Тема: Преступления, связанные с террористической деятельностью Бандитизм
Терроризм - одно из самых опасных преступлений современности, все более носящее не только национальный, но и международный характер. Террористические действия могут быть разнообразными, но все их объединяют два общих элемента. Во-первых, они направлены на подрыв государственной власти и в более широком смысле - правопорядка в целом. И, во-вторых, они создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия террористов.
Террористическая деятельность включает в себя: 1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористического акта; 2) подстрекательство к террористической акту; 3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористической акта, а равно участие в такой структуре; 4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 5) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта. 6) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления так ой деятельности.
Все указанные разновидности особенно важны для установления уголовной ответственности за предварительную (приготовление к терроризму и покушение на него) и совместную (соучастие в терроризме) террористическую деятельность.
Объект преступления - общественная безопасность.
Объективная сторона преступления состоит а) в действиях, конкретизированных в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК (взрывы, поджоги или иные действия), устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и б) в угрозе совершения указанных действий. Иные(кроме взрыва и поджогов) действия могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных или религиозных сооружений, радиоактивном, химическом, бактериологическом и ином заражении местности и т.д.
Часть 2 ст. 205 предусматривает уголовную ответственность за терроризм, совершенный при отягчающих обстоятельствах, т.е. группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия.
К иным тяжким последствиям (кроме причинения смерти по неосторожности) можно отнести причинение тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, причинение средней тяжести вреда здоровью многим лицам, перерыв на продолжительное время работы транспорта, связи, объектов жизнеобеспечения населенных пунктов, массовые заболевания людей заразными болезнями и т.д.
Субъектом терроризма является лицо, достигшее 14 лет.
Субъективная сторона терроризма, предусмотренного ч. 1 и 2 комментируемой статьи, а также совершенного организованной группой (ч. 3), характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность или неизбежность указанных в ч. 1 ст. 205 УК последствий, и желает их наступления. Признаком субъективной стороны терроризма является также цель - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 комментируемой статьи), характеризуется двойной формой вины (ст. 27 УК) - прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в ч. 3 ст. 205 последствиям.[43]
Умышленное причинение смерти потерпевшему (потерпевшим) при террористических действиях не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности по соответствующим пунктам (в зависим ости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.
Примечание к ст. 205 предусматривает условие освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, в случае, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить акт терроризма. Иной способ предотвращения осуществления акта терроризма может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, поджога, захвата преступниками оружия или транспортных средств и т.д.
Статья 205.1 Содействие террористической деятельности
1. Объект преступления - общественная безопасность.
2. Объективная сторона характеризуется следующими действиями: 1) Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ; 2) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; 3) финансирование терроризма.
3. Под склонением лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных перечисленными статьями понимаются действия, направленные на возбуждение у него желания совершить одно или несколько из указанных в диспозиции ст. 205.1 преступлений. [44]Способами такого вовлечения могут быть самые разнообразные формы физического или психического воздействия (обещания, обман, подкуп, угроза и т.д.). При этом преступление считается оконченным с момента выполнения виновным действий по вовлечению в совершение преступления независимо от того, совершило вовлекаемое лицо такое преступление или нет.
Вербовка заключается в поиске и приглашении людей в целях обучения и последующего использования для совершения хотя бы одного их преступлений, указанных в рассматриваемой статье.
4. Под вооружением и подготовкой лица в целях совершения преступлений, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205.1, понимаются любые действия, направленные на предоставление лицу, намеревающемуся совершить такие преступления, огнестрельного либо холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также проведение с ним специальных занятий по обучению правилам обращения с оружием, изготовлению и установке взрывных устройств и тому подобные действия.
5. Финансирование (разъяснение дается в примечании ) терроризма означает предоставление или сбор денежных средств лицу или группе лиц в целях совершения ими акта терроризма либо создания или деятельности террористической организации (например, приобретение оружия, транспортных средств, помещений и т.д.).
6 . Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, предусмотренные диспозицией ч. 1 ст. 205.1, и желает этого.
8. Часть 2 ст. 205.1 УК предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные с использованием своего служебного положения – им может быть как должностное лицо, так и служащие государственных и муниципальных учреждений, предприятий, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 205-! УК лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 205-2 УК. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
Объект преступления – общественная безопасность.
Объективную строну преступления образуют следующие действия: 1. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; 2. публичное оправдание терроризма.
Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в террористическую деятельность.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
1. Объект преступления - общественная безопасность.
Опасность этого преступления заключается в том, что распространение даже ложных сообщений о якобы готовящихся актах терроризма может вызвать панику, беспорядок, перебои в работе транспорта, государственных и иных предприятий и учреждений. Соответствующие государственные органы вынуждены проводить организационно-технические мероприятия (подчас дорогостоящие, направленные на предотвращение готовящихся террористических акций).
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного данной статьей, характеризуется действием - заведомо ложным сообщением о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
3. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, достигшее 14 лет.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что сообщает ложные сведения об акте терроризма и общественную опасность содеянного, и желает этого. Добросовестное заблуждение лица об истинности сведений (несоответствии их действительности) не образует состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Статья 209. Бандитизм
1. Объект рассматриваемого преступления - общественная безопасность.
2. Объективная сторона бандитизма, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в действиях - создании устойчивой вооруженной группы (банды), а равно в руководстве такой группой (бандой).
3. Признаками банды являются а) наличие в ней двух или более лиц, б) устойчивость, в) цель - совершение нападений на граждан или организации.
4. Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды (хотя бы у одного из е е членов) огнестрельного и холодного, в том числе метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.[45]
5. Под созданием устойчивой вооруженной группы (банды) следует понимать любые действия, результатом которых стало создание такой группы (банды) в целях совершения нападений на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании соучастников, приобретении оружия, разработке планов и распределении ролей между членами банды и т.п. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) является оконченным преступлением независимо от того, было ли совершено планировавшееся ею преступное деяние. В тех случаях, когда активные действия, направленные на создание устойчивой вооруженной группы (банды), в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим причинам не привели к созданию такой группы (банды), они должны быть квалифицированы как покушение на создание устойчивой вооруженной группы ( банды) (БВС РФ. 1994. N 3. С. 3).
6. Под руководством бандой следует понимать действия по руководству уже созданной устойчивой вооруженной группой (бандой). К ним относятся, например, разработка планов нападений, руководство совершением конкретных нападений и т.п.
7. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209, является лицо, достигшее 16-летнего возраста, организатор или руководитель вооруженной банды. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности за те преступления, ответственность за которые в соответствии со ст. 20 УК РФ предусмотрена с 14 лет.
8. Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по созданию устойчивой вооруженной группы (банды), руководству ею, либо сознает, что участвует в банде или совершаемых ею нападениях, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны бандитизма является цель - нападение на граждан или организации.
*Законодательство РК: Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом».
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан, порядок деятельности государственных органов и организаций независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:
1) терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное для подрыва безопасности государства, оказания воздействия на принятие государственными органами решений и достижения иных террористических целей путем:
уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) стратегических и жизненно важных объектов и коммуникаций государства, системы жизнеобеспечения населения, имущества и других материальных объектов;
посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;
насилия или угрозы применения насилия в отношении физических лиц:
захвата или удержания лица в качестве заложника;
иных деяний, подпадающих под понятие "террористических" в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, а также общепризнанными международными правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом;
2) террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеуказанных деяний:
распространение идеологии терроризма;
организацию, планирование, подготовку и совершение террористических акций;
подстрекательство к проведению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях;
организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них;
вербовку, вооружение или использование террористов в террористических акциях, а также обучение их террористическим навыкам;
финансирование террористической организации или террористов;
пособничество в подготовке и совершении террористической акции;
3) международный терроризм - террористическая деятельность, выходящая за рамки границ одного государства;
4) террористическая акция - совокупность деяний, направленных на достижение целей терроризма и совершение иных преступлений террористического характера;
5) террористический акт - непосредственное совершение покушения, взрыва, захвата заложников, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены для достижения целей терроризма, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
6) террористическая организация - устойчивое объединение двух или более лиц для совершения террористической акции;
7) террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности;
8) антитеррористическая операция - комплекс специальных мероприятий, проводимых государственными органами для обеспечения безопасности граждан и должностных лиц, пресечения террористической акции, обезвреживания террористов, а также минимизации последствий террористической акции.[46]
К антитеррористическим операциям относятся охранные мероприятия по обеспечению безопасности Президента Республики Казахстан, экс-Президента Республики Казахстан и иных лиц по перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Казахстана;
9) зона проведения антитеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится указанная операция;
10) подразделения специального назначения - группы специалистов, сформированные в соответствии с законодательством для борьбы с терроризмом.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом
1. Законодательство Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.
Статья 3. Основные принципы и цели борьбы с терроризмом
1. Борьба с терроризмом в Республике Казахстан основывается на следующих принципах:
1) приоритете защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
2) соблюдении законности;
3) приоритете предупреждения терроризма;
4) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;
5) комплексном использовании профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6) единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции.
2. Борьба с терроризмом в Республике Казахстан осуществляется в целях:
1) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и ликвидации ее последствий;
2) защиты личности, общества и государства от терроризма;
3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом
Статья 4. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом
1. Субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
2. Уполномоченный государственный орган по координации борьбы с терроризмом определяет Президент Республики Казахстан.
3. Государственными органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются:
1) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
2) Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
3) Служба охраны Президента Республики Казахстан;
4) Министерство обороны Республики Казахстан.
4. В деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению террористических проявлений в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы.
Статья 5. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом
Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, в пределах своей компетенции:
1) взаимодействуют между собой, используя возможности государственных органов и организаций, а также содействие граждан;
2) информируют о фактах и признаках подготовки деяний, подпадающих под определение террористической деятельности и относящихся к компетенции этих государственных органов, и оказывают взаимную необходимую помощь;
3) проводят совместные антитеррористические операции.
Статья 6. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом, с органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями[47]
Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, сотрудничают в области борьбы с терроризмом с органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан или иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Республика Казахстан преследует на своей территории по просьбе компетентных органов других государств лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения ими террористической акции.
Глава 3. Компетенция государственных органов Республики Казахстан, участвующих в борьбе с терроризмом
Статья 7. Компетенция государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом
1. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан выявляет, предупреждает и пресекает террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв национальной безопасности Республики Казахстан в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводит расследование по уголовным делам, связанным с террористической деятельностью, обеспечивает безопасность государственных органов, граждан и организаций Республики Казахстан, находящихся за пределами территории республики.
2. Министерство внутренних дел Республики Казахстан предупреждает и пресекает преступления террористического характера, преследующие социальные, в том числе уголовные цели, участвует в их выявлении и раскрытии.
3. Служба охраны Президента Республики Казахстан обеспечивает безопасность Президента Республики Казахстан, экс-Президента Республики Казахстан и иных лиц по перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Казахстана.
4. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в обеспечении безопасности воздушного, водного и наземного пространства, проведении антитеррористических операций, а также выявлении, предупреждении и пресечении попыток пересечения террористами государственной границы Республики Казахстан, незаконного перемещения через государственную границу оружия, взрывчатых, отравляющих, психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов, которые могут быть использованы для совершения террористических акций.
Статья 8. Компетенция иных государственных органов в борьбе с терроризмом
Государственные органы участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения и пресечения террористических акций, создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем превентивных мер противодействия совершению преступлений террористического характера, предоставления финансовых средств, информации, средств транспорта и связи, медицинского оборудования, медикаментов и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения.
Статья 9. Обязательность содействия государственным органам в борьбе с терроризмом
1. Должностные лица государственных органов и организаций Республики Казахстан, независимо от форм собственности, обязаны оказывать содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом.
2. Граждане Республики Казахстан обязаны незамедлительно сообщать государственным органам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, ставшие им известными сведения о готовящейся или совершенной террористической акции.
3. Предоставление государственным органам информации о готовящихся или совершенных террористических акциях расценивается как исполнение гражданского долга. За информацию, которая помогла предотвратить или пресечь террористическую акцию, выплачивается вознаграждение, размер которого устанавливается уполномоченным государственным органом по координации борьбы с терроризмом.
Глава 4. Предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности
Статья 10. Предупреждение террористической деятельности
1. На территории Республики Казахстан запрещается:
1) пропаганда терроризма;
2) создание, регистрация и функционирование террористических организаций, а также незаконных военизированных формирований.
2. Органы национальной безопасности Республики Казахстан имеют право запрещать въезд в Республику Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, которые принимали участие в террористической деятельности.
Статья 11. Выявление террористической деятельности
1. Выявление террористической деятельности государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, проводится в соответствии с законодательством.
2. Государственные органы и организации, независимо от форм собственности, на территории Республики Казахстан обязаны информировать органы, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, о всех происшествиях с признаками террористической деятельности.
Статья 12. Пресечение террористической акции
1. Для пресечения террористической акции государственными органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, привлекаются имеющиеся силы и средства, в том числе подразделения специального назначения. В необходимых случаях для пресечения террористических акций проводятся антитеррористические операции.
2. Для непосредственного осуществления антитеррористических операций создаются оперативные штабы. В зависимости от масштабов и степени общественной опасности ожидаемых негативных последствий террористической акции создаются республиканский или региональные оперативные штабы.
3. Деятельность оперативных штабов определяется положением о них, утверждаемым в установленном порядке межведомственным нормативным актом государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом.[48]
Статья 13. Руководство антитеррористической операцией
1. Руководитель оперативного штаба с начала проведения антитеррористической операции становится ее руководителем и одновременно начальником для всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к ее проведению.
2. Руководитель оперативного штаба, осуществляющего антитеррористическую операцию, определяет границы зоны проведения, время начала и завершения антитеррористической операции, принимает решение о направлениях и пределах использования приданных сил и средств.
3. Неправомерное вмешательство другого должностного лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство антитеррористической операцией не допускается.
4. В целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба.
5. В случае, если в ходе переговоров с террористом (террористами) цель переговоров не может быть достигнута по причинам его (их) несогласия прекратить террористическую акцию и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью людей, руководитель антитеррористической операции вправе принять решение о ликвидации террориста (террористов).
6. При обнаружении явной угрозы охраняемому лицу или объекту и невозможности ее устранения иными законными средствами террорист (террористы) может быть (могут быть) по распоряжению руководителя антитеррористической операции ликвидирован (ликвидированы) без переговоров и предупреждения.
Статья 14. Силы и средства, привлекаемые для проведения антитеррористических операций
1. Для проведения антитеррористических операций оперативным штабам придаются необходимые силы и средства государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом.
2. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, в необходимых случаях для пресечения террористической акции могут привлекаться подразделения специального назначения иностранных государств.[49]
Статья 15. Правовой режим в зоне проведения антитеррористической операции
1. В границах зоны проведения антитеррористической операции лица, участвующие в антитеррористической операции, имеют право:
1) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических и консульских представительств, а также граждан на отдельных участках местности и объектах или удалять их с этих участков и объектов;
2) производить проверку документов, удостоверяющих личность, а в случае их отсутствия задерживать граждан для установления личности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, участвующих в антитеррористической операции, а также за действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции;
4) беспрепятственно входить при преследовании террористов в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на земельные участки, на территории и в помещения организаций, независимо от форм собственности, проникать в транспортные средства, если промедление может создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровью людей;
5) производить личный досмотр граждан и должностных лиц, независимо от занимаемой должности, а также транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, а также транспортные средства, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористических акций, преследования и задержания лица, совершившего террористическую акцию, или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также проезда к месту террористической акции;
7) применять в отношении террористов оружие и специальные средства без предупреждения и ограничений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Действия лиц, участвующих в проведении антитеррористической операции от ее начала и до момента завершения, считаются действиями, совершаемыми в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
3. Нахождение в зоне проведения антитеррористической операции представителей средств массовой информации допускается с разрешения руководителя оперативного штаба.
Глава 5. Возмещение вреда и социальная реабилитация лиц, потерпевших в результате террористической акции
Статья 16. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции
Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств республиканского и местных бюджетов с последующим взысканием сумм этого возмещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Социальная реабилитация лиц, потерпевших от террористической акции
Социальная реабилитация лиц, потерпевших от террористической акции, включает в себя бесплатную необходимую правовую помощь, психологическую и медицинскую реабилитацию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Статья 18. Защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом
Сотрудникам государственных органов Республики Казахстан, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом, а также лицам, оказывающим содействие в борьбе с терроризмом, и членам их семей в случае угрозы жизни и здоровью могут осуществляться по их просьбе изменение облика, фамилии, имени и отчества, а также места работы и места жительства за счет средств, выделяемых на содержание этих органов.
Статья 19. Освобождение от ответственности за причинение вреда террористу
При проведении антитеррористической операции на основании и в пределах, установленных настоящим Законом, допускается вынужденное причинение вреда здоровью и имуществу террориста, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении антитеррористической операции, или за принятие решения о ликвидации террориста в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 6. Ответственность за участие в террористической деятельности
Статья 20. Ответственность лиц за участие в террористической деятельности
1. Лица, участвующие в террористической деятельности, несут уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.
2. Лицо, участвовавшее в подготовке террористической акции, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным способом способствовало предотвращению террористической акции и если в его действиях не содержится состава иного преступления.
Статья 21. Ответственность общественных объединений и международных организаций за террористическую деятельность
Уполномоченным государственным органом по координации борьбы с терроризмом по представлению Генерального прокурора Республики Казахстан на территории Казахстана приостанавливается деятельность общественного объединения и международной организации, осуществляющих террористическую деятельность.[50]
При ликвидации по решению суда общественного объединения, признанного террористическим, принадлежащее ему имущество конфискуется и обращается в доход государства.
В случае признания судом международной организации террористической запрещается деятельность данной организации на территории республики, а ее отделения (филиалы) ликвидируются, принадлежащее им имущество и имущество указанной международной организации конфискуются и обращаются в доход государства.
Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность.
Глава 7. Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом
Статья 22. Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом
Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом, производится за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Глава 8. Контроль и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом