Тема 13. Административно-исполнительное производство

Вопросы:

1. Административно-исполнительные отношения и их место в системе российского права.

2. Субъекты исполнительного производства.

3. Содержание исполнительного производства.

1. Административно-исполнительные отношения и их место в системе российского права.

Исполнительное производство представляет собой установленный зако­ном порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных орга­нов, имеющий целью обеспечение реальной защиты нарушен­ных или оспо­ренных субъективных материальных прав или охраняе­мых законом интере­сов. В исполнительном производстве субъективное ма­териальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, полу­чают восстановление посредством использования меха­низмов государствен­ного принуждения, установленных законом

В российском праве исполнительное производство длительное время яв­лялось заключительной (самостоятельной) стадией гражданского (или арбит­ражного) процесса. В порядке исполнительного производства исполня­ются решения не только судов общей юрисдикции, но и акты арбитражных судов, а также иных несудебных органов, что является важной составляющей пра­вовой практики, отражающей способность права воздействовать на поведе­ние человека. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных орга­нов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов участни­ков спорных правоотношений, а также самого го­сударства. Развитие право­отношений актуализировало вопрос о пере­смотре взглядов на исполнитель­ное производство как на стадию гражданского процесса*.

С 1997 г. в России стала формироваться система судебных приставов в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 3.03.2007 г.) «О судебных приставах» и от 21.07.2007 г. № 119-ФЗ «Об испол­нительном производстве»**.

_________________________

* Некоторые ученые небезосновательно считают, что исполнительное производство – это не стадия гражданского (или арбитражного) процесса. С их точки зрения, отношения, воз­никающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов, являются предме­том регулирования самостоятельной отрасли права – исполнительного права

** В первом из них закреплено положение, по которому судебные приставы-ис­полнители полностью подчинены органам исполни­тельной власти – орга­нам юстиции (ст. 7).

В настоящее время действует Федеральный закон от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об испол­нительном производстве».

Учитывая общее стремле­ние к кодификации процессуального законода­тельства, было принято реше­ние о создании рабочей группы при Министер­стве юстиции РФ по подго­товке проекта Исполнительного кодекса РФ, кото­рый по смыслу инициато­ров должен поставить точку в споре о месте и роли исполнительного произ­водства в правовой системе России.

В настоящее время все большее внимание уделяется анализу сходства и различий гражданских процессуальных с административно-правовыми от­ношениями применительно к рассматриваемому вопросу. В правоотноше­ниях в исполнительном производстве, как в гражданских процессуальных и административно-правовых отношениях, действует основной и обязательный субъект – судебный пристав-исполнитель, который наделен властными пол­номочиями и без которого не возникают сами эти правоотношения.

В правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что является признаком административно-правовых отноше­ний. Этот признак правоотношений нашел свое подтверждение в действую­щем законодательстве (ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве», ст. 6-10 Федерального закона «О судебных приставах»).

Анализируемые правоотношения не являются правоотношениями по осуществлению правосудия. Судебный пристав-исполнитель не выясняет об­стоятельств спорного материального правоотношения, не исследует связан­ных с этим доказательств, не судит о материальном праве. Его основная за­дача состоит в применении принуждения, предписанного исполнительным документом и законом, причем, организует он исполнение судебных и иных актов административно-правовыми методами.

При этом не все вопросы, возникающие в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель может решить самостоятельно или через старшего судебного пристава. Согласно действующему законодательству во­просы о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении спо­соба и порядка его исполнения (ст. 37 Федерального закона «Об исполни­тельном производстве»), приостанов­ления (ст. 39, 41) и прекращения испол­нительного производства (ст. 43) и некоторые другие яв­ляются компетенцией суда, что делает суд и судью важными участниками исполнительного произ­водства.

Обращение взыскателя к судебному приставу-исполнителю с исполни­тельным документом представляет собой юридическое действие, с которым связано возникновение обязанности у судебного пристава-исполнителя при наличии необходимых условий принять исполнительный документ и возбу­дить исполнительное производство, что в свою очередь порождает ряд дру­гих обязанностей:

уведомить взыскателя, должника, суд или иной орган, выдавший испол­нительный документ, о возбуждении исполнительного производства;

установить должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

предупредить должника о наступлении негативных последствий в случае его уклонения от добровольного исполнения;

по заявлению взыскателя, до истечения установленного в законе срока для добровольного исполнения должником исполнительного документа, произвести опись имущества должника и наложить на него арест (ст. 80-83 Феде­рального закона «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, на правовое регулирование исполнительного производ­ства распространяются нормы административного права и административ­ного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского (при регулировании договорных от­ношений по реализации арестованного имущества).

Развивая идею выделения исполнительного производства в самостоя­тельную отрасль права, В.В. Ярков* предложил проект Исполнительного ко­декса РФ, который, по его мнению, должен объединить в себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполни­тельные процедуры, учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законода­тельства, а также способствовать образованию административной юстиции в системе исполнительной власти с целью решения проблем, существующих в исполнительном производстве.

Добавим, что речь идет сугубо об исполнении юрисдикционного реше­ния и о принуждении к его исполнению, что осуществляется в рамках юри­дического процесса, имеющего административно-процессуальный характер.

2. Субъекты исполнительного производства.

Основным и обязательным субъектом правоотношений в исполнитель­ном производстве является судебный пристав-исполнитель, подчиненный ор­ганам исполнительной власти (непосредственный орган принудительного исполнения судебных и других актов; ст. 5 Федерального закона «Об испол­нительном производстве»). При этом следует различать статус лиц, выпол­няющих ох­ранные функции (судебный пристав), и статус лиц, выполняющих в основ­ном процессуальные функции (судебный пристав-исполнитель).

Помимо представителя государственной власти – судебного пристава-исполнителя – в исполнительном производстве участвуют такие основные субъекты, как взыскатель и должник (ст. 48), предусмотрено участие их за­конных представителей (к этой категории относятся родители, усыновители, опекуны или попечители, которые обязаны представить документы, удостоверяющие их статус; ст. 55).

При этом представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью (ст. 56), что должно устанавливаться в предусмотренном порядке.

_________________________

* См.: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал, 1996. № 2.

Роль участвующих органов, организаций, в т.ч. государственных орга­нов, органов местного самоуправ­ления, банков и иных кредитных организа­ций, должностных лица и граждан определена таким образом, что они в слу­чаях, предусмот­ренных федераль­ным законом, исполняют требования судеб­ных актов и ак­тов других органов, т.е. явля­ются субъектами исполнитель­ного производства (ст. 7, 48).

Отметим, что эти органы, организации и лица не являются орга­нами принудительного исполнения, а лишь выполняют поручение (требование) ор­гана государ­ственной власти*.

Важными участниками исполнительного производства, наряду с выше­перечисленными, являются суд и судья, на которых возложено решение не­которых вопросов в процессе осуществления принудительного исполнения (ст. 37, 39, 41, 43 и др.) **.

В исполнительном производстве участвует еще один субъект, высту­пающий от имени государства, – это прокурор, который согласно Федераль­ному закону «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор­ные функции. Прокурор также может непосредственно участвовать в испол­нительном производстве, когда в определенных законом случаях в целях ох­раны государственных или общественных интересов он является инициато­ром возбуждения исполнительного производства.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» пере­числены также лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в ис­полнительном документе, иные лица, содействующие исполнению требова­ний, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, спе­циалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие; ст. 48 и др.).

Од­нако этим не исчерпывается круг лиц, содействующих принудитель­ному ис­полнению испол­нительных документов. Не упоминаются орга­низа­ции, занимающиеся розыскной деятельностью в целях определения места на­хож­дения должника или его имущества. В этих целях можно было бы ис­пользо­вать элементы частного испол­нения, привле­кая ком­мерческие органи­зации, занимающиеся детективной, розыск­ной, ох­ранной деятельностью, тем более, что такая практика уже существует. В этом ас­пекте ука­зание на уча­стие в этих отно­шениях «других» лиц выглядит не со­всем оптимальным.

_________________________

* Так, принудительное исполнение судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, согласно ст. 79 Семейного кодекса РФ, производится судебным приста­вом-исполнителем с обязательным участием органов опеки и попечительства.

К этим субъектам по смыслу относятся и организации, реализующие имущество должника на торгах.

** Проблемой является практически полная независимость института судебных приста­вов от суда. Высказывается мнение о том, что оторванность судебных приставов-исполни­те­лей от судебного контроля может только усугубить проблему коррупции в системе при­нудительного исполнения судебных и других актов. Судебный, а точнее юрисдикционный контроль за исполнительным про­изводством должен быть усилен, особенно в части реа­лизации юрисдикционных реше­ний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъекты правоотноше­ний в исполнительном производстве делятся на две группы: основные участ­ники исполнительного производства и лица, содействующие исполнению. Каждый из участников наделен процессуальными правами и обязанностями.

3. Содержание исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель самостоятельно возбуждает исполни­тельное производство путем вынесения постановления и также самостоя­тельно выносит постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявленных к исполни­тельному документу и др.

Вопросы об отложении исполнительных действий, об окончании испол­нительного производства согласно действующему законодательству также решаются судебным приставом-исполнителем.

Требует участия старшего судебного пристава решение вопросов

о приводе лица, уклоняющегося от явки по вызову судебного пристава-исполнителя (ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производ­стве»);

о контроле за ведением сводного исполнительного производства (ст. 34);

о разрешении совершения исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов (ст. 35);

об утверждении акта судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (ст. 46);

об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63);

об утверждении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа (ст. 115);

об утверждении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещении расходов лицу, которое их понесло (ст. 117) и др.

В зависимости от характера деятельности судебного пристава-исполни­теля исполнительный процесс может быть подразделен на следующие основ­ные производства (разновидности):

- по обращению взыскания на имущество должника;

- по неимущественным требованиям;

- по передаче имущества взыскателю;

- по обеспечительным мерам.

Правовому регулированию производства по обращению взыскания на имущество должника посвящено большинство предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Обращение взыскания на недвижимое имущество подчиняется общим правилам исполнительного производства, имеется ряд специфических осо­бенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского и предпринимательского оборота*.

Данное производ­ство состоит из ареста (описи) имущества, после которого проводится его оценка, изъя­тия и принудительной реализации либо передача взыскателю.

При аресте недвижимости обязательным является направление копии Акта об аресте имущества учреждению по реги­страции прав на не­движимое имущество и сделок с ним, если ранее арест не был наложен по определению суда в порядке применения мер обеспечения иска (с целью за­блокировать все операции с данным недвижимым имущест­вом). После этого судебный при­став-исполнитель должен собрать всю необ­ходимую для со­вершения испол­нительного производства и последующей оценки арестован­ного имущества правоустанавливающую и техническую документацию.

Пра­вовое регулирование осталь­ных производств неполно и достаточно поверх­ностно. Указанное обстоя­тельство послужило основанием для объе­динения группы производств под общим названием «основные производства испол­нительного процесса, не связанные с обращением взыскания», среди которых особое место занимает производство по исполнению исполнитель­ных доку­ментов неимуществен­ного характера (все основные производства, не связан­ные с обращением взы­скания, можно рассматривать как разновид­ности про­изводства по исполне­нию исполнительных документов неимущест­венного характера). По своей сути – это производст­во по исполнению испол­нитель­ных документов, обя­зывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения и не связанных с обращением взыскания, передачей имуще­ства и обеспечитель­ными мерами.

Производство по неимущественным требованиям есть упорядочен­ная деятельность судебного пристава-исполнителя, направленная на испол­нение исполнительных документов неимущественного характера**. Оно сво­дится к следующим основным исполнительным действиям:

1) установление срока исполнения;

2) контрольные действия судебного пристава-исполнителя за исполне­нием должником исполнительного документа;

3) организация исполнения судебным приставом-исполнителем.

Производство по передаче взыскателю предметов, указанных в исполни­тельном документе, нами именуется как производство по передаче имуще­ства, которое состоит из следующих исполнительных действий:

_________________________

* См.: ст. 69-88 глава 8 «Обращение взыскания на имущество должника», ст. 94-97 глава 10 «Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации», ст. 98-102 глава 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина» Федерального закона «Об исполнительном производстве».

** См.: ст. 105-109 глава 13 «Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах».

- выявление имущества, подлежащего передаче взыскателю;

- наложение на него ареста;

- изъятие и передача имущества взыскателю.

Данное производство есть последовательность действий судебного при­става-исполнителя, направленных на изъятие имущества должника, указан­ное в исполнительном документе, и передачу его взыска­телю. Правовое ре­гулирование производства по передаче имуще­ства осуществляется в соответ­ствии с по­ложениями ст. 86 и 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Выявление имущества, подлежащего передаче взыскателю, произво­дится исполни­тельными действиями, аналогичными исполнительным дейст­виям по обращению взыска­ния, т.е. путем осмотра, запросов, взятия объяс­нений, розыска.

Производство по обеспечительным мерам можно определить как поря­док деятельности судебного пристава-исполнителя, направленной на испол­нение обеспечительных мер. Оно в значительной степени схоже с производ­ством по исполнению исполнительных документов неимущественного ха­рактера, однако отличается особенностями окончания производства. Так, ис­полнительный документ обеспечительного характера может быть признан фактически исполненным лишь после разрешения дела по существу, а произ­водство по исполнению исполнительных документов неимущественного ха­рактера может быть окончено и в связи с отменой обеспечительной меры.

Необходимо учитывать, что в исполнительном процессе существуют са­мостоятельные обеспечительные меры (исполнительные обеспечительные меры), например наложение ареста и запрещение совершать определенные действия. Виды обеспечительных мер предусмотрены ч. 1 ст. 140 ГПК РФ и ч. 1 ст. 91 АПК РФ. По существу, обеспечительные меры сводятся к наложе­нию аре­ста, запрещению совершать определенные действия, запрещению другим лицам совершать определенные действия, приостановлению реализа­ции имущества или взыскания по исполнительному доку­менту, а также воз­ложению на ответчика обязанности совершить определен­ные действия, пере­даче спорного имущества на хранение истцу или другому лицу.

В производстве по обеспечительным мерам подлежат исполнению не исполнительные обеспечительные меры, а судебные обеспечительные меры, непосредственно указанные в исполнительном документе.

Предусмотрены следующие меры принудительного характера (ст. 68):

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денеж­ные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые долж­ником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотно­шений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат ин­теллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использо­вания результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуали­зации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в ис­полнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или испол­нительным документом.

При осуществлении основных производств, не связанных с обращением взыскания, возникает необходимость взыскания с должника исполнитель­ского сбора, исполнительных штрафов, исполнительных расходов. Неуплата должником указанных сумм в добровольном порядке является основанием для принудительного их взыскания.

Одной из причин неэффективности исполнительного производства явля­ется отсутствие логически правильно построенного процесса. Очевидно, что исполнение должно развиваться в определенной стадийной последовательно­сти. Выделяют следующие признаки стадии процесса исполнения судебных постановлений. Во-первых, любая стадия – это система, система процессу­альных действий. Будучи частью деятельности, стадия, в свою очередь, также является деятельностью с соответствующими элементами как статич­ного, так и динамичного характера. Другими словами, это отдельная дея­тельность более низкого уровня и в то же время часть деятельности более высокого уровня. Во-вторых, любая стадия обладает самостоятельной зада­чей. Выполнение такой задачи обусловливает совершение особых действий. В-третьих, любой стадии присуще качественное своеобразие ее содержания, т.е. специфика совершаемых процессуальных действий. В-четвертых, любая стадия обособлена во времени. В-пятых, результаты стадии должны быть за­креплены в процессуальном документе.

Применение положений общей теории деятельности, касающихся ста­дийности, в отношении исполнения судебных постановлений предполагает также выделение четырех стадий: возбуждения, подготовки, осуществления и окончания.

Стадия возбуждения предполагает постановку цели, которая формули­руется в исполнительном листе. Дальнейшая ее детализация (соотнесение ее с текущими условиями), т.е. определение конкретных задач, происходит в последующих действиях как взыскателя, так и судебного пристава по возбу­ждению исполнения.

В стадии подготовки проходит выбор средств. Считаем, что в процессе исполнения подготовка предполагает создание условий для эффективного осуществления действий по исполнению, а именно – проведение поисковых, розыскных мероприятий и многих других.

В стадии осуществления протекает основной процесс деятельности. Та­кой процесс предполагает применение мер принудительного исполнения. Например, совокупность действий по аресту, реализации имущества и рас­пределению взысканных денежных средств составляет отдельную стадию исполнения судебного постановления имущественного характера.

В стадии окончания осуществляется завершение деятельности и получе­ние результата предшествующих действий. В процессе исполнения такой ре­зультат оформляется в соответствующих процессуальных документах.

Обжалование, приводящее по существу к повторению тех или и иных процедур и стадий исполнительного производства, может рассматриваться как цикл исполнительного процесса.

Высказываются и иные мнения по поводу стадий исполнительного про­изводства*.

В юридической литературе данную сферу отношений связывают с т.н. гражданским исполнительным производством, хотя подчеркнем его админи­стративно-правовую природу.

Сужая рамки правоохраны, вспом­ним об институте исполнения поста­новлений по делам об административных правонарушениях (главы 31 и 32 КоАП РФ), имеющем ряд особенностей, в т.ч. по исполнению отдельных ви­дов административных наказаний.

_________________________

* Например, проект Исполнительного кодекса впервые предусматривает стадийную орга­низацию исполнительного производства. Выделены пять стадий:

1) возбуждение и подготовка;

2) обеспечение;

3) осуществление;

4) распределение взысканных сумм между взыскателями;

5) завершение.

См.: Игнатенко А.А., Кириленко Н.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 8.

Другой вариант:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;

3) применение мер государственного принуждения к должнику;

4) обжалование действий судебного пристава-исполнителя

См.: Марданов Д.А. Система и источники исполнительного производства // Право и политика, 2004. № 11.

Постановление по делу об административном правонарушении подле­жит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ). Обращение постановления к исполнению – функция судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление – осуществляется в течение трех суток со дня его вступления в за­конную силу (ст. 31.3). Исполнение по­становления – функция уполномочен­ных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП РФ (ст. 31.4).

При определенных условиях педусмотрена отсрочка исполнения на срок до одного месяца и рассрочка – до трех месяцев (ст. 31.5). При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста (ст. 31.6).

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначе­нии административного наказания, прекращают исполнение постановления в слу­чаях издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, под­вергнутого наказанию, или объявления его в установленном законом порядке умершим, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления, вынесения в определенных случаях постановления о прекращении исполне­ния постановления о назначении административного наказания (ст. 31.7).

Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в ис­полнение в течение года со дня вступления в закон­ную силу (ст. 31.9).

Установлен определенный порядок исполнения постановлений о назна­чении отдельных видов административных наказаний (глава 32 КоАП РФ). Так, постановление:

о назначении административного наказания в виде предупреждения при­во­дится в ис­полнение вынесшим его судьей, органом, должностным лицом путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ.

о наложении административного штрафа на физическое лицо исполня­ется посредством уплаты штрафа не позднее 30 дней со дня вступ­ления по­становления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки путем внесения или перечис­ления суммы штрафа в банк или иное уполномоченное кредитное учрежде­ние.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате администра­тивного штрафа, по истечении 30-ти дней с соответствующего срока, органы и лица вынесшие постановление, направляют соответст­вующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным зако­нодательством, а также принимают ре­шение о привлечении лица, не упла­тившего административный штраф, к ад­министративной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25. Копия про­токола об административном право­нарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления ука­занного протокола.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

В отношении юридического лица принудительное взыскание осуществля­ется банком или иным кредитным учреждением путем взыскания из денежных средств или дохо­дов юридического лица. Отсутствие денежных средств влечет за собой взыска­ние суммы штрафа судебным приставом-ис­полнителем с имущества юридиче­ского лица.

Если административный штраф взимается на месте совершения физиче­ским лицом административного правонарушения, то ему выдается постанов­ление-квитан­ция;

о возмездном изъятии предмета или конфиска­ции исполняется судебным приставом, а в отношении оружия – орга­нами внутренних дел;

о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должност­ными лицами органов внутренних дел, контрольно-надзор­ных органов путем изъятия, например, водитель­ского удостоверения или охотничьего билета;

об административном аресте исполняется органами внутренних дел;

об административном выдворении исполняется органами по­граничной службы ФСБ России и органами миграционной службы. Происходят пере­дача иностранного гражданина представителю вла­сти иностран­ного государ­ства в принудительном порядке либо кон­тролируемый самостоятельный вы­езд выдворяемого из Российской Федерации;

о дисквалификации производится путем прекращения договора (кон­тракта) на осуществление деятель­ности по управлению юридическим лицом;

об административном приостановлении деятельности исполняется су­дебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого поста­новления.

Окончание производства по исполнению постановления о на­значении административного наказания оформляется отметкой должностного лица, производившего исполнение, на постановлении, возвращаемом су­дье, ор­гану, должностному лицу, вынесшим поста­новление.

Нельзя не учитывать и положе­ний Трудового кодекса (ТК) РФ в части деятельности такого юрисдикционного органа по рассмотрению индивиду­альных трудовых споров как комиссия по трудовым спорам. В соответствии с абзацем 2 ст. 389 «Исполнение решений комиссии по трудовым спорам» ТК РФ в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам «в уста­новленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, яв­ляющееся исполнительным документом».

Совершение действий исполнительного характера предусмотрено также Налоговым кодексом (НК) РФ:

в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок. обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ);

при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах нало­гоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), в т.ч. за счет наличных денежных средств в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ).

Таким образом, в отношениях исполнительного (административно-ис­полнительного) процесса на различных стадиях участвуют самые различные субъекты права, реализующие свои субъективные права и обязанности в со­ответствующих процедурах. По мнению многих специалистов в области юриспруденции правовая регламентация исполнительных действий нужда­ется в совершенствовании.

Практические задания:

1. Решить логически-правовую задачу: Студент А. подготовил и сдал ру­ководителю дипломного проекта на про­верку вы­пускную квалификационную ра­боту на тему «Современное исполни­тельное производство», выполненную на основе Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) «Об исполнительном произ­водстве» и Феде­рального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 3.03.2007 г.) «О судебных приставах».

В качестве старшего преподавателя кафедры «Административное и фи­нансовое право» подготовьте предварительный отзыв и рекомендации.

2. Решить контрольный тест к Теме 13.

1. В порядке исполнительного производства исполняются юрисдикцион­ные решения

а) судов общей юрисдикции и арбитражных судов

б) территориальных органов федеральных органов исполнительной вла­сти

в) комиссий по трудовым спорам

г) аттестационных комиссий

2. Основным и обязательным субъектом исполнительных отношений яв­ляется

а) судья

б) судебный пристав, выполняющий охранные функции

в) судебный пристав-исполнитель

г) прокурор

3. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно взыскателем может быть направлен

а) в суд

б) в банк или иную кредитную организацию

в) в территориальные органы федеральных органов исполнительной вла­сти

г) прокурору

4. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

а) исполнительные листы, судебные приказы, судебные акты, акты дру­гих органов и должностных лиц по делам об административных правонару­шениях

б) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии и постановления судебного пристава-ис­полнителя

в) нормативные правовые акты других органов, в случаях, предусмот­ренных федеральным законом

г) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам и акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств

5. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение

а) одного месяца со дня их выдачи

б) трех месяцев со дня их выдачи

в) одного года со дня их выдачи

г) трех лет со дня их выдачи

6. Основной срок для исполнения содержащихся в исполнительном до­кументе требований

а) один месяц со дня возбуждения исполнительного производства

б) два месяца со дня возбуждения исполнительного производства

в) шесть месяцев со дня возбуждения исполнительного производства

г) один год со дня возбуждения исполнительного производства

7. Сторонами исполнительного производства являются

а) взыскатель и должник

б) суд и судебный пристав-исполнитель

в) должник и судебный пристав-исполнитель

г) взыскатель и суд

8. Вопрос об отводе переводчика, понятого или специалиста решается

а) судьей

б) старшим судебным приставом-исполнителем

в) судебным приставом-исполнителем

г) взыскателем

9. Обращение постановления по делу об административном правонару­шении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вы­несших постановление.

а) на Федеральную службу судебных приставов

б) на судью, орган, должностное лицо, возбудивших производство по делу об административном правонарушении

в) на судебного пристава-исполнителя

г) на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление

10. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является

а) Министерство внутренних дел РФ

б) Министерство юстиции РФ

в) Министерство исполнения наказаний РФ

г) Федеральная служба исполнения наказаний РФ

Краткий юридический словарь

Взыскатель – гражданин или организация, в пользу или в интересах ко­торых выдан исполнительный документ.

Наши рекомендации