Обоснование организации системы культурно-бытового обслуживания в городе
Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, формирующие общественную застройку в городе, по функциональному назначению подразделяются на следующие основные группы: детские дошкольные учреждения; общеобразовательные школы и школы-интернаты; учреждения здравоохранения; физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; учреждения культуры и искусства; административные и общественные организации; учреждения массового отдыха.
Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания в городе осуществляется комплексно для селитебной зоны, мест приложения труда и массового отдыха в зависимости от частоты пользовании населением различными видами услуг (или иными словами от частоты спроса) в соответствии с допустимым радиусом обслуживания и временем доступности до объекта обслуживания.
Учреждения повседневного пользования размещают в микрорайонах в пределах 500 м от наиболее удаленных жилых домов, что соответствует 5—7 минутам пешеходной доступности.
Учреждения периодического пользования размещаются на территории жилых районов а пределах радиуса обслуживания, не превышающего 1500 м из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.
Учреждения эпизодического пользования располагаются в планировочных районах и общегородском центре. Расчет доступности производится исходя из затрат времени на проезд в общественном транспорте, равным 20—30 мин.
Нормирование культурно-бытовых объектов производится по их емкости (вместимости) в расчете на 1 000 чел. Емкость измеряется либо а натуральных показателях, регламентирующих функционирование объекта {количество мест, посещений в день), либо в показателях площади помещения (м2 торговой площади, м2 водного зеркала). По некоторым объектам нормативная емкость задается в виде количества объектов на численность населения или планировочное образование (один автомобиль скорой помощи на 5 000 жителей, одна аптека на микрорайон и т. п.).
Нормативные емкости по всем видам обслуживания приводятся в строительных нормах и правилах по проектированию городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89). Рекомендуемые этими нормами потребности отражают усредненные условия. При реальном проектировании числовое значение нормативных емкостей может пересматриваться в зависимости от величины города, природных условий, особенностей социально демографической структуры населения, производственной специализации городов, планировочной организации и других факторов
Для определения нормативных емкостей в различных видах обслуживания в целом по городу и по отдельным структурным планировочным элементам (Н) необходимо располагать сведениями о годовом количестве услуг, требующемся на 1 000 человек ( ), и о возможности реализации этих услуг данным видом обслуживания в расчете на соответствующую единицу емкости (Р). Методику расчета отражает формула:
Величина ( )зависит от установленных физиологических норм потребности или норм, выявленных при социологических обследованиях. Величина (Р) зависит от режима работы культурно-бытового объекта и результатов эксплуатационно-производственной деятельности.
Экономически целесообразная емкость объектов устанавливается в процессе их функционирования. В экономическом отношении наилучшей является емкость, при которой достигается наиболее высокая рентабельность.
Экономическое обоснование размещения учреждений культурно-бытового обслуживания в городе производится на основе сравнения вариантов различных проектных решений с учетом капитальных вложений, текущих затрат, а также затрат времени населением при пользовании услугами этих учреждений по формуле:
П = С + аТ + ЕН К,
где П — приведенные суммарные затраты по вариантам, руб./год;
К — капитальные вложения в строительство культурно-бытовых объектов, руб.;
ЕН — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
С — эксплуатационные затраты по культурно-бытовым объектам, руб./год;
Т — количество часов, затрачиваемое на то, чтобы доехать или дойти до культурно-бытовых учреждений в течение года, час.;
а — оценка затрат свободного времени, руб./час.
Капитальные вложения (К) включают затраты на строительство зданий с учетом благоустройства участков и прокладки инженерных коммуникаций.
Эксплуатационные расходы (С) включают затраты на содержание обслуживающего персонала, поддержание определенных режимов в помещениях, эксплуатацию санитарно-технических и бытовых устройств, амортизационные отчисления.
Количество часов, затрачиваемое населением на поездки до культурно-бытовых учреждений (Т), устанавливается расчетным путем по результатам обследований посещаемости населением объектов по формуле:
Т = (1 000 А Ч t N) / 60,
где А — коэффициент активности населения по пользованию тем или иным объектом или группой объектов, доли единицы;
Ч — частота посещения объекта или группы объектов одним активным жителем в течение года, число посещений:
t — среднее время подхода до объекта или группы объектов в обоих направлениях, мин.;
N — численность населения, тыс.чел.
Величина t определяется по формуле:
t = (1,2R)/V,
где R — средний радиус обслуживания объекта или группы
объектов по прямой, м;
V — скорость движения пешехода (или транспортных средств), м/мин;
1,2 — коэффициент, учитывающий непрямолинейность движения.
Оценку одного чел.-часа свободного времени (а) можно определять на уровне 50% оплаты труда населения, пользующегося соответствующим видом услуг с учетом региональных условий оплаты труда.
Важное значение для эффективности капитальных вложений имеет укрупнение и кооперирование зданий культурно-бытового назначения.
Эффективность кооперирования культурно-бытовых объектов обусловливается уменьшением количества зданий, сокращением рабочей и вспомогательной площади территории участков за счет совместного использования помещений основного назначения (вестибюлей, гардеробов, фойе и др.) несколькими учреждениями. Наряду с этим уменьшаются затраты на приобретение технического оборудования, инвентаря, мебели в расчете на единицу вместимости. По мере укрупнения и повышения степени кооперирования учреждений снижаются и удельные эксплуатационные расходы.