Методы познания в философии права
Вопрос о возможности познания правового бытия всегда стоял в центре внимания философско-правовой мысли прошлого и настоящего. Разработка методологических оснований познания права приобретает особенно большое значение сегодня. Динамизм и сложность современного мира, переплетение, взаимозависимость и взаимодействие экономических, политических, правовых и других социокультурных сфер общественной жизнедеятельности требуют строго научного к ним подхода, чёткого определения логики познавательного процесса, рациональной организации исследовательской деятельности. Не только знание, но и путь к нему должны быть истинным, научно обоснованным и оптимальным.
В греческом языке путь достижения истины, цели - называется методом. Развитие и дифференциация метода в ходе развития познания привели к учению о методе – методологии.
Методология права (основу которой составляет философия права) разрабатывает логику, диалектику и теорию познания правового бытия и его практического преобразования.[54]
В процессе познания возникает множество вопросов. Что может познать человек? Что дано ему познать? Как происходит познание?
В истории развития общества на эти вопросы отвечали по разному Демокрит, под знанием понимал совокупность «истекающих» от предметов эйдосов, вызывающих ощущения, благодаря которым и происходит познание. Платон утверждал, что познание – это припоминание душой того, что она видела в мире идей, Ф. Бэкон считал самым достоверным источником познания опыт, а Дж. Локк – ощущения. Д. Юм подвергал сомнению саму возможность познания, И. Кант допускал возможность познания на уровне явления, но сущность полагал непознаваемой. Ф.Энгельс рассматривал познание как диалектический процесс отражения человеком объективного мира в форме идеальных образов, В.И. Ленин – как последовательный переход «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».[55] Постструктуалисты разделяют познание на научное, ненаучное и вненаучное, а постпозитивисты – на обыденно-практическое и научное. Таким образом, мы видим, что сложилось два основных подхода в процессе познания правовой реальности:
1. Когнитивизм (признание познаваемости мира).
2. Агностицизм (отрицание или ограничение познаваемости мира).
Познание правовой реальности происходит на двух уровнях.
Первый уровень - обыденно-практическое познание, т.е. познание повседневной реальности. Здесь человек получает элементарные сведения об окружающем мире, о дозволенном и недозволенном, табу, запретах и т.п. Такое познание правовой реальности предстаёт как здравый смысл, первичное, преимущественно эмоциональное обобщение чувственного опыта.
Второй уровень познания -теоретический уровень,связан с системным миром человека.
Теоретическое познание в современной философии чаще называют эпистемологией - учением о научном познании, что позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предметом которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определенная методология, т.е. определенные методы, при помощи которых можно познать правовое бытие.
Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине. Его значимость вытекает не только из познавательного интереса, который, скажем, проявляет следователь, допрашивая подозреваемого, но, прежде всего, из практических потребностей установления истины для совершения Правосудия.
Для познания правовой реальности в целом, и для правотворчества в особенности, основополагающее значение имеют принципы объективности и конкретности истины, взаимосвязь абсолютной и относительной истин, соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности.
Важную роль в познании правовой реальности играет диалектическая и формальная логика.
Формальнаялогика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные принципы формальной логики требуют, чтобы рассуждения о предмете были определенными, последовательными, непротиворечивыми и обоснованными.
Диалектическаялогика исследует особые формы и закономерности развития знаний с позиций конкретности, объективности, причинности, всесторонности, историзма, разделения единого на противоположности.
В области философии права диалектическая логика позволяет познавать сущность и противоречивость, общее и единичное, необходимое и случайное, причины и следствия, многообразие связей в правовой реальности и в жизненном мире.
Тема№9 вопрос №2
теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.
Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.
Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.
Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.
Кроме понятия объекта познания существует также понятие предмет познания (хотя эти понятия родственные, но их нельзя отождествлять).
Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Например, мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и др.
В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в предмет познания входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.
Необходимо также отметить, что в теории познания особое место занимает практика. Она выступаеткак основа и цель познания, как критерий истинности полученных знаний.
Тема№9 вопрос №3
Работа юриста основывается на постоянном обращении к законам. Для того чтобы грамотно и четко решать поставленные задачи, необходимо правильно их понимать. Правильное понимание юридических законов для юриста важно еще и потому, что он в работе опирается на взаимопонимание. Это связано с недопущением несправедливости при применении закона. Сегодня под герменевтикой понимается один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла памятника культуры. Для естествознания познать окружающий мир — значит, описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления. Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно все, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями. Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики.