Тема 13. Административно-исполнительное производство
Вопросы:
1. Административно-исполнительные отношения и их место в системе российского права.
2. Субъекты исполнительного производства.
3. Содержание исполнительного производства.
1. Административно-исполнительные отношения и их место в системе российского права.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В исполнительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают восстановление посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом
В российском праве исполнительное производство длительное время являлось заключительной (самостоятельной) стадией гражданского (или арбитражного) процесса. В порядке исполнительного производства исполняются решения не только судов общей юрисдикции, но и акты арбитражных судов, а также иных несудебных органов, что является важной составляющей правовой практики, отражающей способность права воздействовать на поведение человека. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов участников спорных правоотношений, а также самого государства. Развитие правоотношений актуализировало вопрос о пересмотре взглядов на исполнительное производство как на стадию гражданского процесса*.
С 1997 г. в России стала формироваться система судебных приставов в соответствии с Федеральными законами от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 3.03.2007 г.) «О судебных приставах» и от 21.07.2007 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»**.
_________________________
* Некоторые ученые небезосновательно считают, что исполнительное производство – это не стадия гражданского (или арбитражного) процесса. С их точки зрения, отношения, возникающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов, являются предметом регулирования самостоятельной отрасли права – исполнительного права
** В первом из них закреплено положение, по которому судебные приставы-исполнители полностью подчинены органам исполнительной власти – органам юстиции (ст. 7).
В настоящее время действует Федеральный закон от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Учитывая общее стремление к кодификации процессуального законодательства, было принято решение о создании рабочей группы при Министерстве юстиции РФ по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ, который по смыслу инициаторов должен поставить точку в споре о месте и роли исполнительного производства в правовой системе России.
В настоящее время все большее внимание уделяется анализу сходства и различий гражданских процессуальных с административно-правовыми отношениями применительно к рассматриваемому вопросу. В правоотношениях в исполнительном производстве, как в гражданских процессуальных и административно-правовых отношениях, действует основной и обязательный субъект – судебный пристав-исполнитель, который наделен властными полномочиями и без которого не возникают сами эти правоотношения.
В правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что является признаком административно-правовых отношений. Этот признак правоотношений нашел свое подтверждение в действующем законодательстве (ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 6-10 Федерального закона «О судебных приставах»).
Анализируемые правоотношения не являются правоотношениями по осуществлению правосудия. Судебный пристав-исполнитель не выясняет обстоятельств спорного материального правоотношения, не исследует связанных с этим доказательств, не судит о материальном праве. Его основная задача состоит в применении принуждения, предписанного исполнительным документом и законом, причем, организует он исполнение судебных и иных актов административно-правовыми методами.
При этом не все вопросы, возникающие в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель может решить самостоятельно или через старшего судебного пристава. Согласно действующему законодательству вопросы о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), приостановления (ст. 39, 41) и прекращения исполнительного производства (ст. 43) и некоторые другие являются компетенцией суда, что делает суд и судью важными участниками исполнительного производства.
Обращение взыскателя к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом представляет собой юридическое действие, с которым связано возникновение обязанности у судебного пристава-исполнителя при наличии необходимых условий принять исполнительный документ и возбудить исполнительное производство, что в свою очередь порождает ряд других обязанностей:
уведомить взыскателя, должника, суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, о возбуждении исполнительного производства;
установить должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
предупредить должника о наступлении негативных последствий в случае его уклонения от добровольного исполнения;
по заявлению взыскателя, до истечения установленного в законе срока для добровольного исполнения должником исполнительного документа, произвести опись имущества должника и наложить на него арест (ст. 80-83 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского (при регулировании договорных отношений по реализации арестованного имущества).
Развивая идею выделения исполнительного производства в самостоятельную отрасль права, В.В. Ярков* предложил проект Исполнительного кодекса РФ, который, по его мнению, должен объединить в себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законодательства, а также способствовать образованию административной юстиции в системе исполнительной власти с целью решения проблем, существующих в исполнительном производстве.
Добавим, что речь идет сугубо об исполнении юрисдикционного решения и о принуждении к его исполнению, что осуществляется в рамках юридического процесса, имеющего административно-процессуальный характер.
2. Субъекты исполнительного производства.
Основным и обязательным субъектом правоотношений в исполнительном производстве является судебный пристав-исполнитель, подчиненный органам исполнительной власти (непосредственный орган принудительного исполнения судебных и других актов; ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). При этом следует различать статус лиц, выполняющих охранные функции (судебный пристав), и статус лиц, выполняющих в основном процессуальные функции (судебный пристав-исполнитель).
Помимо представителя государственной власти – судебного пристава-исполнителя – в исполнительном производстве участвуют такие основные субъекты, как взыскатель и должник (ст. 48), предусмотрено участие их законных представителей (к этой категории относятся родители, усыновители, опекуны или попечители, которые обязаны представить документы, удостоверяющие их статус; ст. 55).
При этом представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью (ст. 56), что должно устанавливаться в предусмотренном порядке.
_________________________
* См.: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал, 1996. № 2.
Роль участвующих органов, организаций, в т.ч. государственных органов, органов местного самоуправления, банков и иных кредитных организаций, должностных лица и граждан определена таким образом, что они в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняют требования судебных актов и актов других органов, т.е. являются субъектами исполнительного производства (ст. 7, 48).
Отметим, что эти органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения, а лишь выполняют поручение (требование) органа государственной власти*.
Важными участниками исполнительного производства, наряду с вышеперечисленными, являются суд и судья, на которых возложено решение некоторых вопросов в процессе осуществления принудительного исполнения (ст. 37, 39, 41, 43 и др.) **.
В исполнительном производстве участвует еще один субъект, выступающий от имени государства, – это прокурор, который согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзорные функции. Прокурор также может непосредственно участвовать в исполнительном производстве, когда в определенных законом случаях в целях охраны государственных или общественных интересов он является инициатором возбуждения исполнительного производства.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» перечислены также лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие; ст. 48 и др.).
Однако этим не исчерпывается круг лиц, содействующих принудительному исполнению исполнительных документов. Не упоминаются организации, занимающиеся розыскной деятельностью в целях определения места нахождения должника или его имущества. В этих целях можно было бы использовать элементы частного исполнения, привлекая коммерческие организации, занимающиеся детективной, розыскной, охранной деятельностью, тем более, что такая практика уже существует. В этом аспекте указание на участие в этих отношениях «других» лиц выглядит не совсем оптимальным.
_________________________
* Так, принудительное исполнение судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, согласно ст. 79 Семейного кодекса РФ, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органов опеки и попечительства.
К этим субъектам по смыслу относятся и организации, реализующие имущество должника на торгах.
** Проблемой является практически полная независимость института судебных приставов от суда. Высказывается мнение о том, что оторванность судебных приставов-исполнителей от судебного контроля может только усугубить проблему коррупции в системе принудительного исполнения судебных и других актов. Судебный, а точнее юрисдикционный контроль за исполнительным производством должен быть усилен, особенно в части реализации юрисдикционных решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъекты правоотношений в исполнительном производстве делятся на две группы: основные участники исполнительного производства и лица, содействующие исполнению. Каждый из участников наделен процессуальными правами и обязанностями.
3. Содержание исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель самостоятельно возбуждает исполнительное производство путем вынесения постановления и также самостоятельно выносит постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявленных к исполнительному документу и др.
Вопросы об отложении исполнительных действий, об окончании исполнительного производства согласно действующему законодательству также решаются судебным приставом-исполнителем.
Требует участия старшего судебного пристава решение вопросов
о приводе лица, уклоняющегося от явки по вызову судебного пристава-исполнителя (ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);
о контроле за ведением сводного исполнительного производства (ст. 34);
о разрешении совершения исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов (ст. 35);
об утверждении акта судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (ст. 46);
об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63);
об утверждении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа (ст. 115);
об утверждении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещении расходов лицу, которое их понесло (ст. 117) и др.
В зависимости от характера деятельности судебного пристава-исполнителя исполнительный процесс может быть подразделен на следующие основные производства (разновидности):
- по обращению взыскания на имущество должника;
- по неимущественным требованиям;
- по передаче имущества взыскателю;
- по обеспечительным мерам.
Правовому регулированию производства по обращению взыскания на имущество должника посвящено большинство предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Обращение взыскания на недвижимое имущество подчиняется общим правилам исполнительного производства, имеется ряд специфических особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского и предпринимательского оборота*.
Данное производство состоит из ареста (описи) имущества, после которого проводится его оценка, изъятия и принудительной реализации либо передача взыскателю.
При аресте недвижимости обязательным является направление копии Акта об аресте имущества учреждению по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если ранее арест не был наложен по определению суда в порядке применения мер обеспечения иска (с целью заблокировать все операции с данным недвижимым имуществом). После этого судебный пристав-исполнитель должен собрать всю необходимую для совершения исполнительного производства и последующей оценки арестованного имущества правоустанавливающую и техническую документацию.
Правовое регулирование остальных производств неполно и достаточно поверхностно. Указанное обстоятельство послужило основанием для объединения группы производств под общим названием «основные производства исполнительного процесса, не связанные с обращением взыскания», среди которых особое место занимает производство по исполнению исполнительных документов неимущественного характера (все основные производства, не связанные с обращением взыскания, можно рассматривать как разновидности производства по исполнению исполнительных документов неимущественного характера). По своей сути – это производство по исполнению исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения и не связанных с обращением взыскания, передачей имущества и обеспечительными мерами.
Производство по неимущественным требованиям есть упорядоченная деятельность судебного пристава-исполнителя, направленная на исполнение исполнительных документов неимущественного характера**. Оно сводится к следующим основным исполнительным действиям:
1) установление срока исполнения;
2) контрольные действия судебного пристава-исполнителя за исполнением должником исполнительного документа;
3) организация исполнения судебным приставом-исполнителем.
Производство по передаче взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе, нами именуется как производство по передаче имущества, которое состоит из следующих исполнительных действий:
_________________________
* См.: ст. 69-88 глава 8 «Обращение взыскания на имущество должника», ст. 94-97 глава 10 «Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации», ст. 98-102 глава 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина» Федерального закона «Об исполнительном производстве».
** См.: ст. 105-109 глава 13 «Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах».
- выявление имущества, подлежащего передаче взыскателю;
- наложение на него ареста;
- изъятие и передача имущества взыскателю.
Данное производство есть последовательность действий судебного пристава-исполнителя, направленных на изъятие имущества должника, указанное в исполнительном документе, и передачу его взыскателю. Правовое регулирование производства по передаче имущества осуществляется в соответствии с положениями ст. 86 и 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Выявление имущества, подлежащего передаче взыскателю, производится исполнительными действиями, аналогичными исполнительным действиям по обращению взыскания, т.е. путем осмотра, запросов, взятия объяснений, розыска.
Производство по обеспечительным мерам можно определить как порядок деятельности судебного пристава-исполнителя, направленной на исполнение обеспечительных мер. Оно в значительной степени схоже с производством по исполнению исполнительных документов неимущественного характера, однако отличается особенностями окончания производства. Так, исполнительный документ обеспечительного характера может быть признан фактически исполненным лишь после разрешения дела по существу, а производство по исполнению исполнительных документов неимущественного характера может быть окончено и в связи с отменой обеспечительной меры.
Необходимо учитывать, что в исполнительном процессе существуют самостоятельные обеспечительные меры (исполнительные обеспечительные меры), например наложение ареста и запрещение совершать определенные действия. Виды обеспечительных мер предусмотрены ч. 1 ст. 140 ГПК РФ и ч. 1 ст. 91 АПК РФ. По существу, обеспечительные меры сводятся к наложению ареста, запрещению совершать определенные действия, запрещению другим лицам совершать определенные действия, приостановлению реализации имущества или взыскания по исполнительному документу, а также возложению на ответчика обязанности совершить определенные действия, передаче спорного имущества на хранение истцу или другому лицу.
В производстве по обеспечительным мерам подлежат исполнению не исполнительные обеспечительные меры, а судебные обеспечительные меры, непосредственно указанные в исполнительном документе.
Предусмотрены следующие меры принудительного характера (ст. 68):
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
При осуществлении основных производств, не связанных с обращением взыскания, возникает необходимость взыскания с должника исполнительского сбора, исполнительных штрафов, исполнительных расходов. Неуплата должником указанных сумм в добровольном порядке является основанием для принудительного их взыскания.
Одной из причин неэффективности исполнительного производства является отсутствие логически правильно построенного процесса. Очевидно, что исполнение должно развиваться в определенной стадийной последовательности. Выделяют следующие признаки стадии процесса исполнения судебных постановлений. Во-первых, любая стадия – это система, система процессуальных действий. Будучи частью деятельности, стадия, в свою очередь, также является деятельностью с соответствующими элементами как статичного, так и динамичного характера. Другими словами, это отдельная деятельность более низкого уровня и в то же время часть деятельности более высокого уровня. Во-вторых, любая стадия обладает самостоятельной задачей. Выполнение такой задачи обусловливает совершение особых действий. В-третьих, любой стадии присуще качественное своеобразие ее содержания, т.е. специфика совершаемых процессуальных действий. В-четвертых, любая стадия обособлена во времени. В-пятых, результаты стадии должны быть закреплены в процессуальном документе.
Применение положений общей теории деятельности, касающихся стадийности, в отношении исполнения судебных постановлений предполагает также выделение четырех стадий: возбуждения, подготовки, осуществления и окончания.
Стадия возбуждения предполагает постановку цели, которая формулируется в исполнительном листе. Дальнейшая ее детализация (соотнесение ее с текущими условиями), т.е. определение конкретных задач, происходит в последующих действиях как взыскателя, так и судебного пристава по возбуждению исполнения.
В стадии подготовки проходит выбор средств. Считаем, что в процессе исполнения подготовка предполагает создание условий для эффективного осуществления действий по исполнению, а именно – проведение поисковых, розыскных мероприятий и многих других.
В стадии осуществления протекает основной процесс деятельности. Такой процесс предполагает применение мер принудительного исполнения. Например, совокупность действий по аресту, реализации имущества и распределению взысканных денежных средств составляет отдельную стадию исполнения судебного постановления имущественного характера.
В стадии окончания осуществляется завершение деятельности и получение результата предшествующих действий. В процессе исполнения такой результат оформляется в соответствующих процессуальных документах.
Обжалование, приводящее по существу к повторению тех или и иных процедур и стадий исполнительного производства, может рассматриваться как цикл исполнительного процесса.
Высказываются и иные мнения по поводу стадий исполнительного производства*.
В юридической литературе данную сферу отношений связывают с т.н. гражданским исполнительным производством, хотя подчеркнем его административно-правовую природу.
Сужая рамки правоохраны, вспомним об институте исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31 и 32 КоАП РФ), имеющем ряд особенностей, в т.ч. по исполнению отдельных видов административных наказаний.
_________________________
* Например, проект Исполнительного кодекса впервые предусматривает стадийную организацию исполнительного производства. Выделены пять стадий:
1) возбуждение и подготовка;
2) обеспечение;
3) осуществление;
4) распределение взысканных сумм между взыскателями;
5) завершение.
См.: Игнатенко А.А., Кириленко Н.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 8.
Другой вариант:
1) возбуждение исполнительного производства;
2) подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;
3) применение мер государственного принуждения к должнику;
4) обжалование действий судебного пристава-исполнителя
См.: Марданов Д.А. Система и источники исполнительного производства // Право и политика, 2004. № 11.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ). Обращение постановления к исполнению – функция судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление – осуществляется в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (ст. 31.3). Исполнение постановления – функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП РФ (ст. 31.4).
При определенных условиях педусмотрена отсрочка исполнения на срок до одного месяца и рассрочка – до трех месяцев (ст. 31.5). При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста (ст. 31.6).
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случаях издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого наказанию, или объявления его в установленном законом порядке умершим, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления, вынесения в определенных случаях постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.7).
Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу (ст. 31.9).
Установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний (глава 32 КоАП РФ). Так, постановление:
о назначении административного наказания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его судьей, органом, должностным лицом путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ.
о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется посредством уплаты штрафа не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки путем внесения или перечисления суммы штрафа в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30-ти дней с соответствующего срока, органы и лица вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
В отношении юридического лица принудительное взыскание осуществляется банком или иным кредитным учреждением путем взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Отсутствие денежных средств влечет за собой взыскание суммы штрафа судебным приставом-исполнителем с имущества юридического лица.
Если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, то ему выдается постановление-квитанция;
о возмездном изъятии предмета или конфискации исполняется судебным приставом, а в отношении оружия – органами внутренних дел;
о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов путем изъятия, например, водительского удостоверения или охотничьего билета;
об административном аресте исполняется органами внутренних дел;
об административном выдворении исполняется органами пограничной службы ФСБ России и органами миграционной службы. Происходят передача иностранного гражданина представителю власти иностранного государства в принудительном порядке либо контролируемый самостоятельный выезд выдворяемого из Российской Федерации;
о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом;
об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания оформляется отметкой должностного лица, производившего исполнение, на постановлении, возвращаемом судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Нельзя не учитывать и положений Трудового кодекса (ТК) РФ в части деятельности такого юрисдикционного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров как комиссия по трудовым спорам. В соответствии с абзацем 2 ст. 389 «Исполнение решений комиссии по трудовым спорам» ТК РФ в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам «в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом».
Совершение действий исполнительного характера предусмотрено также Налоговым кодексом (НК) РФ:
в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок. обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ);
при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), в т.ч. за счет наличных денежных средств в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ).
Таким образом, в отношениях исполнительного (административно-исполнительного) процесса на различных стадиях участвуют самые различные субъекты права, реализующие свои субъективные права и обязанности в соответствующих процедурах. По мнению многих специалистов в области юриспруденции правовая регламентация исполнительных действий нуждается в совершенствовании.
Практические задания:
1. Решить логически-правовую задачу: Студент А. подготовил и сдал руководителю дипломного проекта на проверку выпускную квалификационную работу на тему «Современное исполнительное производство», выполненную на основе Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) «Об исполнительном производстве» и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 3.03.2007 г.) «О судебных приставах».
В качестве старшего преподавателя кафедры «Административное и финансовое право» подготовьте предварительный отзыв и рекомендации.
2. Решить контрольный тест к Теме 13.
1. В порядке исполнительного производства исполняются юрисдикционные решения
а) судов общей юрисдикции и арбитражных судов
б) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
в) комиссий по трудовым спорам
г) аттестационных комиссий
2. Основным и обязательным субъектом исполнительных отношений является
а) судья
б) судебный пристав, выполняющий охранные функции
в) судебный пристав-исполнитель
г) прокурор
3. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно взыскателем может быть направлен
а) в суд
б) в банк или иную кредитную организацию
в) в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
г) прокурору
4. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
а) исполнительные листы, судебные приказы, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях
б) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии и постановления судебного пристава-исполнителя
в) нормативные правовые акты других органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом
г) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам и акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств
5. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение
а) одного месяца со дня их выдачи
б) трех месяцев со дня их выдачи
в) одного года со дня их выдачи
г) трех лет со дня их выдачи
6. Основной срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований
а) один месяц со дня возбуждения исполнительного производства
б) два месяца со дня возбуждения исполнительного производства
в) шесть месяцев со дня возбуждения исполнительного производства
г) один год со дня возбуждения исполнительного производства
7. Сторонами исполнительного производства являются
а) взыскатель и должник
б) суд и судебный пристав-исполнитель
в) должник и судебный пристав-исполнитель
г) взыскатель и суд
8. Вопрос об отводе переводчика, понятого или специалиста решается
а) судьей
б) старшим судебным приставом-исполнителем
в) судебным приставом-исполнителем
г) взыскателем
9. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
а) на Федеральную службу судебных приставов
б) на судью, орган, должностное лицо, возбудивших производство по делу об административном правонарушении
в) на судебного пристава-исполнителя
г) на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление
10. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является
а) Министерство внутренних дел РФ
б) Министерство юстиции РФ
в) Министерство исполнения наказаний РФ
г) Федеральная служба исполнения наказаний РФ
Краткий юридический словарь
Взыскатель – гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.