Организации с внутренними рынками
Современный опыт реорганизации компаний с использованием информационных технологий ведет к созданию сети самоуправляемых предприятий, которая функционирует как отлаженная рыночная система. Последние десятилетия характеризовались эволюцией организационных структур от иерархических к матричным структурам, а в последние годы — к децентрализованным сетям и предпринимательским подразделениям. Поэтому в теории организации появилось такое понятие, как внутренние рынки.
Принципы внутреннего рынка:
1) преобразование иерархии во внутренние предпринимательские подразделения.В организации вводятся автономные «внутренние предприятия», которые становятся не только ответственными за результаты деятельности, но и принимают на себя управление производством;
2) создание экономической инфраструктуры.Инфраструктура необходима для эффективного управления внутренними рынками. Она представляет собой совокупность системы отчетности, коммуникаций и стимулов, управленческой политики, предпринимательской культуры и т.д.;
3) целенаправленное стимулирование синергии. Известно, что синергия — это увеличение или уменьшение энергии целого по сравнению с суммарной энергией его частей. Внутренняя экономика представляет собой больше, чем свободный рынок. Это сообщество предприятий, заинтересованных в синергии, достигающейся за счет кооперации , совместного использования технологий. Поэтому руководители внутренних рынков управляют развитием своих подразделений в целях достижения созидательного синергетического эффекта;
4) ответственность всех подразделений организации за результаты, поощрение творческого предпринимательства. Известно, что эффективность деятельности организации оценивается с позиции потребителя. Руководители компании в этом случае отвечают за денежное вознаграждение персонала, планирование выпуска акций, распределение бюджета.
Вспомогательные функциональные подразделения являются своего рода коммерческими центрами, которые продают свои услуги другим подразделениям фирмы или внешним заказчикам. Региональные коммерческие центры продают продукцию и услуги компании заказчикам своего региона.
Особенности внутреннего рынка. Рассматривая организацию с позиций концепции внутреннего рынка, можно отметить, что в организации с внутренним рынком каждое подразделение выступает как обособленное предприятие в общей системе управления. Внутренний рынок представляет собой управляемую экономику, которая является средством достижения общей цели. Исполнительные руководители организаций управляют внутренним рынком.
Для этого они создают экономическую инфраструктуру, проводят целенаправленную политику координации и регулирования, распространяют требуемые знания с целью стимулирования выполнения корпоративной стратегии.
Опыт использования внутреннего рынка. Практика использования концепции внутреннего рынка в управлении неэффективна в ситуациях, требующих точной координации деятельности тысяч людей и целенаправленного выполнения сложных планов. Часто, решая задачи различной сложности, группы выбирают иерархическую структуру для выполнения простой за дачи и сетевую структуру управления — для сложной задачи. Внутренний рынок является эффективным при проведении различных форм реструктуризации компании и управлении организационными сетями различных масштабов. Новые, созданные организационные структуры работают намного лучше, если они возникают на добровольной основе из автономных структурных подразделений.
88. СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Современные тенденции теории и практики организационной науки свидетельствуют о непрекращающемся появлении новых задач, решение которых становится объективно необходимым. В последнее время прослеживается тенденция к повышению гибкости структур организаций. Во многих организациях мирового масштаба происходит перенесение принципов рыночной экономики во внутренний механизм взаимодействия структурных подразделений. Стали появляться сетевые организации.
Сетевые организации — организации, в которых последовательность команд иерархической структуры управления заменяется цепочкой заказов на поставку продукции (услуг) и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сеть представляет собой совокупность фирм, или специализированных бизнес-единиц, деятельность которых регулируется рыночными механизмами.
Современные формы сетевых организаций:
1) сетевая организация при проведении крупных проектов. В рамках данной формы работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временно функционирующих коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительных и промышленных проектов, издательского дела или создания фильмов);
2) сетевая организация в районах с малыми производственными фирмами. Сферой распространения сетевых организации являются в данном случае отсталые районы или районы с явно выраженными отличиями;
3) стратегические союзы. Союзы такого вида функционируют среди всех типов компаний, особенно среди крупных организаций, которые стремятся обеспечить себе конкурентные преимущества в глобальном масштабе.
Организационная форма может эффективно функционировать только в определенных пределах. Когда механизм функционирования формы нарушается, неизбежен упадок. В теории организации различают некоторые виды сетевых организаций.
Стабильная сеть. Сеть данного типа по содержанию близка к функциональной организации. Она предназначена для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов партнеров (подразделений фирмы) в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью. В отличие от вертикально интегрированной организации, стабильная сеть заменяет ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее конкретными соглашениями. Каждый компонент организации поддерживает свою конкурентоспособность путем обслуживания клиентов вне сети. Стабильная сеть может быть нарушена непродуманными модификациями.
Внутренняя сеть. Сети такого типа основаны на концепции внутреннего рынка. В рамках такой сети создается своя рыночная экономики, в ко горой организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Основная цель внутренней сети состоит в получении конкурентных преимуществ при помощи предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям сетевой фирмы, нацеленным на конечный результат. Обычно внутренние сети могут испытывать значительные трудности из-за чрезмерного расширения, а также из-за неправильно ориентированной модификации.
Динамичная сеть. Сеть данного типа связана с дивизиональным построением организации. Такая форма делает акцент на адаптивность путем ориентации независимых структурно подразделений на отдельные, но взаимосвязанные рынки. Реализация потенциала динамичной сети требует наличия множества фирм (или подразделений фирм), осуществляющих свою деятельность в одной ценностной цепи, готовых объединиться для выполнения определенной поставленной задачи, а впоследствии разойтись для того, чтобы стать частью какого-нибудь другого временного союза.
89. ВИРТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Виртуальные организации стали ответом на развитие информационных технологий. Их появление связано с понятием виртуального продукта.Идеальный виртуальный продукт представляет собой то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Характерной чертой этой продукции является мгновенность оплаты товара потребителем, Особенностью виртуального продукта является то, что он существует даже до того, как он произведен. Его замысел, дизайн и изготовление сохраняются в умах группы работников, программах компьютеров и гибких производственных линий.
Виртуальные организации — организации, которые создаются для производства виртуального продукта. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, организация вынуждена полностью перестроить свою деятельность, уметь осуществлять контроль все более сложных видов информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.
Принципы образования виртуальной организации: упразднение отношении преимущественного подчинения; центры индивидуальной выгоды (прибыли); географическая рассредоточенность; отделение выработки политики от принятии решений; использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов; свобода немедленного доступа к информации; совместная собственность и меняющиеся альянсы; объединение ключевых технологий и компетенций; ускоренное производство и обслуживание; возросшие индивидуальные права; образование в рамках организации; совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов.
Отличительные черты виртуальной организации: непостоянный характер функционирования; осуществление связей и управленческих действий при помощи интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями посредством серии соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; создание временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения персонала с администрацией во всех звеньях.
Характерные особенности виртуальных организаций. Виртуальная корпорация представляет собой в основном совместную собственность и стратегический альянс, связывающий воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих е нее фирм. Главная цель виртуальной корпорации — это объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спонтанно возникший спрос на потребительском рынке. Новью построения виртуального характера способствуют тому* что формальные линии организаций становятся расплывчатыми. В рамках виртуальной организации индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и информационных технологий. Это делает неизбежным появление информационных сверхмощных информационных систем.
Виртуальные организации заключают субконтракты с внешними организациями для того, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их особую гибкость и адаптивность.
Внешние контракты становятся каркасом организации.
В результате виртуальные организации становятся распределенными во времени и пространстве.
Виртуальные организации при помощи информационных технологий и телекоммуникаций распространяются по всему миру.
Именно поэтому создаются условия для работы в реальном масштабе времени.
Это позволяет проводить совещания при помощи компьютерных сетей.
90. МНОГОМЕРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В теории организации в последнее время особенно актуально изучение понятия многомерной организации.
Многомерная организация — это такая организация, которая способна перестраиваться в результате рыночных изменений без перестройки.
Содержание многомерной организации. Многомерная организация основана на разделении труда. В теории организации различаются следующие виды разделения труда, присутствуют в организационных системах:
1) функционально определенные структуры —
структуры организации, продукт которых используется внутри организации (например, отделы снабжения, финансовый, юридический, кадров, НИОКР, строительства, производственные отделения и цехи);
2) продуктовые структуры — это структуры, определенные по продукции или услугам, результаты деятельности таких структур потребляются вне организации (например, заводы и отделения, входящие в крупные корпорации);
3) рыночные структуры -это структуры, которые определяются по классификации внешних потребителей организации, которым данная организация продает с вот- продукцию (например, отделения в соответствующих географических районах или отделения, обслуживающие крупных потребителей, оптовиков).
Реорганизация любого характера предполагает организационные изменения относительного значения каждого из трех критериев построения организации. Однако реорганизации не требуется, если все три типа отделений имеются на всех уровнях организации. Отделения могут расширяться или изменяться, изменяется их относительная значимость, перераспределяются имеющиеся ресурсы, инвестированные в развитие. В целом организационная структура управления организации остается без изменении.
Продуктово-ориентированные подразделения. Характерной чертой данных подразделений является то, что они легко включаются в структуру организации или исключаются из нее, т.к. у них нет основных средств и в них занято сравнительно небольшое число людей. Исключением могут быть подразделения, являющиеся единственными пользователями продукции или услуг внутреннего поставщика.
Функциональные подразделения. Данные подразделения предоставляют товары или услуги другим подразделениям организации, однако могут также работать с внешними клиентами. Если они больше ориентированы на внешних клиентов, то их следует рассматривать как продуктово-ориентированные подразделения. Функциональные подразделения осуществляют такие услуги, как производство, транспортировка, складирование, обработка данных, управление кадрами, юридическая защита, бухгалтерский учет, Функциональные звенья организации могут обращаться к подразделениям более высокого уровня в своей организации за капиталом.
Рыночные подразделения. Состав рыночных подразделений организации зависит от масштабов и характера тех рынков, на которые они работают, Они обычно выполняют две функции: продают продукцию любых других подразделений организации; служат защитниками пользователей рынков, на которых действуют, и представляют собой не только организацию на рынке, но и рынок в компании. Рыночные подразделения являются центрами прибыли.
Многие отделения в многомерной организации могут также быть трехмерными. Каждое отделение в многомерной организации может иметь такие же характер и состав, как и организация в целом, Многомерные структуры могут формироваться на любых уровнях организации, на практике обычно они применяются к высшему уровню организации или к ее автономным подразделениям. Отличительная особенность многомерных организаций заключается в том, что их руководители обладают широкой автономией в осуществлении функций общего руководства.
91. КРУГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В последнее время заметна тенденция выделения в самостоятельный вид организаций, построенных по круговому принципу.
Круговая организация — это организация, построенная на демократической иерархии.
Характерные черты круговой организации:отсутствие безраздельного авторитета, возможность для каждого члена организации участвовать (непосредственно или через своих представителей) в принятии решений, которые его напрямую затрагивают; способность участников организации (индивидуально или коллективно) принимать решения, затрагивающие только тех, кто их принимает. В условиях централизованной иерархии каждый участник организации (кроме высшего лица) выступает субъектом высшей власти, В условиях демократии любой руководитель является субъектом коллективной власти работников.
Специфика управления в круговых организациях. В круговых организациях вокруг каждого руководителя формируется совет. Каждый совет в идеале должен иметь минимальное количество членов: руководителя, возглавляющего совет, и непосредственного подчиненного этого руководителя. Любой совет обладает правом привлечь» к участию в своей работе сторонних представителей. Привлечение дополнительных участников в совет способствует улучшению взаимопонимания организации с акционерами и другими заинтересованными лицами.
Современный опыт функционирования круговых организаций. Многие современные корпорации имеют в своем составе советы, состоящие из высших должностных лиц и их подчиненных. Оптимальный корпоративный совет обычно состоит из представителен работников всех уровней. Однако высшие должностные лица обязаны также формировать особый совет, отличный от корпоративного. Подобные советы обычно имеют в своем составе всех руководителей, отчитывающихся непосредственно перед высшими должностными лицами. По такому же принципу могут создаваться советы подчиненных. Советы руководителей в рамках низовых уровней организации должны включать всех их подчиненных. В том случае, если подчиненных больше 10, совет может стать неуправляемым. Однако не следует сокращать состав совета, включая в него только представителей подчиненных. В тех структурных звеньях, в которых число подчиненных слишком велико, они должны быть разделены на автономные группы и подгруппы, с тем чтобы расширить их представительство в совете. Впоследствии каждая группа должна избрать лидера, отчитывающегося перед руководителем низового уровня.
Характер участия в советах. Участие в совете является обязательным для руководителей, но считается добровольным для их подчиненных. Добровольное участие в совете многих работников является хорошим показателем его значимости. В рамках круговой организации руководители подразделений не являются командирами или даже просто вышестоящими должностными лицами. Главным требованием, предъявляемым к ним, является то, чтобы они стали лидерами, теми, кто обучает остальных. Эти роли большинство руководителей считают сложными и требующими значительного времени для адаптации.
Преимущества демократического подхода.
В круговых организациях благодаря применению демократического подхода могут быть существенно повышены эффективность и качество управления. Многое зависит от того, насколько автономными выступают структурные единицы организации, какой объем самоконтроля они ведут.
Большую роль при этом приобретает кооперация между сравнительно автономными подразделениями организации. Применение данного подхода к организации позволяет существенно повысить эффективность управления, адекватно реагировать на изменения внешней среды, отвечать запросам потребителей.
92. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Интеллектуальные организации являются предметом современных исследований. Считается, что в будущем будут преобладать организаций интеллектуального типа.
Характерные особенности интеллектуальной организации. В таких организациях будут преобладать свобода слова, право на свободную коммуникацию с другими работниками независимо от их рангов и границ структурных подразделений. Предполагается, что право принимать важные решения (что делать и кто будет выполнять работу) в течение начального периода будет удерживаться традиционной иерархической структурой. Впоследствии постепенно произойдет передача этих прав более мелким и гибким самоуправляющимся рабочим группам, которые будут сами отвечать за весь рабочий процесс и его результаты. В результате наделения каждого работника полномочиями и получения отдачи от возможности выбора и широкого партнерства произойдет то, ч то рабочие группы превратятся в информационные учебные лаборатории. Архитектура интеллектуальных организаций станет гибкой, способной изменяться в зависимости от постановки новых задач и реагировать на местные условия. Считается, что не проектировщики организации, находящиеся на самом ее верху, а работники среднего и нижнего уровней управления сделают организацию дееспособной и адаптивной.
Очевидно, что подобные системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей более выгодны, а какие оказываются неэффективными.
Интеллектуальные организации будут предоставлять рабочим группам информацию, знакомить с процессами и проводить обучение работников, необходимое для становления самоуправления. Группы работников, в свою очередь, будут иметь возможности для индивидуального развития, сменяя относительную монотонность и изнурительность работы, основанной на иерархии, на удовлетворенность от совместного обучения и их общих достижений.
В интеллектуальной организации будет присутствовать много предприимчивых личностей и групп работников. Ее сеть продавцов и покупателей будет обеспечивать большую часть необходимых интеграционных связей между рабочими группами.
Демократический принцип интеллектуальной организации. В интеллектуальной организации будут распространены демократические принципы управления. Вообще, демократия является средством самоуправления, обеспечивающим наибольшую степень вовлеченности работников. Демократическое самоуправление начинается на низшем уровне, впоследствии она расширяется, предоставляя возможность каждому работнику выражать мнение о работе системы в целом. Установление самоуправления будет означать, что система находится в состоянии, позволяющем рабочим группам координировать и контролировать свою работу, включая способы связи с другими группами для сбора информации, получения ресурсов и услуг. В идеальном варианте все участники организации должны сознавать, что они оказывают влияние на деятельность организации, выполняя ее цели и задачи.
Характеристика управлений в интеллектуальной организации. Центральное правление интеллектуальной организации будет иметь свои ограничения. Это обусловлено тем, что роль центра заключается не в том, чтобы руководить подразделениями, призванными выполнять задачу организации, и не в том, чтобы контролировать рабочие группы. Роль центра состоит в создании условий, которые позволяют работникам создавать эффективные коллективы. Функции правления интеллектуальной организации среднего масштаба будут состоять в формировании необходимых норм и правил работы, разработке и внедрении общих стандартов деятельности.
93. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Развитие информационных технологий, постепенное изменение внешней среды организации привели к необходимости нового подхода к организации внутренних процессов организации.
Организационное обучение, по сути, представляет собой фактор конкурентоспособности организации. Непрерывное самосовершенствование коллектива работников организации позволяет достичь высоких результатов. Такой эффект достигается путем применения эффективных методов обновления и соответствующих стратегий. Обучение — это внутреннее изменение, как правило, от простого к сложному. Сложное — это не всегда плохо. Между параметрами сложности и качества существует зависимость. Чем выше уровень сложности, тем при прочих равных условиях выше уровень качества. В организациях такая зависимость проявляется аналогично. Чем выше квалификации и подготовка персонала, тем эффективнее решаются более сложные задачи.
Условия достижения главных целей обучения работников:
1. системное мышление. Специфика деятельности человека состоит в том, что он функционирует в условиях систем различного порядка. Эти системы оказывают взаимное влияние друг на друга. В своей деятельности люди обычно концентрируют внимание на отдельных элементах системы. Основная траектория движения, выраженная в различных целях, находится интуитивно. Системное мышление позволяет воспринимать все происходящее как некую систему, причем уяснение ее места, роли, взаимосвязи с другими системами позволяет повысить эффективность принимаемых решений;
2. личное мастерство. Профессионализм представляет собой неотъемлемое условие организационного обучения. Личное мастерство обучающихся должно непременно учитываться при обучении. Этот процесс начинается с выявления ценностных ориентиров каждого работника и их соответствия целям организации. Именно поэтому необходимо постоянно заниматься связями между личным и организационным обучением, между личностью и организацией, а также моральным климатом в организациях;
3. ментальная модель. Восприятие окружающей действительности является результатом тех понятий, которые присутствуют в подсознании человека. Практически всегда субъекты не осознают того факта, что они совершают поступки, основываясь на таких понятиях, которые и являются их ментальной моделью. Организационное обучение сталкивается с ментальными модулями обучающихся. Поэтому некоторые инструменты обучения не могут быть использованы, поскольку может происходить столкновение С ментальными моделями обучающихся. Необходимо вести обучающие разговоры, которые позволяют демонстрировать мышление группы;
4. создание общего видения. На протяжении многих лет большинство хозяйственных организаций стремились создать общую картину своего будущего. Именно к этому они и продолжали стремиться в ходе своей деятельности. Результатом создания такой картины становилась система целей организации, которые ставились для различных уровней и временных периодов. Организация способна эффективно развиваться (а следовательно, и достигать своих целей) только тогда, когда она способна представить свое будущее хотя бы в качественных характеристиках;
5. групповое обучение. Важно, чтобы организационное обучение протекало в рамках некой группы . Группа способствует раскрытию способное гей индивидуума. Часто, кода группы действительно обучаются, они не только показывают особенно высокие результаты, но и отдельные члены группы развиваются быстрее, чем это могло бы произойти в какой-либо другой ситуации. В современных организациях преобладает именно командный подход. Поэтому группа является главной организационной единицей организационного обучения.
94. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В современной организационной науке признается важность целеполагания как определяющей части системы. Одно из первых мест в целеполагании занимает миссия организации.
Миссия организации представляет собой выраженное словесно основное, значимое, функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. Миссия организации характеризует место, роль и положение организации в обществе, ее общественный статус. Миссия организации рассматривается как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и основную деятельность организации. Она выражает в общем виде смысл существования всей организации и определяет взаимоотношения с различными связанными с ней группами людей. Часто миссией еще называют философию организации и девиз организации.
Требования к содержанию миссии: ценности ключевых руководителей организации, активно проводимые ими в жизнь (духовное развитие и подъем благосостояния, рост качества жизни и альтруизм, признание и престиж); организационные приоритеты, реализуемые в организационной культуре (ценности организации, стабильность и инициативность, предприимчивость и исполнительность, новаторство и качество; традиции и общественное мнение); цели организации и общества (направленность развития организации, а также подъем уровня жизни и обеспечение безопасности и экологичности, охрана здоровья граждан). Миссия регламентируется следующими вопросами: что является основным товаром (услугой) организации; кто выступает основным потребителем товаров (услуг) организации; каковы главные цели и ценности организации и ее перспективы.
В науке известны следующие подходы к пониманию миссии.
Миссия-предназначение описывает главные характеристики организации: вид деятельности; дает характеристику товаров ил и услуг, характеристику основных потребителей продукции; показывает отличительную особенность товара (услуги) от продукции конкурентов, общественную пользу.
Миссия-политика содержитв себе набор самых главных целей развития организации, дает четкое представление о целях ее развития и функционирования.
Миссия — стратегическое видение включает в себя взгляды высших менеджеров на функционирование и перспективы развития организации и ее долгосрочную перспективу.
Миссия-ориентация характеризует развернутое представление о системе ценностей, которым следуют руководство и персонал организации, что позволяет в общих чертах определять ее поведение по отношению к потребителям и партнерам, обществу и природе.
Миссия-философия описывает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам организации воспринимать события внешней и внутренней среды. В таком понимании она помогает управленцам и персоналу провести оценку перспектив и возможностей своей работы в организации.
Необходимость миссии для организации диктуется несколькими причинами. Так, для того чтобы осуществлять текущую деятельность, необходимо постоянно корректировать курс развития предприятия в краткосрочном периоде. Логика такой корректировки вытекает из необходимости развития организации.
Для оперативного контроллинга в организации должны, как минимум, существовать тактические цели. На их основе можно своевременно выявлять отклонение оперативных планов от запланированных значений. В свою очередь, для контроллинга тактических планов необходимо постоянно сопоставлять фактические значение их показателей с планами более высокого уровня. Такие планы сложно сделать эффективными без четкого видения своих перспектив. Следовательно, миссия позволяет рационально принимать управленческие решения на всех уровнях управления.