Из сочинения французского историка Анри Труайя
«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ... Заменить их он решает советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нем проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества».
С1. Укажите, как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические рамки его правления.
С2. Назовите не менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они осуществлялись?
С3. Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие должности.
Третьи вопросы к зачету по истории.
Задание 1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:
Историк С. М. Соловьев полагал, что главным фактором было выгодное географическое положение Москвы.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
Московское государство конца XV—начала XVI вв. можно назвать централизованным.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Древнерусское общество XI–XII вв. нельзя считать феодальным, феодальные отношения в нём практически не были развиты».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 7. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Помните – правильный аргумент включает в себя положение – мысль и ее подтверждение – факт.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 8. Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царём вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и выбрал другую политику — политику опричнины.
Объясните, в чём заключались основные различия между реформами Избранной рады и опричной политикой. Назовите не менее трех отличий. Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 9. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.
Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения). Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 10. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения). Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 11. Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора. Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 12. Во второй половине XIII - первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды.
Задание 13. Во второй половине XV в. основной административно-территориальной единицей в России являлся уезд. Укажите название должностных лиц, возглавлявших уезды в этот период. В чём состояли причины неэффективности деятельности этих должностных лиц по управлению уездами? Укажите любые две причины. Поясните их.
Задание 14. В 1380 г. русское войско разгромило ордынцев в битве на Куликовом поле. Казалось, что русские земли наконец-то освободились от ордынского владычества. Однако уже через два года войска хана Тохтамыша сожгли Москву, и возобновилась выплата дани. Дайте не менее трёх объяснений успеха хана Тохтамыша. Поясните их.
Задание 15. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите две любых причины. Поясните их.
Задание 16. Существует следующая точка зрения на происхождение Древнерусского государства: Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок: развитие общества, социальных и хозяйственных сдвигов.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 17. Существует следующая точка зрения на происхождение Древнерусского государства:
Гибель новгородской вольности явилась следствием грубого насилия извне, результатом московского завоевания, вследствие чего уникальная новгородская государственность была упразднена.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.
Каждый аргумент = положение + факт.
Задание 18. Назовите хронологические рамки четырех основных этапов процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Укажите по одному положению, характеризующие каждый из этих этапов.
Задание 19.Назовите не менее трех положений, раскрывающих значение Куликовской битвы. Приведите примеры (не менее трех) действий князя Дмитрия Ивановича Донского, направленных на обеспечение победы русского войска.
Задание 20.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Владимир Святославович встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по Византийскому образу. Что послужило причиной такого выбора? Назовите не менее двух причин. Какие последствия это имело для дальнейшего развития Древнерусского государства? Укажите не менее четырех последствий.