Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, их поведенческая культура и хозяйственный уклад
На территории Российской Федерации к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся 26 этносов, 7 из которых имеют национально-территориальные образования. Это долганы, коряки, манси, ханты, чукчи, ненцы и эвенки. Еще 8 этносов полностью или почти полностью живут на территории «чужих» округов. Остальные 11 расселены в других регионах России. Общая численность представителей малочисленных народов Севера не достигает и 200 тыс. человек.
Территория расселения этих народов простирается вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, от северо-западных окраин России (саамы Кольского полуострова) до северо-восточных (чукчи, коряки) и юго-восточных (народы Нижнего Амура) ее границ.
Языки многих малочисленных народов принадлежат к почти исчезнувшим языковым группам и семьям, которые в далеком прошлом, по-видимому, доминировали на громадном пространстве Сибири и Дальнего Востока. К наиболее древним относятся так называемые палеоазиатские или чукотско-камчатские языки, а также тунгусо-маньчжуркские и самодийские. Поздними языками по времени распространения считаются финно-угорские, на которых говорят сравнительно крупные по численности ханты и манси. Исторически недавно сформировалась также малочисленная группа долган, язык которых в основе своей тюркский.
Малочисленные народы севера России живут рассеяно на огромной территории, многие из них ведут кочевой образ жизни. В силу этого они не являются сплоченными общностями, обладающими устойчивым этническим самосознанием. В этом отношении их нельзя сравнивать с малочисленными народами южных территорий России (например, малочисленные народы Кавказа), которые, как правило, более консолидированы. В отличие от них коренные народы Севера — это слабо консолидированные этнолингвистические общности, для которых характерна слабая демографическая плотность, дискретность и слабая внутриэтническая коммуникативность. Вследствие этого их этническая идентификация выражена слабо.
Народы Севера выделяются в особую группу, т. к. их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требованиям современной цивилизации; в то же время именно эти народы испытывают наиболее сильный «культуршок» под ее воздействием. Находясь в сверхэкстремальных условиях, малочисленные народы создали очень специфические культуры, системы адаптации которых не могут быть приспособлены к требованиям рыночных отношений. Даже психофизиологические особенности коренных жителей Севера делают очень проблематичным их полноценную адаптацию к жизни в условиях современных урбанистических культур. В то же время полная утрата или даже сужение сферы функционирования этих культур крайне тяжело переносится, ставя большинство членов этих этносов на грань психического выживания.
Кроме того, для народов Севера особую остроту имеют экологические проблемы. Земли и воды Севера для коренного населения — это основа их жизни. Поэтому урон, неизбежный в ходе промышленного освоения территорий Севера, угрожает самому существованию коренных этносов. Произошло разделение многих кочевых народов, ведущих оленеводческое хозяйство, на «тундровых», сохраняющих основы традиционного образа жизни, и «поселковых», в основном воспитанников интернатов, выросших в отрыве от семей. Налицо полная социальная и культурная деградация последних, рост алкоголизма.
Демографическая ситуация среди большинства народов Севера имеет неблагоприятный характер — рождаемость падает, а смертность (особенно детская) остается на высоком уровне
Культура поведения северных и сибирских народов имеет много общих черт и в то же время отличается разнообразием. Многочисленные коренные народы региона на протяжении веков проживания в различных природных зонах создали разные хозяйственно-культурные системы и соответствующие им модели образа жизни.
Образ жизни охотников, рыболовов и оленеводов настолько тесно связан с хрупкими экосистемами тундры и тайги, что человек в их сознании не отделяется от природы. Это обстоятельство объясняет, почему в системе морально-нравственных ценностей и, соответственно, в поведенческих нормах объекты природы (животные, растения, реки, озера и т. п.) фигурируют наравне с человеком. При этом степень взаимопроникновения культуры и природы выше у охотников и оленеводов, чем у их южных соседей — обитателей степной и лесостепной зоны (алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятов, а также якутов), которые в большинстве своем в недалеком прошлом были кочевниками-скотоводами. Указанные этносы — самые северные коневоды и содержатели крупного рогатого скота в мире.
Общие черты поведенческой культуры народов рассматриваемого региона можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, у большинства народов региона общие генетические корни, проявляющиеся в антропологических чертах и особенно наглядно в родстве языков, объединяемых на этом основании в языковые семьи — уральскую (ханты, манси, ненцы, и т.д.) и алтайскую (алтайцы, хакасы, нанайцы, удэгейцы и др.). Во-вторых, многие народы Севера пришли на территорию своего нынешнего обитания из более южных районов в сравнительно недалеком прошлом — от рубежа н. э, до начала II тысячелетия (некоторые группы хантов и манси, селькупы, долганцы, якуты, эвенки, эвены) и сохранили элементы культуры, восходящие к общим со всеми южными соседями основаниям. В-третьих, при всей разности в хозяйственном укладе, темпах исторического развития малочисленные народы Севера и их более многочисленные и сильные южные соседи никогда не были изолированы друг от друга. Между ними поддерживались торговые, соседские, брачные связи, что не могло не привести к формированию общих черт культуры вообще и поведенческой культуры в частности.