Понятие, признаки местного самоуправления

МСУ – формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

МСУ – одна из основ конституционного строя.

МСУ – вид социального управления, при котором субъект и объект управления совпадают и взаимодействуют

МСУ (ОПОМС 1995 г.) – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМСУ) вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

МСУ (ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления) – право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

10. Теории и модели местного самоуправления

Теории местного самоуправления

Критерии Теория свободной общины Общественная (хозяйственная) теория Государственная теория Дуалистическая теория
Представители (ученые) А.Токвиль, Ж.-Г.Турэ, Н.Гербер, Г.Аренс, О.Лабанд, Э.Мейер, О. Ресслер, В.Н.Лешков Р.Моль, О.Ресслер, О.Гирке, Шеффнер, А.И.Васильчиков, Г. Еллинек, Б.Н. Чичерин, В.Н. Пешков Р. фон Гнейст, Л. фон Штейн, В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский, Н.М. Коркунов, О.В. Ключевский, А.Г. Михайловский Ж.Бардо, В.М. Гессен, О.Зеевальд
Основная идея Естественное и неотчуждаемое право общины на заведование своими делами МСУ – это не политическая сфера, оно имеет отношение к особой сфере хоз. деятельности МСУ – часть гос-ва. Отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность МСУ присутствует исключительно в местных делах.
Принципы организации МСУ Независ-ть от гос-ва, самостоят-ть в решении местных вопросов, принцип разделения властей (исполнит-ная, законода-ная, судебная, местная) Независимость от государственного управления, самостоятельность в решении хозяйственных дел местных сообществ и ОМСУ. Взаимосвязь гос-ва и МСУ; всякое управление публичного характера – дело государственное; экономическая независ-ть ОМСУ; выборность должностных лиц ОМСУ. Координация деятельности органов гос-ва и ОМСУ при решении как гос-ных, так и сугубо местных вопросов; взаимодействие и взаимосвязь полномочий органов гос. власти и ОМСУ.
Взаимоотношения МСУ и государства Государство обязано уважать свободу самоупр-ния общины; общинное самоупр-ие первично по отношению к гос. упр-нию Противопостав-ие местного общества гос-ву, общ-ных интересов гос-ным; разгранич-ие гос-ных и хоз-ных дел. ОМСУ не должны заниматься полит-ой (гос-ной) областью общ-ных отношений; ОМСУ осуществляют только функции по решению местных вопросов, они не вмешиваются в политику гос-ва, а гос-во не вмешивается в дела МСУ. Местные органы осуществляет некоторые полномочия, порученные им государством; ОМСУ подконтрольны и поднадзорны государству, а также местному сообществу; ОМСУ выражают гос-ные и свои особые, не совпадающие с центром интересы. Наличие и необходимость сочетания общегос-ного и местного интересов; ОМСУ реализуют функции публ-го и частноправового хар-ра; МСУ сочетает гос-ные (публично-властные) и самоуправлен-ие начала; ОМСУ выполняют функции, переданные им гос-вом; пред-ты ведения у МСУ носят гос-ный хар-р.
Положительные моменты Теория положила отправные начала современной неотчужд-ти права общины на самоупр-ние; теория позволяет диффер-ть самоуправляющиеся территор-ные образования; рационализация осуществл-ния публ-ной власти; деконцентрация гос. управления. Основные полномочия ОМСУ и нас-ния, проживающего на определенной территории, сводятся к решению хоз-ных вопросов, не связанных с политической направленностью; идейно-теоретическое обоснование широких полномочий самоуправления. Контроль за деятельностью МСУ со стороны гос-ва; МСУ – обязательный демократический институт, который не противостоит гос-ву, а объединяет интересы целого и частного, поср-вом чего достигается наибольшая соц. гармония; партнёрство центра и местной власти. Теория соответствует всему многообразию существующих видов МСУ; МСУ не учреждается гос-вом, а признается и гарантируется.
Отрицательные моменты Гос-во не может сохранить статус общин как свободных, т.е. не может признать их автономными; гос-ва признают его необход-ть и верховенство, следовательно, самостоятел-ть и независимость общин исчезает; теория противоречила общественной практике, т.к. выводила за грань своего рассмотрения крупные адм-ные единицы, созданные гос-вом (области, департаменты, регионы, провинции). МСУ – инициатива исключительно населения; деление дел на собственно общинные (местные) и дела гос-ные, поруч-ные для исполнения общинам Зависимость МСУ от гос-ва; гос-во могло вмешиваться в местные дела, проводить свою политику, не давая выразить мнение населению, проживающему на определенной территории, где осуществлялось МСУ. Теория не носит самостоятельного характера, а развивает в большей части положения, содержащиеся в государственной теории МСУ; создание МО, определение ВМЗ, местных дел, полномочий ОМСУ носит производный характер от гос-ва, т.е. данные вопросы регулируются гос-вом, что лишает МСУ самостоятел-ти и независ-ти.

Модели местного самоуправления



Наши рекомендации