Характеристика системы континентального права
Система континентального права, имеет длительную юридическую историю. Исторические корни начала формирования континентальной правовой системы проистекают из правовых воззрений и права Древнего Рима
Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от политики характер. На следующей стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости.
Начиная с ХIХ в. основным источником (формой) права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии законов и подзаконных актов конституции, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью "обычных" законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности "обычного" закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
В большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Россия принадлежит к континентальной правовой семье.
Наиболее распространенными общими принципами в странах континентального права при отсутствии соответствующих норм, прецедента или обычая является ссылка на принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и социальной направленности права, т.е. речь идет о порядке и условиях применения аналогии права.
К общим принципам права следует отнести и, например, такие положения: позднейший закон отменяет более ранний; специальный закон отменяет действие общего закона и др.
Система континентального права, являясь самой древней западной правовой системой, имеет ряд отличительных родовых особенностей:
- содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...);
- деление права на частное и публичное
- соблюдается принцип первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному;
- основным источником права признается нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается лишь как вспомогательный источник;
- наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли государства в обществе;
- действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...);
- структура юридической профессии предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели.
- деление на отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное. В рамках отраслей существуют подотрасли и институты.
- единая иерархия источников писанного права.
- главная роль в формировании права отводится законодателю (орган государственной власти), который создает общие юридические правила поведения.
61. Реализация норм права: понятие и виды.Реализация права – это фактический перевод требований юр. норм в поведение людей.
Способы правового регулирования (формы правореализации):
1. Управомачивающие нормы – содержат субъект права, а реализуются в форме использования. Осуществление прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. Особенность данной формы – участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.
Обязывающие нормы – содержат юр.обязанности, а реализуются в форме исполнения. Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности гр-н, должностных лиц, гос-венных и общественных организаций, их органов. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права.
3. Запрещающие нормы – содержат юр.запреты, которые реализуются в форме соблюдения. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юрид.нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, гос-ву, личности.
Использование права – заключается в совершении субъектами действий дозволенных юр. нормой.
Исполнение права– заключается в обязательном совершении субъектом активных действий, предписанных диспозицией в отношении которого применяются (будет применяться) юр. норма.
Соблюдение – пассивная форма (стоять на красный свет светофора). Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, гр-не реализуют требования этих норм.
Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.
Реализация норм права — это осуществление их требований посредством соответствующих форм поведения субъектов права. Эти формы поведения субъектов права обусловлены характером самих правовых требований.
По своему характеру требования праваделятся на два вида:
1) запретысубъектам права совершать неправомерные (противоправные) действия и
2) предписаниясубъектам права совершать определенные правомерные действия при осуществлении их прав и обязанностей.
В соответствии с этими требованиями права формами реализации праваявляются:
1) соблюдение запретов и 2) и исполнение предписаний.
В поведенческом плане соблюдение правовых запретовозначает пассивное воздержание от совершения неправомерных действий (недеяние правонарушений) и не связано с совершением каких-либо активных действий, в том числе и правомерных.
Исполнение правовых предписаний,напротив, требует от всех субъектов права соответствующих активных правомерных действий для реализации их прав и обязанностей.
К числу правореализующих действий относятся и правоприменительные действиягосударственных органов и должностных лиц по осуществлению их обязанностей и прав. Осуществление правоприменительных действий в строгом соответствии с предписаниями права и в надлежащей правовой форме является вместе с тем существенным условием реальности и успешной практической реализуемости прав и обязанностей всех других субъектов, надлежащего действия всего права.
62. Применение как особая форма реализации праваПрименение права – это властная организующая деят-ть компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, гарантировать контроль за данным процессом.
Применение норм права — это реализация норм права в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий госоргана (или долж.лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.
Формы применения права:
1. Оперативно-исполнительная деятельность, т. е. реализация нормативно-правовых предписаний путём создания, изменения либо прекращения конкретных правоотношений на основе установленных норм права.
2. Правоохранительная деятельность, т. е. охрана норм права от нарушений и создание условий, предупреждающих правонарушения.
Признаки применения права:
1. Государственно-властный характер (осуществляется компетентными гос.органами и должн.лицами).
2. Основано на принципах: законности, справедливости, целесообразности, обоснованности.
3. Осуществляется в строго установленном процессуальном порядке (установление фактических обстоятельств дела; выбор соотв.правовых норм; принятие решения – индивид.акт; доведение содержания решения до соответствующих органов и долж.лиц; принятие решения по конкретному делу).
4. Детальная регламентация законодательством.
5. Завершение юридическим индивидуальным актом, который является общеобязательным для исполнения.
Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменит.деятельность, правоприменит.акты.
Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих условиях:
1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).