Возникновение прав на товарный знак
Исключительные права на товарный знак возникают с момента его регистрации в Роспатенте. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Кроме того, заявитель может воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет). При этом выставка должна быть официальной, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Дополнительным условием является шестимесячной срок подачи заявки в Роспатент, который исчисляется со дня начала открытого показа экспоната на выставке. При подаче заявки должны быть приложены документы, подтверждающие правомерность требований лица, желающего воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета.
В том случае, если разными заявителями одновременно поданы заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих перечней товаров, то они должны своим соглашением определить, в отношении кого из них будет произведена регистрация. Не допускается регистрация одного товарного знака на одни и те же товары в отношении разных лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака в отношении нескольких лиц, входящих в состав объединения. Если в течение шести месяцев с даты получения соответствующего уведомления соглашения между несколькими заявителями не достигнуто, то заявки считаются отозванными.
Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в частности Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г., в соответствии с которым заявитель может обратиться в Международное бюро интеллектуальной собственности для получения международной охраны товарного знака. С даты регистрации Международным бюро товарного знака он приобретает охрану в каждой из стран Мадридского соглашения так, как если бы знак был непосредственно заявлен в каждой из этих стран. Правовая охрана предоставляется сроком на 20 лет с последующим продлением.
Порядок подачи и рассмотрения заявки регулируется Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 (в части, не противоречащей ГК РФ). Для регистрации необходимо подать заявку, содержащую:
· заявление,
· обозначение товарного знака,
· перечень товаров, для которых испрашивается охрана,
· описание заявленного обозначения.
К заявке прилагается документ об уплате госпошлины и устав коллективного товарного знака, если заявка подается на регистрацию коллективного знака.
При регистрации товарного знака очень важно определить виды и класс товаров, на которые будет распространять свое действие товарный знак. Классификация товарных знаков и знаков обслуживания содержится в Ниццком соглашении 1973 г. Различают 42 класса, из них 34 относятся к товарам и 8 - к услугам. Например, для того, чтобы зарегистрировать товарный знак на видеотовары и услуги необходимо обратиться к 9 и 41 классам. 9-й класс включает в себя указание на такие товары как видеокамеры, видеокассеты, компакт-диски, устройства для видеозаписи и др., а 41 класс включает в себя прокат кино- и видеофильмов, услуги студий записи, производство кинофильмов и др. Регистрация товарного знака на одни товары и услуги не препятствует зарегистрировать другим лицам товарный знак на другие товары и услуги. В этом проявляется ограниченный характер исключительных прав на товарный знак. На практике это имеет принципиальное значение, поскольку использование товарного знака применительно к одной категории изделий не препятствует его применению к другой категории.
После подачи заявки в Роспатент любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи. Это необходимо прежде всего для того, чтобы предотвратить подачу заявок на тождественные товарные знаки на однородные товары.
При получении заявки Роспатент в течение одного месяца со дня подачи заявки проводит формальную экспертизу на наличие необходимых документов заявки и на их соответствие установленным требованиям, а в дальнейшем - экспертизу заявленного обозначения, т.е. на определение возможности признания обозначения товарным знаком и сходство с другими уже зарегистрированными знаками.
В период проведения экспертизы заявки заявитель может подать на заявленное обозначение выделенную заявку, содержащую перечень товаров, указанных в первоначальной заявки. При этом из первоначальной заявки этот перечень должен быть исключен. Первоначальная заявка может быть отозвана заявителем. Если на дату подачи выделенной заявки первоначальная не была отозвана, то приоритет выделенной заявки определения по дате подачи первоначальной заявки.
До принятия решения по результатам экспертизы заявитель может представить свои доводы относительно мотивов, по которым может быть принято решение об отказе в регистрации товарного знака, например, при заявке товарного знака сходного до степени смешения с уже зарегистрированным. Такие доводы могут быть учтены при принятии Роспатентом решения, если они представлены заявителем в течение шести месяцев с даты направления ему соответствующего уведомления.
Решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено Роспатентом до регистрации в случае:
· поступления заявки на тождественный или сходный до степени смешения товарный знак с более ранним приоритетом (например, конвенционный приоритет);
· регистрации в качестве наименования места происхождения товара тождественного или сходного до степени смешения обозначения;
· выявления заявки, содержащей тождественный товарный знак, или уже охраняемого тождественного товарного знака на совпадающие товары;
· удовлетворения заявления об изменении заявителя, приведшим к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Заявка на товарный знак может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации.
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в Палату по патентным спорам. Указанный срок может быть продлен Роспатентом при условии подтверждения уважительных причин их пропуска и уплаты соответствующей пошлины.
Значение государственной регистрации товарного знака состоит в выдаче охранного документа – свидетельства, которое подтверждает:
· приоритет товарного знака;
· исключительный характер прав правообладателя, позволяющий не только самому использовать товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и предоставлять другим соответствующие права, но и запрещать иным лицам использование товарного знака его несанкционированное использование;
· невозможность другим лицам зарегистрировать такой же товарный знак или обозначение, сходное до степени смешения с этим товарным знаком.
Такие правовые последствия порождает лишь регистрация в Роспатенте. Иные виды регистрации, в том числе регистрация названий средств массовой информации в МПТР России не предоставляет вышеназванных прав.
О практическом значении регистрации товарного знака свидетельствует следующий пример. ЗАО «ИД «Экономическая газета» обратилось в арбитражный суд с иском к ГП «Редакция газеты «Экономическая газета» о запрещении последней использовать товарный знак № 122050, а также сходные с ним обозначения в пределах, установленных законодательством РФ и свидетельством на товарный знак, в том числе о запрете обозначать указанным товарным знаком газету «Экономическая газета» (регистрационный номер 012611), изготовлять, предлагать товар, обозначенный этим знаком, продавать его.
ГП «Редакция экономическая газета» обратилась со встречным иском о прекращении использования ЗАО «ИД «Экономическая газета» названия «Экономическая газета», в том числе и в форме товарного знака.
Решением Апелляционной палаты Роспатента от 12 января 2001 г. регистрация № 122050 товарного знака была признана частично недействительной, как противоречащая ст. 6 п. 1 Закона о товарных знаках, и решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 мая 2001 г. основной иск оставлен без рассмотрения. Встречный иск удовлетворен, поскольку название «Экономическая газета» было внесено в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» в реестр Минпечати РФ на имя ГП «Редакция экономическая газета», в связи с чем в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса у последнего возникли исключительные права на это название.
При рассмотрении дела Федеральным арбитражным судом Московского округа было обращено внимание на то, что Закон «О средствах массовой информации» регулирует организацию деятельности и распространения средств массовой информации (СМИ). Регистрация СМИ в реестре Минпечати РФ закрепляет право на издание средства массовой информации с определенным названием и формой распространения и не предоставляет исключительных прав на использование названия СМИ или словосочетания, которое в нем употребляется.
В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса указанной нормой предоставляется защита средствам индивидуализации продукции лишь в случае, если эти средства являются объектом исключительных прав. Исключительное право на средства индивидуализации может возникнуть только на основании закона. Закон «О средствах массовой информации» не содержит норм об исключительном праве учредителя, издателя, редакции или иных лиц на название СМИ.
При таком положении названные средства массовой информации не являются объектом исключительных прав, и истец по встречному иску не обладает исключительным правом на название СМИ, которое подлежит защите. Только регистрация обозначения (названия газеты) в качестве товарного знака предоставляет его владельцу защиту своих прав от незаконного использования этого обозначения третьими лицами. Регистрация СМИ в реестре средств массовой информации такой защиты не предоставляет.
С учетом изложенного, у суда не имелось правовых оснований для запрещения ЗАО «ИД «Экономическая газета» использования названия «Экономическая газета» в качестве наименования средств массовой информации, и дело было направлено на новое рассмотрение.
Уже на стадии рассмотрения заявки у заявителя возникают определенные правомочия, касающиеся товарного знака. Одним из них является уступка своего права на заявку иному лицу в соответствии с п.п. (4) п. 6 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Это право может быть реализовано до приобретения заявителем исключительных прав на товарный знак. Однако данное право не предусмотрено Законом о товарных знаках, в связи с чем по одному из споров суд признал неправомерность уступки права на заявку другому лицу. ЗАО «Новая Заря» 20.11.98 г. подало в Федеральный институт промышленности заявку на регистрацию товарного знака «Юнкерский» для товаров и услуг класса МКТУ 03, 13, 14, 25, 29, 30, 32-34, 41, 42. Институт вынес решение от 09.12.98 г о принятии ее к рассмотрению, и акционерное общество было уведомлено об установлении приоритета товарного знака, как это предусмотрено частью 3 статьи 41 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». ЗАО «Новая Заря» 14.05.99 г. внесло исправления в документы заявки, указав заявителем гражданина Михалкова Н.С. Уступка права на заявку была оформлена в порядке, установленном разделом 6 Правил, путем составления документа о передаче права в отношении заявки на товарный знак от 20.11.98 г. № 98718357 по образцу, являющемуся приложением № 6 к названным Правилам, подписанному заявителем и его правопреемником.
Товарный знак зарегистрирован 15.09.99 г., и новому заявителю выдано соответствующее свидетельство № 179789.
В дальнейшем закрытое акционерное общество «Новая Заря» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Михалкову Н.С. о признании незаключенной сделки: уступки права на заявку от 20.11.98 г. № 98718357 на товарный знак «Юнкерский» и применении последствий неосновательной передачи права. Решением от 11.04.2000 г. в удовлетворении иска отказано, поскольку Арбитражный суд признал уступку права на заявку ничтожной сделкой.
В своем решении суд сослался на то, что уступка права осуществлена в нарушение статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Суд пришел к выводу, что названный Закон не допускает уступки прав на заявку, поэтому Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - Правила), утвержденные 29.11.95 г. (с изменениями от 19.12.97г., зарегистрированными в Минюсте России 08.12.95 г. № 989) и допускающие замену заявителя, в этой части не подлежат применению, как противоречащие гражданскому законодательству.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 03.07.2000 г. оставил решение без изменения.
Однако суды, рассматривавшие дело, не учли того, что замена заявителя при передаче заявки произведена на стадии процедуры регистрации заявки, следовательно, в этот момент заявитель вступил в правоотношения, носящие публичный характер, и поэтому к ним не могут быть применены нормы гражданского законодательства, в том числе статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации о признании недействительными гражданско-правовых сделок. В связи с этим Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 января 2001 г. № 5660/00 были отменены судебные акты нижестоящих судов, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам и с неправильным применением норм материального права.