Конституционно-правовой статус человека и гражданина в ФРГ

Конституционно-правовой статус человека и гражданина -как институт конституционного права представляет собойсовокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного страны.

В структуреконституционно-правового статуса выделяются особенные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных людей, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод.

принципиальным элементом содержания конституционно-правового статуса личности являются его принципы:свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.

крупная часть конституций в той или другой мере фиксируют принципы свободы и равенства личности.обыденное для забугорного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельностиличности.но, это не означает абсолютной свободы. Правительство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов». Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.

В основных законах многих забугорных стран инсталлируются общие требования законности проведения задержания, арестов, обысков.время от времени можно встретить положения о принципах внедрения уголовных наказаний. Так, в конституциях Греции и Испании речь идет о запрещении жестоких и унизительных наказаний.

Принцип равенстваозначает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.Е. Формальное равноправие людей. Это своеобразная база всей системы прав и свобод личности. Так или по другому, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом. Мужчины и дамы равноправны. Никому не может быть причинен вред или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, стране восходящего солнца).

Равенству людей противоборствует дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. По классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущество перед дамами. В ряде стран дамам не предоставляются избирательные права; дамы - наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде наказания двух женщин приравниваются к наказаниям одного мужчины. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие российское популяция. В США и странах Западной Европы распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.

В 90-е годы прошедшего века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах гос сохранности, в партийном аппарате и т.П. Соответствующей проверкой занимаются особенные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.

В ряде конституций правильно провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод людей, их нерушимости. Так, в Конституции Венгрии записано, что правительство «признает неотъемлемые и нерушимые главные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства». В Конституции Словакии подчеркивается, что главные права и свободы являются «неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми».

вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограниченииправ и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе. В большинстве из них ограничения допускаются лишь в вариантах, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, воплощение ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах людей - с целью защиты гос сохранности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы. В согласовании с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некие из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.

Принцип взаимосвязи прав и обязанностей.В теории и практике забугорного конституционализма наличие связи меж правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент - неисполнение той или другой обязанности не влечет лишение прав. И крупная часть конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей меж правами и обязанностями. Но в послевоенное время в содержании отдельных конституций возникают новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», схожее название имеет и схожая часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».

таким образом, наличие у человека прав и свобод предполагает выполнение ряда обязанностей, что в особенности приемлимо для людей соответствующего страны.

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

ФГБОУ ВПО

Наши рекомендации