Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления
В соответствии с российским законодательством таможенные органы относятся к составу правоохранительных и военизированных ведомств РФ. Их ориентация подтверждается и внутриведомственными документами в рамках общих положений о деятельности РТУ, таможен и таможенных постов. Это направление, кроме того, связано с созданием безопасных условий для должностных лиц таможенных органов и возможностей по обеспечению антитеррористической деятельности. Принадлежность таможенных органов к правоохранительной деятельности во многом определяет характер и особенности их деятельности. При этом правоохранительная деятельность таможенных структур, в отличие от структур других государственных ведомств России, является не единственным их направлением.
В состав правоохранительной деятельности таможенных органов входит во-первых, борьба с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела. Данное направление представляет собой комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, технических и оперативно-розыскных мер, позволяющих выявить или пресечь преступления и правонарушения, а также провести расследование и дознание с применением мер административной ответственности. Подобные действия проводятся в рамках борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также обеспечения соблюдения требований по установленным запретам или ограничениям ввоза отдельных групп товаров на территорию России.
По итогам работы за год таможенными органами при осуществлении функций по выявлению и пресечению нарушений административного законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела возбуждено 80 385 дел об АП (в 2014 году - 79 727 дел). Назначено наказаний по 68 447 делам об АП на сумму 19,1 млрд. руб. Предметами административных правонарушений чаще всего являлись транспортные средства, валюта, алкогольная продукция, табачные изделия, оружие и боеприпасы, текстильные материалы, мясная продукция. Исполнено 42 849 постановлений по делам об АП, взыскано в доход бюджета 5 млрд. руб. Прекращено 3 054 дел об АП, их доля от общего количества возбужденных дел составила 3,8%.
В 2015 году экспертами таможенных органов выполнено 53 076 экспертно-исследовательских работ, в ходе которых исследовано более 5,8 млн. объектов. По результатам проведенных экспертиз возбуждено 422 уголовных дела и 5 439 дел об АП. [ 10. c. 640 ]
Во-вторых, правоохранительная деятельность таможенной службы направлена на обеспечение собственной безопасности и предполагает борьбу с коррупцией и другими должностными преступлениями в самих таможенных органах, а также, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами законности при реализации своих полномочий при пересечении правонарушений в таможенной сфере. Подобные действия включают комплекс мер, контроля, за полнотой, всесторонним характером, объективностью и последовательностью производства дознания по уголовным делам, расследуемые должностным и лицами таможенных органов. В 2015 году проводилась работа по досудебному урегулированию спорных ситуаций в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела. В течение года таможенными органами из поступивших более 4 тыс. жалоб на решения, действия (бездействие) по существу было рассмотрено 2 557 жалоб. В 70% случаев жалобы были удовлетворены полностью либо частично. По результатам ведомственного контроля признаны незаконными 22 тыс. решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела (в 2014 году - 23 тыс. решений). Судами пересмотрено 1,5% решений вышестоящих таможенных органов, принятых по результатам проведения ведомственного контроля (в 2014 году - 4% решений), оставлено в силе 22% пересмотренных решений. Обеспечивалась судебная защита государственных интересов в судах по 47 451 делу на общую сумму свыше 71,2 млрд. руб. По существу были рассмотрены 32 746 дел на сумму более 39,3 млрд. руб. По искам таможенных органов в 87,9% случаев решения приняты в пользу таможенных органов на сумму более 2 млрд. руб. (в 2014 году - 83% случаев на сумму более 1,1 млрд. руб.). По искам, предъявленным к таможенным органам, судами в 78,6% случаев удовлетворены заявленные требования (в 2014 году - 87% случаев). Наиболее проблемными остаются споры по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела. В прошедшем году на основании материалов подразделений по противодействию коррупции следственными органами возбуждено 305 уголовных дел (в 2014 году - 247 дел), из которых 155 дел возбуждены по признакам совершения преступлений коррупционной направленности (103 дела - в отношении 74 должностных лиц таможенных органов и 52 - в отношении 58 взяткодателей).
Третье направление правоохранительной деятельности обеспечивается службой таможенной охраны и связано с защитой таможенной границы РФ, административных зданий, в которых размещены таможенные структуры, объектов таможенной инфраструктуры. Также оно связано с соблюдением режима зоны таможенного контроля, с таможенным сопровождением грузов и транспортных средств, проведением таможенного надзора. Эта же служба осуществляет защиту должностных лиц и членов их семей от противоправных действий извне по отношению к ним.
В течение 2014 года в рамках законопроектной работы ФТС России участвовала в разработке 186 законопроектов, 349 проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В 2015 году было принято 5 федеральных законов, разработанных ФТС России для внесения изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части, касающейся совершенствования административных процедур при предоставлении государственных услуг, института уполномоченного экономического оператора, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Работа, проводимая ФТС России в рамках реализации правоохранительной деятельности, позволила в 2015 году обеспечить: увеличение до 40,5 % доли участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности (плановое значение – 40 процентов); увеличение до 99,16 % доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (плановое значение – 98 %); Сокращение до 1,66 часа предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (плановое значение – 2,5 часа), и до 5,03 часа – при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (плановое значение – 48 часов). [ 5. c. 188 ]
Работа по обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышению конкурентоспособности российской экономики позволила в 2015 году обеспечить: выполнение на уровне 100 % прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (исходя из уточненных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России в сентябре 2014 года); увеличение до 89 % доли решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости (плановое значение – 65 %); снижение до 0,14 % доли платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами (плановое значение – 0,24 %); снижение до 0,10 % доли таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеэкономической деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет (плановое значение – 0,22 %).