Место России в системе международных военно-политических отношений
Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Учитывая сложный и разнообразный спектр угроз и вытекающих из них оборонных задач, очевидным стало то, что вопросы обороны страны теперь не могут сводиться только к мерам военного характера. Они должны решаться в более широком государственном плане.
Поэтому одним из важнейших стратегических приоритетов России является обеспечение ее оборонной безопасности, а в более широком аспекте - национальной безопасности.
Россия с ее уникальным геостратегическим положением, занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не регионального масштаба.
-"S 33
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика.
В геополитике России условно можно выделить два направления: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу иМировой океан; второе - региональное, действующее в формате системы стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддерживании глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором усилия геополитики сосредотачиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.
Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических соперников для США и Запада.
России нужно рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это формулированию и отстаиванию национально-государственных интересов.
В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной траспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливает возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.
Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООНрассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Бе-иопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.
Отношения с Содружеством Независимых Государствявляются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась, и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.
С момента образования (декабрь 1991 г.) СНГ не раз испытывало и кризисы, и периоды надежд. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:
1) интеграционной (симметричная конфедерация вокруг Рос
сии, направленная на новое объединение бывших союзных
республик в стиле Европейского Союза);
2) полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация,
основанная на двусторонних и многосторонних договорах с
Россией и другими новыми независимыми государствами).
Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из образованных союзов - союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.
я 35
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
■ Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых.
Б национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:
1) в западном направлении по территориям Украины и Бело
руссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через терри
торию Прибалтики осуществляется транзит в Калининград
скую область;
2) западная граница Белоруссии практически является воз
душной границей России (ее «держат» войска ПВО Белорус
сии). К тому же если представить ухудшение отношений с
НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически
становится прифронтовым городом, так как от Смоленска (са
мого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на авто
мобиле;
3) южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на
сегодняшний день для наркотраффика и террористической
угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются
российскими войсками;
4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн. соотече
ственников, проживающих в новых независимых государ
ствах;
5) учитывая энергозапасы Каспийского региона, Россия не
может не стремиться играть заметную роль в этой части быв
шего СССР.
Россия выступает за превращение Организации Договора о коллективной безопасностив эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов Договора о коллективной безопасности в качестве приоритета своего военного планирования.
Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительства в них гармоничных полиэтнических сообществ, 36
ii которых уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян.
На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка, чему в немалой степени способствуют расположенные на территории стран СНГ российские военные базы.
Отношения России с Организацией Североатлантического договораопределяются Римской декларацией 2001 г. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.
Б отношениях со странами Европейского СоюзаРоссия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважение ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.
В «Единой стратегии Европейского Союза в отношении России», принятой в июне 1999 года, указывается что для «поддержания мира на континенте важна стабильная и процветающая Россия». Эта стратегия включает поддержку ее усилий по вступлению во Всемирную торговую организацию, создание зоны свободной торговли и формирование единого европейского экономического пространства.
В 2002 г. Европейский Союз признал Россию страной с рыночной экономикой, что теперь затрудняет введение ограничений и антидемпинговых процедур в отношении таких экспортных товаров, как сталь, текстиль, ядерное топливо.
В Концепции внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем, учитывая осторожное отношение России к расширению и углублению интеграции в ЕС, особенно в военно-политической сфере, двусторонние отношения со странами ЕС приобретают особое значение. Здесь следует выделить три державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие в Европе ключевую роль.
ОТЕЧЕСТВО.^ЕСТЬ1ДОЛГ Выпусж7
Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с Германией и Францией главным носителем исторической идеи «Единой Европы от Атлантики до Урала» и ограничения американского доминирования б Европе вызовет в Европе обеспокоенность и негативно скажется на интеграции России в Европейские процессы.
В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европыактуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Перспективным является развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.
Балтийский регион всегда играл и играет важную стратегическую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Европой и транзит через Балтийское море были одной из главных задач нашего государства на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомственных задачах, а на исконных приоритетах России на Северо-Западе. А это, как считают многие эксперты, - стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержание статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспечение суверенитета России над Калининградской областью. Добрососедство, экономическая целесообразность и выгода от сотрудничества - на этих трех принципах должны строиться отношения России и стран Балтии.
В стратегическом партнерствес СШАРоссия рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», а также на конструктивное взаимодействие в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового поражения на региональном уровне.
Усиление Российской Федерации, восстановление ее геополитических позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на 38
___________ Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
нынешнем этапе) им не выгоден. У «американской империи» много других серьезных геополитических проблем.
По-прежнему все наши западные партнеры нуждаются в стабильной России. Но место в международном разделении труда отводят нам не самое почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь дисциплинированным поставщиком углеводородного сырья для промышленности более развитых в технологическом отношении государств планеты.
В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.
Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудничества(Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.
Следуя своему принципу «сотрудничество по всем азимутам», Россия должна проявлять больше активности на восточно-азиатском направлении, особенно в сотрудничестве с ускоряющим темпы своего развития Китаем и с Индией.
Несмотря на добрососедские отношения России и Китая в Пекине добиваются от нашей страны односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и прак-
. Д0ЛГ_Выпуск_7
тически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.
Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации,
Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.
Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.
Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации
Рассматривая международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.
Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где наиболее четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе, из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий, остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирова-40
Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России
ний существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегулировании.
Можно выделить следующие внутренние угрозы безопасности
Российской Федерации:
- попытки насильственного изменения конституционного
строя и нарушения территориальной целостности России;
- планирование, подготовка и осуществление действий по на
рушению и дезорганизации функционирования органов госу
дарственной власти и управления, нападений на государст
венные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты
жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
- создание, оснащение, подготовка и функционирование неза
конных вооруженных формирований;
- незаконное распространение (оборот) на территории Россий
ской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и т.д.;
- широкомасштабная деятельность организованной преступ
ности, угрожающая политической стабильности в масштабах
субъекта Российской Федерации;
- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-на
ционалистических движений в Российской Федерации.
Анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная военно-политическая обстановка характеризуется динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, из чего, с некоторой долей условности, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период «холодной войны», могли бы в любой момент начать агрессию. Конечно, вызывает опасения расширение НАТО, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых военно-политических или экономических конфликтов со странами НАТО, во всяком случае таких конфликтов, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне.
Наряду с этим, главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня, является, как ни странно, необходимость освоения самого российского пространства. Уже в этом контексте нужно рассматривать проблемы интересов и безопасности России в Ближнем и Дальнем зарубежье. Незавершенная международно-правовая оформленность российских
ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий,
недостаточная «стянутость» российских пространств автомагистралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемости даже в рамках Российской Федерации. Пока не удается организовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщения с северными районами Сибири. Существуют угрозы разрыва единого информационного и экономического пространства России. Все это требует четкого понимания и анализа существующей ситуации.
Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических и отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:
1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятель-/ ных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального
" и духовного потенциала;
2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирова
ния стабильного, справедливого и демократического миропо
рядка, строящегося на общепризнанных нормах междуна
родного права, включая прежде всего цели и принципы Уста
ва ООН, на равноправных и партнерских отношениях между
государствами;
3. Создание благоприятных внешних условий для поступатель
ного развития России, подъема ее экономики, повышения
уровня жизни населения, успешного проведения демократи
ческих преобразований, укрепления основ конституционного
строя, соблюдения прав и свобод человека;
4. Формирование пояса стабильности по периметру российских
границ, содействие устранению имеющихся и предотвраще
нию возникновения потенциальных очагов напряженности и
конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регио
нах;
5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными
странами и межгосударственными объединениями в процессе
решения задач безопасности мира, определяемых националь-
ными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия. Исходя из этого, поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации в высокой степени боеготовности является непременным условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся военно-политических отношений России с другими государствами и международными организациями.
§ 4. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сегодня положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После окончания эры биполярной конфронтации в системе международных отношений возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами (одним из примеров можно привести Европейский Союз). При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия, в перспективе, будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях про-
ОТЕЧЕСТВО_ ЧЕСТЬ ДОЛГ Вылуск_7
должает оставаться существенным, примером тому отноше>. Азербайджана и Армении, Индии и Пакистана, Израиля и Пили ны; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многшн вой историей и богатыми культурными традициями. Несмотр» сложную международную обстановку и трудности внутреннего рактера, она в силу значительного экономического, научно-rev ческого и военного потенциала, уникального геополитически! стратегического положения на Евразийском континенте объек i > > но продолжает играть важную роль в мировых процессах.
Объективно сохраняется общность интересов России и интерп других государств по многим проблемам международной безошм сти, включая противодействие распространению оружия маспим уничтожения, предотвращение и урегулирование регионалме конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркоГш.н сом, решение острых экологических проблем глобального харпг ра, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной Гн\ пасности.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, шшрм' ленные на ослабление позиций России в политической, эконом и ч ской, военной и других областях. Попытки игнорировать интерп > России при решении крупных проблем международных отпит ний, включая конфликтные ситуации, способны подорвать меж,1 народную безопасность и стабильность, затормозить происходят! позитивные изменения в международных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, ре.и< обострилась проблема терроризма, имеющего транснационал mi м характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловлиит' необходимость объединения усилий всего международного coohnu ства, повышения эффективности имеющихся форм и методов Гн >pi бы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтринн зации.
В этих условиях военно-политическому руководству России ской Федерации приходится уделять все большее внимание фор мм рованию высокоэффективной системы обеспечения безопасмчгц! государства. «Безопасность собственная есть высший закон в т* литике..л, - писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.
Сущность и содержание понятий «безопасность»), «национальная безопасность»
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутстние опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих cim варях известные авторы-составители В.И. Даль и СИ. Ожстн 44
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
Цм'и. указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, им1П(!ть, надежность». По мнению СИ. Ожегова, «безопас-иоложение, при котором не угрожает опасность кому-чему-■и.«.
мнит такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы,
1 ген идеальным. В реальности же всегда существует опреде-
"иаоность или возможность ее возникновения. Поэтому в
безопасности включают способность системы противосто-
- икиым угрозам.
« но официально принятым в Российской Федерации взгля-m*it безопасностью понимается состояние защищенности ножных интересов личности, общества и государства и внешних угроз. К основным объектам безопасно-и личность, общество и государство. Все эти объек-ншпгности органически взаимосвязаны, и главным связую-МПЧ1ОМ между ними является личность. Защита ее жизни и ни-и, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первосте-iM 1мгмчение по сравнению с другими видами безопасности. muttn безопасность граждан Российской Федерации состоит ii.iiuM обеспечении конституционных прав и свобод; повыше-'ем'гпш и уровня жизни; физическом, духовном и интеллек-мпм рпивитии.
ттичюстъ общества включает защиту его материальных и шин ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; (шине и поддержание на основе принципа социальной справед-i и общественного согласия; повышение созидательной роли ак-"чи миселения, а применительно к сегодняшней России- наци-iiiii1 и культурное ее возрождение.
ттичюсть государства заключается в защите его конституции! строя, суверенитета и территориальной целостности; ус-|' ими политической, экономической и социальной стабиль-
■1\чч1оином исполнении законов; решительном противодей-
■< фуктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыт-
гпнции власти в эгоистических интересах.
■ I нчнн'ть следует интерпретировать как свойство системы,
щей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она
ниется стабильностью, устойчивостью, живучестью жерт-
"|,|ц.:юванием ею следующих методов: уклонение, защита
ггпжение источников опасности, угроз и вызовов.
■ •и и.поеть, как и безопасность, - непременные условия разви-
иереимого государства. Обеспечение стабильной благоприят-
исмшей и внутренней среды для жизни государства неотделимо
ш.шичшл безопасности. Вместе с тем государство при опреде-
ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7
Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России
i i
ленных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.
Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень -стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень - стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень -стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательной власти: формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. 46
Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.