Человек и общество. Общественный и индивидуальный интерес
Анализируя специфику человеческого существования, мы открыли в ней наличие некоторых внутренних противоречий. Это противоречие между природным и социальным. Проявляется оно в конфликте чувств и разума, мотивов и целей, деятельности и поведения. Анализируя свойства общественного интереса, мы также увидели, что он не всегда совпадает с желаниями отдельного человека. Действительно, общество предстает некоторой совокупностью норм и социальных институтов, которая принуждает каждого отдельного человека соответствовать своим требованиям.
Итак, и примеры истории и наш жизненный опыт говорят нам о несовпадении интересов общества и отдельного человека. Общество может призывать людей к решению масштабных задач, например, созданию новых общественных отношений. А они хотят жить повседневной жизнью. Общество предлагает индивидам свои ценности и стандарты поведения, а у людей - свои представления о том, как надлежит жить и к чему стремиться.
Почему так происходит? Как это согласуется с общеизвестной мыслью об общественной сущности человека. Начнем по порядку. Прежде всего, отметим, человек потому и является человеком, что обладает деятельностной природой. Ни родившийся младенец, ни воспитанник животных (известный литературный пример Маугли), ни телесная оболочка сами по себе не являются носителями человеческих черт. Поэтому социальные отношения являются не только идеалами, которые еще предстоит достигнуть. Они являются той действительностью, в которой мы родились и живем. Вот в этом смысле человек есть существо общественное. Или, говоря словами одного из современных ученых-социологов, общество живет не только рядом с человеком, но и в самом человеке.
Что означает этот казалось бы понятный факт? Означает он то, что мы не просто вынуждены жить в обществе. Мы живем в нем и не мыслим своего существования без него. Общественный характер человеческого существования означает, прежде всего, что все предметы желаний человека или потребности произведены обществом. Представления людей о том, что они могут и что хотят, формируются только в социальной среде. Писатель может создавать совершенно новаторские произведения. Однако, если он желает быть понятым и принятым окружающими, то созданное им хоть в чем-то, но должно соответствовать общепринятым представлениям о том, что такое искусство.
Во-вторых, общественный характер человеческого бытия состоит в том, что все потребности человека формируются с ориентацией на окружающих. Это означает, что общество стремится выработать в людях те потребности, которые предполагают связь с другими людьми, их оценку и одобрение. Вот почему для человека становится важным мнение окружающих. Можно сказать, что человек создается как существо коллективистское.
Таким образом, все наши знания, желания и возможности социальны. Они являются не только целями, к которым мы сознательно должны и хотим стремиться, но и причинами, которые неосознанно определяют наше поведение. Поэтому мы страдаем не только от отсутствия пищи, жилища и одежды, но и от непонимания со стороны других людей. Это и есть часть нашей традиции, внутри которой мы живем и которую считаем естественной средой нашего обитания.
Откуда же берется различие между интересами человека и общества? А создано оно, как ни удивительно, самим обществом. В основе лежит уже известное нам разделение труда. Оно приводит к формированию различных социальных групп, а значит к осознанию отличия своего интереса от интересов остальных групп.
Чем сложнее и масштабнее становится общество, тем чаще возникает ситуация несовпадения общественных задач и потребностей индивидов. Дело в том, что требования общества перестают быть понятными и доступными отдельному человеку. Более того, не всегда они совпадают с его интересами. Так происходит разрыв между повседневностью, бытом, обыденной жизнью и целями и задачами общественных органов.
Наконец, чем сложнее и динамичнее становится общество, тем сильнее оно нуждается в проявлениях человеческой индивидуальности. Постоянные изменения требуют от людей развития способности создавать новые способы жизни и уметь к ним приспосабливаться. А когда общество само ориентируется на постоянное развитие, то оно начинает требовать от людей развития творческой инициативы.
Таким образом, даже индивидуальный интерес есть интерес социальный, т.е. сформированный обществом или спровоцированный его развитием. Но хотя он порожден особенностями общественного развития, само общество может по-разному к нему относиться. Оно может его подавлять, терпеть или поощрять. При этом необязательно, что оно всегда право. Ведь в исторически определенном обществе могут господствовать эгоистические интересы группы людей, пришедших к власти и маскирующих свои цели под маской общественных.
Поэтому индивидуальный интерес столь многообразен. Он может состоять в стремлении к свободе и своеобразию. Он может складываться из собственных представлений человека о лучшем общественном устройстве или в стремлении отстаивать интересы той социальной группы, к которой он принадлежит. Он может состоять в предпочтении ценностей повседневной жизни общественным ценностям.
Различным является и отношение общества к проявлениям индивидуального интереса. Прежде всего, разрыв между интересами человека и общества может быть весьма незначительным. Причина в неразвитости самосознания, что наиболее характерно для первобытных обществ. В таких обществах индивид не отделяет себя от коллектива и не осознает себя как нечто особое, индивидуальное, имеющее свои своеобразные желания и потребности.
Разрыв между целями общества и индивида и подавление индивидуального интереса наиболее ярко проявляются в тоталитарных режимах, которые стали возникать в начале 20 в. В таких режимах от каждого человека требуют, чтобы он жил только общественными интересами. Это эпоха, когда самосознание, как отдельного человека, так и социальных групп, достаточно развито. Поэтому в тоталитарных режимах не просто провозглашается приоритет общественного над личным, но и подавляется все проявления индивидуального интереса, которые с ним не совпадают.
Следующий тип отношений - это ориентация на согласование общественного и индивидуального интересов. Она становится, характерной для обществ демократического типа. Это не означает, что в них все люди будут жить только общественными интересами. Такое согласование предполагает, что общество должно учитывать своеобразие желаний каждого индивида и создать место для реализации личной свободы. Но с другой стороны, на проявление своеобразия также накладывается ограничение. Оно состоит в следующем принципе: поступай так, чтобы проявление твоей индивидуальности не препятствовало другому проявлять свою индивидуальность.
Общество и культура
Что же такое «культура» и как она связана с обществом? В переводе с латинского языка культура означает «возделывание». Культура, таким образом, есть область возделанного, в отличие от природы. Оттолкнемся от этой мысли. Нетрудно заметить, что когда хотят выявить особенности культуры, то начинают с ее сравнения с природой. Разница состоит в противопоставлении искусственного и естественного. Все искусственное в нашем мире связано с человеком. Поэтому первый признак культуры в том, что это сфера искусственного как продукта человеческих действий в отличие от природы как сферы естественного.
Действия людей весьма разнообразны. Не все из них носят искусственный характер. Вспомним свойства поведения. Поэтому только действия или их продукты, которые носят целесообразный характер или осуществляются в соответствии с нормами, можно считать искусственными. Но даже не все целесообразные действия можно назвать культурой. Цели должны быть важными, значимыми, вершинами или пределами человеческих устремлений. Мы называем их ценностями. Тогда культура - это совокупность ценностей.
Что это за цели или ценности? Какие цели, выдвинутые человеком, можно считать наиболее важными. Кажется, что такой наиболее очевидной целью является выживание. Но человек потому и является человеком, что выживает особым образом. Тогда культура представляет собой сохранение и развитие человеческих способов существования. Для человека выживать значит стремиться к сохранению произведенных им продуктов: предметов потребления, техники, технологий, знаний. Поэтому там, где особые способы человеческого существования становятся лишь средствами выживания человека как простого живого организма, там нет культуры. Она возникает там, где человек начинает стремиться к сохранению этой специфики и придавать ей приоритетное значение среди всех своих стремлений.
Все, что создано человеком, само собой не сохраняется. Поэтому свои цели, планы, созданные предметы он должен превращать в образцы как ориентиры для всех окружающих и последующих поколений. Культура, таким образом, становится совокупностью образцов человеческого выживания. Значение таких образцов состоит в том, что они указывают предметы, к которым должен стремиться человек, что он должен уметь и желать. Что значит слово «должен»? Кому должен и перед кем? В первую очередь перед самим собой. Ведь достижение образцов требует усилия, которые человек вынужден предпринимать, если хочет выживать как специфическое существо.
Если теперь соединить все полученные признаки, то можно дать следующее определение культуры. Культура есть совокупность искусственно созданных ценностей, которые выступают для людей образцами и которые люди обязаны выполнять, если хотят выживать именно как человеческие, а не природные существа.
Но ведь можно сказать, что было много обществ, которые не дожили до сегодняшнего дня. Были ли они некультурными? Ведь и у них были правила, образцы жизни. Поэтому мы можем добавить, что культура - это те образцы, которые люди в ту или иную эпоху считают образцами. Вот почему культур может быть много. Более того, многообразие культур имеет ценность. Хорошее знание культур соседних народов позволяет нам лучше оценить достоинства и недостатки собственной культуры. Это значит, что для понимания ценности собственной культуры и ее развития необходима определенная степень терпимости к другим культурным традициям.
Теперь мы можем ответить на вопрос о связи общества и культуры. Люди по-разному могут относиться к культурным ценностям. Ведь культура требует способности самоконтроля, самоограничения. Вступая в общественные отношения, люди часто руководствуются стремлениями личной выгоды. Тогда культурные ценности они будут воспринимать либо как средства реализации личных интересов, либо как нечто чуждое, навязанное им. Вот почему культура является одной из сил, факторов, причин, воздействующей на общественные отношения и формирующей их наряду с другими силами, такими как личные или групповые интересы, экономические, социальные или политические факторы.
ВЫВОДЫ
1. Общество представляет собой совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей, возникшую на основе разделения труда, регулируемую общественным интересом и социальными нормами и обладающую легитимным характером.
2. Основными сферами общественной жизни являются производство, социальные отношения, отношения власти и управления и духовная жизнь.
3. Общественный интерес – это совокупность целей, в которых заинтересовано общество, и сохранение которых может обеспечить только оно. Общественный интерес носит объективный и исторический характер. Он порожден деятельностным отношением к миру и разделением труда.
4. Социальные нормы представляют собой средства достижения общественного интереса и являются основным способом регулирования общественных отношений.
5. Общественная сущность человека не противоречит существованию различий между общественным и индивидуальным интересом, поскольку индивидуальный интерес сам является продуктом усложнения и развития общественной жизни.
6. Культура представляет собой совокупность искусственно созданных ценностей, которые выступают для людей образцами и которые люди обязаны выполнять, если хотят выживать именно как человеческие, а не природные существа.
Контрольные вопросы
1. Чем общество отличается от толпы?
2. Почему общественный интерес необходим для существования общества?
3. В чем необходимость социальных норм?
СЛОВАРЬ
Культура - это совокупность ценностей, которые выступают для людей образцами и которые люди обязаны выполнять, если хотят выживать именно как человеческие, а не природные существа
Общественный интерес – совокупность задач, осуществление которых необходимо для существования общества и выполнить которые может только общество
Социальные нормы - это искусственно созданные (т.е. придуманные людьми) предписания или правила, призванные регулировать человеческие действия, а в первую очередь, взаимоотношения между людьми
Традиции - совокупность знаний и ценностей, которые унаследованы нами от предшествующих поколений, которыми мы пользуемся и которым доверяем, т.е. не требуем доказательств
ТЕСТЫ
(отвечать только «да» или «нет»)
1. Общество отличается от толпы количеством
2. Главная опасность существования толпы в том, что она носит разрушительный характер
3. Коллектив первобытных людей (охотников, рыболовов или собирателей) - это тоже общество
4. Главное отличие человеческого общества от объединений всех остальных живых существ (стаи животных, муравейника) в том, что оно более сложное по своему устройству
5. У муравьев и пчел нет социального взаимодействия, потому что у них нет развития
6. Только там, где люди начинают взаимодействовать друг с другом и устанавливать правила такого взаимодействия, начинается складывание общества
7. Человек от природы существо общественное
8. Понятие «общества» не применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей
9. Все социальные нормы носят запретительный характер
10. Общественным отношение становится тогда, когда в нем участвует большое количество людей
11. Общественный интерес во все времена одинаков
12. Для существования общества необходимо разделение труда
13. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств
14. Общественный интерес означает согласие всех людей с основными ценностями и социальными нормами общества.
15. Общество - это любые связи между людьми.
16. Идеалы - это мечтания людей, не умеющих реально смотреть на вещи.
17. Традиции - это способ регулирования общественных отношений.
18. Традиции являются одним из видов социальных норм, который характер для низкоразвитых обществ, существовавших в прошлом
19. Так как социальные нормы носят ограничивающий характер, то общество всегда противостоит отдельному человеку
20. Существование в обществе традиций – это воплощение консерватизма и не способности общества к развитию
21. Для существования общества гораздо важнее производство, а не духовная жизнь