Реформы 1945-1951 гг. в Японии

АЗИЯ АФРИКА

Причины и основные этапы краха колониальной системы после Второй мировой войны.

Деколонизация ее содержание и причины

Под деколонизацию понимается процесс предоставления независимости, полногосуверенитета доминионом, подмандатной территории, зависимым территориям,колониям. Процесс этот происходил с помощью как мирных, так и вооруженных средств.

Предпосылками и причинамидеколонизации были: разгром Германии, Италии и Японии во второй мировойвойне; ослабление контроля метрополий над своими колониями (особенно Франциейи Голландией), рост влияния и потенциала колоний (особенно английскихдоминионов); развертывания массового национально-освободительного движения, которое вбольшинстве стран приобрел вооруженного характера; большое влияние на освобождение странпроизвела "холодная война", которая давала возможность маневрировать междувеликими державами и способствовала падению колониализма.

Важным фактором было отрицательноеотношение к колониализма общественного мнения в странах-метрополиях и мировойобщественности.

В процессе деколонизацииможно выделить несколько этапов.

На первом этапе(1943-1956 гг) процесс деколонизации охватил главным Азию и СевернуюАфрику. Европейские страны отказались от своих мандатов на управлениеПалестиной и Иорданией (Англия), Ливаном и Сирией (Франция). Было решеносудьбу итальянских и японских колоний и подмандатных территорий. Англия предоставиланезависимость Индии (1947 г.), предварительно разделив ее на два государства -Индию и Пакистан, острова Цейлон (Шри-Ланка) и Бирме. Провозгласили свою независимостьИндонезия (17 августа 1945), Вьетнам (2 сентября 1945), которую ониотстояли в длительной вооруженной борьбе. В 1953 г. Франция призналанезависимость Камбоджи и Лаоса. В 1946 г. США предоставили независимостьФилиппинам.

После провала франко-английскогоагрессии против Египта в 1956 г. Англия признала полный суверенитет Судана, аФранция - независимость Туниса и Марокко.

На первом этапе колонизаторыпытались сохранить под своей властью значительную часть владений. Независимостьполучили лишь те государства, которые удержать в колониальном положении стало невозможно.Однако после 1956 г. Англия и 1958 Франция пошли путем отказа отсвоих колониальных владений.

На втором этапе (Конец50-х-60-е годы) процесс деколонизации охватил в основном Африку. В 1957 г.Англия предоставила независимость Гане, Малайзии, а в 1958 г. - Гвинее.Переломным стал 1960 г., который назвали "годом Африки". В этом годууволились 17 стран: Габон, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад,Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Республика Конго (Заир),Камерун, Мавритания, Мали, Нигерия, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, Того.

В последующие годы начался процессдеколонизации британских владений на Востоке Африки. В 1961 г. независимостьполучила Танганьика, в 1962 г. - Уганда, в 1963 г. - Кения,в 1964 г. - Занзибар, Замбия, Малави, в 1965 г. - Гамбия. Такимобразом, к середине 60-х годов большинство стран Тропической Африки освободилась отколониального гнета.

Во время третьего этапа (70-егода) упала последняя старейшая колониальная империя - португальская. Первойпосле длительной вооруженной борьбы обрела независимость Гвинея-Бисау(1973 г.). После свержения военной диктатуры в Португалии в результате"Революции гвоздик" (апрель 1974), независимость получили идругие португальские колонии: Острова Зеленого Мыса, Ангола, Мозамбик, Сан-Томе иПринсипи.

На этом деколонизация НЕзавершилась. Во время четвертого этапа (80-90-е годы)обрели независимость последние обломки колониальных империй. Так, в 1980 г.было окончательно урегулирована проблема Южной Родезии (Зимбабве), в1982 Англия предоставила независимость Белиза, в 1990 г. под давлениеммировой общественности ЮАР предоставила независимость Намибии, в 1997 г. Китайвосстановил свой суверенитет над Гонконгом, в 1999 г. - над Макао.

Таким образом, на пороге XXI векаколониальные империи отошли в прошлое. Однако, получив политическую независимость,молодые государства не стали экономически независимыми. Главной их проблемой сталоотсталость, с которой большинство молодых государств не могут справиться. Войны,эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемыстали привычными явлениями.

Реформы 1945-1951 гг. в Японии.

2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась втораямировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки Американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д.Макартур.
Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.
США как оккупационная держава придерживалась основных положений Потсдамской декларации. В то же время руководящие круги Соединенных Штатов прилагали максимум усилий к тому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам в Тихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны стала формироваться политика противостояния двух мировых общественных систем – социализма и капитализма – в форме "холодной войны". Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы. Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь, правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге – США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.
После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн.. человек.
Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двухпослевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня. Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа,которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о.Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформысистема крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок. Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзай-бацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний. В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.
На протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: "Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1% средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики. После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.
Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый "эквивалентный фонд", который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Японии. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 дол. США.
В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги, как уже отмечалось, значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первыепослевоенные годы была в 5 – 8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0,5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях. Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 – 1953 гг. достигли 2,5 млрд. дол. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли. В результате в 1949 – 1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950 – 1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945 – 1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.
Следует иметь в виду, что 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор с Японией, который подписали 48 стран. Только СССР отказался тогда от подписания договора. В связи со вступлением в силу Сан-Франциского договора вся полнота власти в Японии передавалась правительству, хотя в силу ряда других двусторонних договоренностей юридически закреплялось пребывание в стране американских войск. Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945 – 1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.


3. Основные черты экономичного и политического развития Японии в 50-я гг. - первой половине 1970-х гг.

В конце 50-х годов по темпам промышленного роста Япония заняла первое место в мире. Причин тому было много, но главное — это то, что почти полностью разрушенное производство Японии восстанавливалась уже с учетом новейших достижений в области технологии. Между тем положение рабочих оставалось очень тяжелым. Сохранялся удлиненный рабочий день, принятый еще во время войны, а заработная плата не повышалась, несмотря на увеличение объема выпускаемой продукции. Все это, а также подписание новых неравноправных договоров «безопасности» с Америкой породило массовые выступления против правящего кабинета министров. В результате к власти пришел Хаято Икэда, с чьим именем связаны значительные изменения как внутренней, так и внешней политики Японии. Правительство Икэда в обход действующей конституции провело реорганизацию вооруженных сил и их увеличение. Был разработан проект об удвоении выпускаемой продукции, который, однако, был скоро отвергнут из-за очевидной невозможности его выполнения. Важным событием, способствовавшим увеличению количества рабочих рук, необходимых промышленности, стал сельскохозяйственный закон, ликвидирующий мелкие и средние земельные хозяйства в пользу более крупных и самостоятельных. В области внешней политики Икэда сохранил проамериканскую ориентацию, еще более связав свою страну с США. В 1963 году Япония подписала ряд договоров, свидетельствующих о ее согласии на создание южноазиатского военного блока (Корея, Тайвань, Вьетнам) под контролем Америки. На территории Японии располагались американские военные базы, американские субмарины получили разрешение на размещение в японских портах. Однако тесное военно-политическое сотрудничество не способствовало взаимопониманию в области экономики, в частности, внешней торговли. Америке принадлежали эксклюзивные права на почти неограниченный экспорт на японский рынок, что подрывало экономику страны. Главы японских концернов пытались освободиться от навязанных им односторонних экономических отношений. Япония заняла первое место по темпам роста промышленности, первое место по судостроению, второе по сталелитейному производству, а также по автомобилестроению, производству цемента и электроники. Большой прогресс наблюдался в таких отраслях, как радиотехника, оптика, химическая промышленность, но при всем при этом вынуждена была мириться с засилием низкокачественных американских товаров на своем рынке. Первый министр Икэда в начале 60-х годов совершил несколько деловых поездок с целью налаживания рынков сбыта в странах Азии и Западной Европы, в частности, в ФРГ, Франции, Италии и Англии. Также по требованию японских монополистов правительство было вынуждено пойти на расширение связей с Советским Союзом. В 1961 году в Токио была организована выставка советских промышленных достижений. В 1962 году был подписан ряд договоров между советским правительством и крупнейшими японскими концернами.

— В целом дальнейшее развитие японского государства было связано с наращиванием экономической мощи за сет практического отсутствия военных интересов. Япония наконец поняла, что достичь мирового господства можно не с помощью оружия, а с помощью расширения сфер экономического влияния. Ориентация Японии на экономическое развитие определила ее современной облик.

Наши рекомендации