Техника и принципы систематизации права

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы.

Систематизация права – деятельность по обеспечению системности права, по приведению действующих нормативных актов в единую, согласованную. цельную систему.

Системность права, система законодательства и систематизация в праве – явления, находящиеся в единении, во взаимозависимости.

Системность права – такое его объективное свойство, которое, складываясь в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем (для своего поддержания и развития) в целенаправленной правотворческой работе.

Система законодательства в отличие от системы самого права характеризуется подвижностью, непосредственной зависимостью от субъективного фактора, от усмотрения законодателя. Нормативные акты издаются в различное время, разными, подчас непосредственно не соподчиненными между собой правотворческими органами. Многие акты принимаются в связи с определенными конкретными событиями или особыми задачами в деятельности государства, его органов. Иногда акты оказываются несогласованными, а то и противоречивыми.

Самостоятельными формами систематизации являются:

• учет; Учетом.нормативньх актов называются сбор действующих нормативных актов их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

• инкорпорация; Инкорпорацией называется объединение нормативно-правоных актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства, Инкорпорация может быть:

официальной (своды законов государства и т. д.) и полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д . по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

• консолидация; Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Консолидация — это форма систематизации, в процессе которой десятки нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

• кодификация, Кодификация коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило,

ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Принципы

Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

принципы:

— полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям);

- непротиворечивость Непротиворечивость — свойство формальной системы, заключающееся в невыводимости из неё противоречия. Если отрицание какого-то предложения из системы может быть доказано в теории, то о самом предложении говорится, что оно опровержимо в ней. Непротиворечивость системы означает, что никакое предложение не может быть в ней и доказано, и вместе с тем опровергнуто. Требование Непротиворечивости является обязательным требованием к научной и, в частности, логической теории. Противоречивая система заведомо несовершенна: наряду с истинными положениями она включает также ложные, в ней что-то одновременно и доказывается, и опровергается. Во многих системах имеет место закон Дунса Скота. В этих условиях доказуемость противоречия означает, что становится доказуемым.

- иерархичность Многие авторы рассматривают иерархичность в качестве атрибутивного свойства системы.Иерархия является распространенным типом структуры системных объектов. Особенно характерна она для систем управления в мире биологических и социально-экономических явлений.

Иерархичность системы. Элементы системы находятся в различных отношениях между собой и место каждого из них является местом на иерархической лестнице системы.

Система хотя и проявляет себя как единичный и целостный объект, но состоит из элементов (подсистем, частей), т.е., систем более низкого порядка. В то же время она сама может быть системой (подсистемой, частью), входящей в состав системы более высокого порядка.

Язык правовых актов

Законодательная техника охватывает целый ряд процедур правотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структуры акта, языковые и иные требования к его содержанию и оформлению.

Особый раздел законодательной техники - это язык закона. Право воздействует на волю и сознание людей при помощи языковых средств. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы, обеспечивает удобства для изучения и применения.

Нормативный правовой акт - это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжно-письменной речи. Нормативный акт представляет собой один из подвидов официально-делового произведения наряду с другими актами-документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, т.е. употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области.

Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Выделим наиболее яркие особенности языка закона:

официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

ясность и простота языка законодательства;

максимальная точность выражения языка.

Можно выделить следующие требования к терминологии закона:

использование терминов с четким и строго очерченным смыслом;

употребление слов и выражений обычно в более узком или специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке;

использование слов и выражений в прямом и первичном их значении;

отказ от двусмысленных и многозначных терминов;

единство применяемой терминологии по всему законодательству или по крупным его разделам, которые выражается в первую очередь в том, что один и тот же термин в различных нормативных актах и разные правовые понятия не следует обозначать одним и тем же термином.

Законодательная техника содержит требования к стилю изложения: логическая последовательность и стройность изложения мысли законодателя, ее смысловая завершенность; единообразие способов изложения однотипных формулировок, хотя содержательно, с точки зрения информативности, они могут быть различными.

Соблюдение указанных условий повысит качество принимаемых актов с точки зрения совершенства их формы, послужит устойчивости нормативных актов.

Одной из важнейших тем современных правовых исследований является проблема законодательной техники. Важнейшей составной частью законодательной техники являются такие проблемы, как правила и принципы логического построения нормативно-правовых актов, стиль закона и используемый при его создании язык.

Наши рекомендации