Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права
Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.
Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами (подавление одного класса другим).
Плюсы теории: Материальные условия общества играют в нем очень большую роль; Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства; При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку; Раскрываются признаки государства.
Минусы: На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы; Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов; Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.
Теологическая теория происхождения государства
Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274)
Суть теории: государство – это результат божественной воли.
Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю, не пытаться изменить установленный богом порядок. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». (Господствовала в средние века в Иране, саудовской Аравии)
Плюсы теории: Государство появляется с монорелигией; Теория позволяет установить в обществе порядок; Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;
Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
Основатель патриархальной теории происхождения государства - Аристотель.
Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи.
Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
Монарх является отцом всего народа, благосостояние общества не возможно без королевской заботы, король действует во благо подданных охраняет и защищает их как отец членов семьи. власть короля неограниченна и незыблема.
Плюсы теории: Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»; Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»; Поддерживает веру людей в нерушимость мира; Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
Минусы: Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира; Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война? Не объясняет жесткость законов.
Основатели договорной теории происхождения государства: Гроцкий, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев.
Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ. Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества. В свою очередь этот орган должен был защищать на род от внешних посягательств и согласовывать внутренние интересы.
Плюсы теории: Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение); Носит демократический характер; Опровергает существование религиозного начала в сущности государства; Опирается на общественную практику;
Минусы: Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе; Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление; Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут; Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства.
Теория насилия состоит из двух частей:
Теория внешнего насилия; Теория внутреннего насилия.
Основатели теории внешнего насилия: Гумплович, Каутский.
Суть теории – государство - результат завоевания одного племени другим, захват более слабых и подчинение их себе, сбор дани.
Плюсы теории: Основана на многих исторических фактах; Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;
Государственный аппарат состоит из завоевателей.
Минусы: Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира; По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер; В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства; Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.
Основатель теории внутреннего насилия: Дюринг.
Суть теории: государство это результат насилия одной части общества над другой.
Плюсы теории: У людей имеются разные интересы; Имеет место насилие в обществе; Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.
Минусы: Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства; Люди не могут быть равны биологически; Государство не всегда выражает интересы общества; Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.
Основатели психологической теории происхождения государства: Петражицкий, Фрейд.
Суть теории: Государство появляется в связи со свойством человеческой психики: потребность людей во власти над людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Государство - продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к исполнению данных решений.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления и для подавления их возникает государство.
Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам, так и для подавления агрессивных влечений индивидов.
Конечно психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, но в то же время роль психологических свойств личности не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь как моменты государственного образования, так как сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных условий.