванных сократить число случаев назначения тюремного заключения небольшой продолжительности, поскольку побочный эффект кратких сроков лишения свободы делает такое наказание нецелесообразным (отрыв осужденного от семьи и потеря социальных связей, утрата работы и профессиональной квалификации и т. п.). Вместо кратких сроков лишения свободы судья, например, может назначить наказания, лищающие определенных прав или их ограничивающие. К таким правам относятся право осуществления профессиональной или общественной деятельности, водительские и охотничьи права, право ношения оружия и др.
3.2. Система наказаний
Система наказаний во Франции предопределяется видами преступных деяний. За совершение преступлений назначаются уголовные наказания, проступков — исправительные и нарушений - полицейские.
К физическим лицам, совершившим преступления, применяются следующие уголовные наказания:
1) пожизненное заключение или заточение;
2) заключение или заточение на срок от 10 до 30 лет;
3) штраф.
Исправительными наказаниямиявляются:
1. Тюремное заключение до 10 лет.
2. Штраф (до 1 млн франков).
3. Штраф в виде штрафо-дней (рассроченная по дням уплата штрафа). Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов подсудимого и не может превышать 2000 франков. Число штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств дела и не должно быть более 360.
4. Неоплачиваемые работы в общественных интересах (от 40 до 240 часов).
Такие работы осуществляются в пользу государственного юридического лица и
только в том случае, если на это получено согласие осужденного. При отказе осужденного выполнять работы в общественных интересах ему назначается наказание в виде тюремного заключения или другое наказание (кроме штрафа или штрафа в виде штрафо-дней). Работа в общественных интересах может совмещаться с осуществлением профессиональной деятельности.
5. Лишение или ограничение прав (лишение водительских прав, конфискация транспортного средства, запрещение владения или ношения оружия, лишение разрешения на охоту, запрещение на срок до 5 лет выдавать чеки, конфискация орудия преступления).
В качестве дополнительныхнаказаний за совершение преступлений или проступков могут быть назначены:
- ограничение правоспособности;
- лишение политических, гражданских и семейных прав (право голосовать,
право быть избранным, право отправлять правосудие или выступать в качестве
эксперта перед судом, давать свидетельские показания, быть опекуном или попечителем) сроком до 10 лет в случае осуждения за совершение преступления и до
5 лет в случае осуждения за проступок;
- запрещение (бессрочное или на срок до 5 лет) состоять на государственной
службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, в
связи с которой было совершено преступное деяние;
- запрещение использования или конфискация какого-либо предмета;
- закрытие заведения, то есть запрет на осуществление в нем деятельности, в
связи с которой было совершено преступное деяние;
- распространение судебного постановления через средства массовой информации;
- запрещение совершать сделки с государственными организациями.
В отношении иностранного гражданина, виновного в совершении преступления или проступка, может быть назначено наказание в виде запрещения находиться на французской территории( в случае совершения преступления – до 10 лет, проступка – до 5 лет). Запрет на проживание прекращается при достижении осужденным возраста 65 лет.
В тех случаях, когда запрет на проживание дополняет меру наказания, связанную с лишением свободы, срок запрета исчисляется со дня начала исполнения основного наказания (то есть с первого дня лишения свободы).
Запрещение нахождения на французской территории предусматривает выдворение осужденного за границу по истечении срока его тюремного заключения или заточения.
Исключениями в данном случае являются:
1. Осужденный, который докажет, что постоянно проживает во Франции с
момента достижения 10-летнего возраста.
2. Осужденный, который докажет, что он регулярно проживает во Франции
не менее 15 лет.
3. Осужденные отец или мать французского ребенка, постоянно проживающего во Франции (при условии оказания ребенку реальной помощи).
4. Осужденный, состоящий в браке в течение не менее чем одного года, с лицом, имеющим французское гражданство, при условии, что вступление в брак
предшествовало действиям, повлекшим осуждение. Важно также, чтобы совместная жизнь супругов не прекращалась и чтобы другой супруг сохранил французское гражданство.
За совершение нарушенийфизическим лицам назначаются следующие виды наказаний:
1) штраф от 250 до 10 тыс. франков, а при рецидиве до 20 тыс. франков;
2) лишение или ограничение прав (водительских прав, запрет на пользование транспортным средством, конфискация оружия, орудия или предмета преступления, на охоту, выдавать чеки).
Согласно ст. 131-15 УК наказание штрафом не может быть назначено вместе с наказаниями в виде лишения или ограничения прав.
В отношении несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с Ордонансом от 2 февраля 1995 г. применяются следующие меры наказания:
1) установление поднадзорного режима;
2) принудительные общественные работы;
3) лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора;
4) лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора и предоставлением
испытательного срока;
5) тюремное заключение.
Кроме того, к несовершеннолетним преступникам применяются меры защиты, помощи, меры по осуществлению надзора и принудительные меры воспитательного характера. Для осуществления этих мер во Франции специально создано Управление судебной защиты молодежи, а также службы консультирования по вопросам воспитания. Эти учреждения выполняют функции некарательного воздействия на молодых правонарушителей.
К юридическим лицам,совершившим преступления и проступки, применяются следующие наказания:
1. Штраф, размер которого равен 5-кратной величине штрафа, предусмотренного для физических лиц.
2. Ликвидация, применяемая в случае, если юридическое лицо совершило
преступление, за которое физическое лицо наказывается тюремным заключением на срок свыше 5 лет.
3. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) осуществлять прямо
или косвенно один или несколько видов профессиональной либо общественной
деятельности.
4. Помещение под судебный надзор на срок не более 5 лет.
5. Закрытие (бессрочное или на срок не более 5 лет) одного или нескольких
филиалов предприятия, использовавшихся для совершения инкриминируемых
деяний.
6. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) совершать сделки с государственными организациями.
7. Запрещение (бессрочное или на срок не более 5 лет) привлекать сбережения населения. Это означает, что юридическое лицо не вправе размещать ценные
бумаги, использовать помощь кредитных учреждений или брокерских фирм, рекламировать свою деятельность.
8. Запрещение на срок не более 5 лет выдавать чеки.
9. Конфискация орудия или предмета преступления.
10.Афиширование судебного постановления в средствах массовой информации.
За нарушения к юридическим лицам применяются:
1) штраф, размер которого равен 5-кратной величине штрафа, предусмотренного для физических лиц, совершивших нарушения;
2) запрещение (на срок не боле 1 года) выдавать чеки;
3) конфискация предмета или орудия преступления.
3.3 Виды наказания
Лишение свободы. Во Франциисуществует несколько видов лишения свободы, которые различаются как по месту отбывания, так и по режиму содержания. Лишение свободы, назначаемое за совершение преступления, традиционно делится на два вида: уголовное заключение за совершение общеуголовного преступления и уголовное заточение за совершение политического преступления. Хотя к настоящему времени, как отмечают французские юристы, принципиальные различия (в форме, в особенностях быта, привлечения к труду и т. п.) между этими двумя видами стерлись в связи с общей гуманизацией уголовно-исполнительной системы. За совершение проступка назначается другой вид лишения свободы — исправительное тюремное заключение, отличающееся от вышеуказанных видов лишения свободы режимом содержания.
Особый интерес представляют такие новые формы лишения свободы, как режим полусвободы и исполнение тюремного заключения по частям. Так, при назначении исправительного тюремного заключения сроком до одного года включительно, если это необходимо для осуществления осужденным профессиональной деятельности, получения им образования, медицинского обследования, участия в жизни семьи, с целью ресоциализации суд может вынести решение об исполнении такого наказания в режиме полусвободы. Последний заключается в разрешении осужденному покидать пенитенциарное учреждение на время исполнения своих обязанностей, медицинского обследования или лечения, получения образования и т. п.
Суд может вынести решение об исполнении назначенного наказания по частям: в области проступков — об исполнении тюремного заключения, назначенного сроком не более одного года, в области проступков и нарушений — об исполнении по частям штрафа, штрафо-дней или временного лишения водительских прав — в любом случае в течение срока, не превышающего трех лет. Необходимыми условиями для применения такой меры являются существенные причины медицинского, семейного, профессионального или социального порядка.
Доктрина исправления и перевоспитания преступника (осужденного к тюремному заключению) исходит из того, что человек, совершивший преступление не может сразу исправиться. Поэтому он обязательнодолжен провести в тюрьме строго определенный минимальный срок, который называется периодом надежности. Втечение этого срока в отношении осужденного не применяются меры изменения (в сторону смягчения) режима содержания. Например, он не может быть условно освобожден, помещен вне исправительногоучреждения, находиться в режиме полусвободы.
Если осужденный приговорен к пожизненному заточению, продолжительность периода надежности составляет 18 лет. В других случаях период надежности равен, как правило, половине срока наказания. Однако суд присяжных или трибунал может особым решением либо увеличить этот срок до 22 лет при пожизненном заточении и до двух третей срока в остальных случаях, либо постановить о сокращении этого срока.
Во Францииштраф — самый распространенный из имущественных видов наказания. При этом существуют две разновидности штрафа: обычный денежный штраф и штрафо-дни.
Физическому лицу может быть назначен штраф, максимальный размер которого составляет за совершение преступления — 50 млн. франков, за совершение проступка — 1 млн. франков и за совершение нарушения 5-го класса — 20 тыс. франков.
Наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности осужденного регулярно вносить в государственный бюджет определенные денежные суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсудимого и не может превышать двух тысяч франков. Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней.
Юридическому лицу может быть назначен штраф, максимальный размер которого составляет: за преступление — 250 млн. франков, за проступок — 5 млн. франков и за нарушение 5-го класса — 50 тыс. франков. В случае повторного привлечения к уголовной ответственности указанный максимум штрафа удваивается.
В случае уклонения от уплаты штрафа он может быть заменен принудительным заключением под стражу из следующего расчета: 5 дней — при сумме долга от 1000 до 3000 франков, 10 дней — от 3000 до 10 000 франков, 20 дней — от 10 000 до 20 000 франков и т. д., максимум 4 месяца при сумме долга свыше 80 000 франков. Принудительное заключение не применяется к несовершеннолетним и лицам старше 65 лет. Эта мера не применяется к тем, кто докажет свою неплатежеспособность, представив справку от налогового инспектора, от мэра или комиссара полиции. Нельзя назначить такую меру одновременно в отношении мужа и жены.
3.4. Назначение наказания
Принципы назначения наказания детально регламентируются в УК Франции. К ним относятся:
1. Назначение наказания только судом.
2. Индивидуализация наказания. УК обязывает суд учитывать обстоятельства преступного деяния и личность его исполнителя (например, если
преступление совершено предумышленно, то преступник наказывается более
строго; если суд назначает наказание в виде штрафа, то сумма определяется с учетом доходов и расходов исполнителя деяния).
3. Гуманизм уголовного наказания. Суд, учитывая этот принцип, может минимизировать наказание, то есть назначить срок заключения (или штраф) меньше, чем это предусмотрено абсолютно определенной санкцией статьи.
Уголовный кодекс Франции не содержит предписаний, обязывающих суд назначать одно из двух альтернативных наказаний. Поэтому за совершение преступления или проступка суд может назначить сразу несколько основных и (или) дополнительных наказания.
Назначение наказаний по совокупности преступленийосуществляется в соответствии со следующими правилами:
1) если за совершение преступления УК предусматривает несколько наказаний одного вида, то суд назначает только одно наказание одного вида;
2) назначенное наказание считается общим для всей совокупности преступных деяний в пределах установленного законом максимума, то есть действует принцип поглощения менее строгого наказания более строгим.
Назначение наказания по совокупности приговоровосуществляется по правилам поглощения менее строгого наказания более строгим или путем полного или частичного сложения наказаний одного вида. Французская юридическая доктрина относит институт назначения наказания не к материальному, а к процессуальному праву, поэтому данные вопросы подробно регламентируются в УПК Франции.
В случае рецидивафизическое лицо может быть наказано более строго, чем предусмотрено верхним пределом санкции.
В случае рецидива юридическое лицо, совершившее преступление или проступок, наказывается штрафом, максимальный размеркоторого может быть в 10 раз больше, чем установлено УК заданное преступление или проступок.
3.5. Меры безопасности и иные меры уголовно-правового воздействия
Французскомууголовному праву также известно понятие
меры безопасности, однако в законе отсутствует их система.
Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер:
– меры безопасности, официально признанные и применяемые в качестве таковых (меры воспитательного характера, применяемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния; меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным
невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" алкоголикам, наркоманам и токсикоманам);
– меры безопасности, функционирующие под видом наказаний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещающие исправительное тюремное заключение и др.);
– меры безопасности, функционирующие в административном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лечение больных венерическими заболеваниями, административное закрытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.);
– меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки
исполнения или назначения наказания с помещением в режим испытания или с предписанием, либо в рамках условного освобождения.
3.6. Освобождение от наказания
Отсрочка наказанияпроизводится в том случае, когда суд приходит к выводу, что исправление виновного достигнуто и причиненный ущерб возмещен. Во Франции институт отсрочки закреплен в действующем УК в двух ее основных видах: в виде отсрочки исполнения наказания и в виде отсрочки назначения наказания.
В свою очередь отсрочка исполнения наказания представлена в трех видах: а) простая отсрочка исполнения наказания; б) отсрочка исполнения наказания с помещением осужденного в режим испытания; в) отсрочка исполнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять труд в общественных интересах.
Отсрочка назначения наказания также представлена в трех видах: а) простая отсрочка назначения наказания; б) отсрочка назначения наказания с помещением осужденного в режим испытания; в) отсрочка назначения наказания с предписанием.
Пробация. Условия назначения пробации: 1) может быть назначена только физическим лицам; 2) за совершение общеуголовного преступления или такого же проступка (за политические преступные деяния пробация не назначается); 3) при отсрочке исполнения наказания пробация возможна при назначении лишения свободы на срок не более 5 лет; 4) установление испытательного срока; 5) выполнение определенных обязанностей; 6) возможность воспользоваться мерами помощи, в том числе материальной.
Режим мер испытания во Франции включает следующие обязательные мероприятия: отвечать на вызовы уполномоченного по пробации, предоставлять ему сведения и документы, необходимые для контроля за средствами существования осужденного, предупреждать об изменении места жительства и работы. Помимо этого в каждом конкретном случае с учетом личности осужденного и обстоятельств совершенного преступления или проступка судья вправе возложить на него и другие обязанности, которые являются факультативными. К таким обязанностям относятся следующие: продолжить образование или профессиональное обучение, пройти медицинское обследование или лечение, возместить ущерб даже при отсутствии гражданского иска, воздерживаться от управления некоторых транспортных средств, не посещать места продажи спиртных напитков, не посещать других осужденных, в частности, соучастников преступного деяния, не хранить или не носить оружие и пр.
Во Францииосвобождение от продолжения отбывания наказания может последовать в результате амнистии или помилования. Вопросы досрочного условного и безусловного освобождения регламентируются УПК Франции 1958 г.
Согласно УПК основаниями для УДО служат: 1) наличие "весомых сведений о социальной реадаптации" осужденного; 2) отбытие не менее 1/2 срока лишения свободы (для рецидивистов — не менее 2/3, для приговоренных к пожизненному лишению свободы — не менее 15 лет). УДО не может быть предоставлено в течение определенного судом периода безопасности (срока, назначаемого в случае осуждения за тяжкие преступления). Срок, необходимый для УДО, в некоторых случаях может быть сокращен.
Право условного освобождения принадлежит судье по исполнению наказаний и министру юстиции. Если осужденному назначено лишение свободы на срок до 5 лет, то решение принимает судья, если же назначенный срок превышает 5 лет, УДО предоставляет министр юстиции. Но и в последнем случае предложение об УДО составляет судья с учетом мнения комиссии по исполнению наказаний, а затем все необходимые документы направляются министру. В любом случае запрашивается мнение префекта того департамента, в который осужденный намеревается отправиться после освобождения. Если истек установленный срок, отбытие которого может служить основанием для УДО, "положение дел каждого осужденного исследуется не менее одного раза в год".