Понятие, признаки местного самоуправления
МСУ – формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
МСУ – одна из основ конституционного строя.
МСУ – вид социального управления, при котором субъект и объект управления совпадают и взаимодействуют
МСУ (ОПОМС 1995 г.) – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМСУ) вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.
МСУ (ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления) – право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.
10. Теории и модели местного самоуправления
Теории местного самоуправления
Критерии | Теория свободной общины | Общественная (хозяйственная) теория | Государственная теория | Дуалистическая теория |
Представители (ученые) | А.Токвиль, Ж.-Г.Турэ, Н.Гербер, Г.Аренс, О.Лабанд, Э.Мейер, О. Ресслер, В.Н.Лешков | Р.Моль, О.Ресслер, О.Гирке, Шеффнер, А.И.Васильчиков, Г. Еллинек, Б.Н. Чичерин, В.Н. Пешков | Р. фон Гнейст, Л. фон Штейн, В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский, Н.М. Коркунов, О.В. Ключевский, А.Г. Михайловский | Ж.Бардо, В.М. Гессен, О.Зеевальд |
Основная идея | Естественное и неотчуждаемое право общины на заведование своими делами | МСУ – это не политическая сфера, оно имеет отношение к особой сфере хоз. деятельности | МСУ – часть гос-ва. | Отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность МСУ присутствует исключительно в местных делах. |
Принципы организации МСУ | Независ-ть от гос-ва, самостоят-ть в решении местных вопросов, принцип разделения властей (исполнит-ная, законода-ная, судебная, местная) | Независимость от государственного управления, самостоятельность в решении хозяйственных дел местных сообществ и ОМСУ. | Взаимосвязь гос-ва и МСУ; всякое управление публичного характера – дело государственное; экономическая независ-ть ОМСУ; выборность должностных лиц ОМСУ. | Координация деятельности органов гос-ва и ОМСУ при решении как гос-ных, так и сугубо местных вопросов; взаимодействие и взаимосвязь полномочий органов гос. власти и ОМСУ. |
Взаимоотношения МСУ и государства | Государство обязано уважать свободу самоупр-ния общины; общинное самоупр-ие первично по отношению к гос. упр-нию | Противопостав-ие местного общества гос-ву, общ-ных интересов гос-ным; разгранич-ие гос-ных и хоз-ных дел. ОМСУ не должны заниматься полит-ой (гос-ной) областью общ-ных отношений; ОМСУ осуществляют только функции по решению местных вопросов, они не вмешиваются в политику гос-ва, а гос-во не вмешивается в дела МСУ. | Местные органы осуществляет некоторые полномочия, порученные им государством; ОМСУ подконтрольны и поднадзорны государству, а также местному сообществу; ОМСУ выражают гос-ные и свои особые, не совпадающие с центром интересы. | Наличие и необходимость сочетания общегос-ного и местного интересов; ОМСУ реализуют функции публ-го и частноправового хар-ра; МСУ сочетает гос-ные (публично-властные) и самоуправлен-ие начала; ОМСУ выполняют функции, переданные им гос-вом; пред-ты ведения у МСУ носят гос-ный хар-р. |
Положительные моменты | Теория положила отправные начала современной неотчужд-ти права общины на самоупр-ние; теория позволяет диффер-ть самоуправляющиеся территор-ные образования; рационализация осуществл-ния публ-ной власти; деконцентрация гос. управления. | Основные полномочия ОМСУ и нас-ния, проживающего на определенной территории, сводятся к решению хоз-ных вопросов, не связанных с политической направленностью; идейно-теоретическое обоснование широких полномочий самоуправления. | Контроль за деятельностью МСУ со стороны гос-ва; МСУ – обязательный демократический институт, который не противостоит гос-ву, а объединяет интересы целого и частного, поср-вом чего достигается наибольшая соц. гармония; партнёрство центра и местной власти. | Теория соответствует всему многообразию существующих видов МСУ; МСУ не учреждается гос-вом, а признается и гарантируется. |
Отрицательные моменты | Гос-во не может сохранить статус общин как свободных, т.е. не может признать их автономными; гос-ва признают его необход-ть и верховенство, следовательно, самостоятел-ть и независимость общин исчезает; теория противоречила общественной практике, т.к. выводила за грань своего рассмотрения крупные адм-ные единицы, созданные гос-вом (области, департаменты, регионы, провинции). | МСУ – инициатива исключительно населения; деление дел на собственно общинные (местные) и дела гос-ные, поруч-ные для исполнения общинам | Зависимость МСУ от гос-ва; гос-во могло вмешиваться в местные дела, проводить свою политику, не давая выразить мнение населению, проживающему на определенной территории, где осуществлялось МСУ. | Теория не носит самостоятельного характера, а развивает в большей части положения, содержащиеся в государственной теории МСУ; создание МО, определение ВМЗ, местных дел, полномочий ОМСУ носит производный характер от гос-ва, т.е. данные вопросы регулируются гос-вом, что лишает МСУ самостоятел-ти и независ-ти. |
Модели местного самоуправления