Место России в системе международных военно-политических отношений

Россия последовательно выступает за создание такой системы меж­дународных отношений, в которой значение военной силы будет мини­мизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректиро­вать свое видение роли и места военной политики и военных инстру­ментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интег­рации в строящуюся систему международных отношений.

Учитывая сложный и разнообразный спектр угроз и вытекающих из них оборонных задач, очевидным стало то, что вопросы обороны страны теперь не могут сводиться только к мерам военного характе­ра. Они должны решаться в более широком государственном плане.

Поэтому одним из важнейших стратегических приоритетов Рос­сии является обеспечение ее оборонной безопасности, а в более ши­роком аспекте - национальной безопасности.

Россия с ее уникальным геостратегическим положением, зани­мая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобально­го, а не регионального масштаба.

-"S 33

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России

Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитичес­кого моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, воен­ных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огром­ным пространством имеет все возможности для активного и эффек­тивного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика.

В геополитике России условно можно выделить два направле­ния: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлю­щем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу иМировой океан; второе - региональное, действующее в формате системы стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддерживании глобальной ситуации, кото­рая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и со­циальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором усилия геополи­тики сосредотачиваются на сохранении в территориальной целост­ности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратиз­ма и создании условий, благоприятных для ее экономического и со­циального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.

Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - стра­на евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических сопер­ников для США и Запада.

России нужно рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это формулированию и отстаиванию национально-государствен­ных интересов.

В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной траспарентности внешней политики и военно-поли­тического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и граждан­ского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивили­зованный характер обуславливает возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.

Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными меж­дународными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему междуна­родных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООНрассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обес­печивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Бе-иопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на ос­новании национальных решений оценивается как опасная тенден­ция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политичес­ким и военно-политическим интересам России. Это может сущест­венно уменьшить значение и эффективность политических инстру­ментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

Отношения с Содружеством Независимых Государствявляются для России важнейшим направлением внешней политики. При­оритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотруд­ничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась, и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существу­ющих структур и институтов.

С момента образования (декабрь 1991 г.) СНГ не раз испытывало и кризисы, и периоды надежд. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:

1) интеграционной (симметричная конфедерация вокруг Рос­
сии, направленная на новое объединение бывших союзных
республик в стиле Европейского Союза);

2) полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация,
основанная на двусторонних и многосторонних договорах с
Россией и другими новыми независимыми государствами).

Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евра­зийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Бело­руссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Ук­раина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из об­разованных союзов - союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной бе­зопасности (15 мая 1992 г.), согласно которому у стран-подпи­сантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.

я 35

ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ Выпуск 7

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России



Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru ■ Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбе­кистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в со­глашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энер­гетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключе­нием Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависи­мыми от России, причем получают российские нефть и газ не по ми­ровым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых.

Б национальных интересах России тем или иным образом кон­тролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:

1) в западном направлении по территориям Украины и Бело­
руссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через терри­
торию Прибалтики осуществляется транзит в Калининград­
скую область;

2) западная граница Белоруссии практически является воз­
душной границей России (ее «держат» войска ПВО Белорус­
сии). К тому же если представить ухудшение отношений с
НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически
становится прифронтовым городом, так как от Смоленска (са­
мого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на авто­
мобиле;

3) южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на
сегодняшний день для наркотраффика и террористической
угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются
российскими войсками;

4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн. соотече­
ственников, проживающих в новых независимых государ­
ствах;

5) учитывая энергозапасы Каспийского региона, Россия не
может не стремиться играть заметную роль в этой части быв­
шего СССР.

Россия выступает за превращение Организации Договора о кол­лективной безопасностив эффективную межгосударственную ор­ганизацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую во­енно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкос­новенности границ стран-членов Договора о коллективной безопас­ности в качестве приоритета своего военного планирования.

Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительства в них гармоничных полиэтнических сообществ, 36

ii которых уважаются и защищаются права российских граждан и эт­нических россиян.

На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка, чему в немалой степени способствуют располо­женные на территории стран СНГ российские военные базы.

Отношения России с Организацией Североатлантического дого­вораопределяются Римской декларацией 2001 г. Россия внима­тельно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссий­ской направленности и из военного планирования, и из политичес­ких деклараций стран-членов альянса. Однако, если НАТО сохра­нится в качестве военного альянса с существующей сегодня насту­пательной военной доктриной, это потребует коренной перестрой­ки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.

Б отношениях со странами Европейского СоюзаРоссия рассчи­тывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений со странами Европейского Союза, исхо­дя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедли­вых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважение ее права на борьбу со всеми проявлениями международ­ного терроризма.

В «Единой стратегии Европейского Союза в отношении Рос­сии», принятой в июне 1999 года, указывается что для «поддер­жания мира на континенте важна стабильная и процветающая Россия». Эта стратегия включает поддержку ее усилий по вступ­лению во Всемирную торговую организацию, создание зоны сво­бодной торговли и формирование единого европейского экономи­ческого пространства.

В 2002 г. Европейский Союз признал Россию страной с рыноч­ной экономикой, что теперь затрудняет введение ограничений и ан­тидемпинговых процедур в отношении таких экспортных товаров, как сталь, текстиль, ядерное топливо.

В Концепции внешней политики Российской Федерации дек­ларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем, учитывая ос­торожное отношение России к расширению и углублению интег­рации в ЕС, особенно в военно-политической сфере, двусторон­ние отношения со странами ЕС приобретают особое значение. Здесь следует выделить три державы - Германию, Францию и Ве­ликобританию, традиционно играющие в Европе ключевую роль.

Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru ОТЕЧЕСТВО.^ЕСТЬ1ДОЛГ Выпусж7

Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с Германией и Францией главным носителем исторической идеи «Единой Европы от Атлантики до Урала» и ограничения амери­канского доминирования б Европе вызовет в Европе обеспокоен­ность и негативно скажется на интеграции России в Европейские процессы.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Евро­пыактуальной остается задача сохранения наработанных челове­ческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имею­щихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Перспективным является развитие отношений Российской Фе­дерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимо­выгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного на­селения.

Балтийский регион всегда играл и играет важную стратегиче­скую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Евро­пой и транзит через Балтийское море были одной из главных за­дач нашего государства на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском ре­гионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомст­венных задачах, а на исконных приоритетах России на Северо-Западе. А это, как считают многие эксперты, - стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержа­ние статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспе­чение суверенитета России над Калининградской областью. Доб­рососедство, экономическая целесообразность и выгода от со­трудничества - на этих трех принципах должны строиться отно­шения России и стран Балтии.

В стратегическом партнерствес СШАРоссия рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», а также на конструктивное взаимодействие в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового поражения на региональном уровне.

Усиление Российской Федерации, восстановление ее геополити­ческих позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на 38

___________ Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России

нынешнем этапе) им не выгоден. У «американской империи» мно­го других серьезных геополитических проблем.

По-прежнему все наши западные партнеры нуждаются в ста­бильной России. Но место в международном разделении труда отво­дят нам не самое почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь дисциплинированным поставщи­ком углеводородного сырья для промышленности более развитых в технологическом отношении государств планеты.

В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международ­ного права и взаимного уважения национальных интересов.

Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудни­чества(Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Цен­тральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлени­ях, исключающая возникновение крупномасштабной военной уг­розы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вы­нуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-по­литической нестабильности.

Следуя своему принципу «сотрудничество по всем азимутам», Россия должна проявлять больше активности на восточно-азиат­ском направлении, особенно в сотрудничестве с ускоряющим тем­пы своего развития Китаем и с Индией.

Несмотря на добрососедские отношения России и Китая в Пе­кине добиваются от нашей страны односторонних выгод и пре­имуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения бе­зопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное на­селение Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем рус­скоязычного населения. Попытки притеснения огромной и прак-

. Д0ЛГ_Выпуск_7

тически не подчиняющейся российским законам китайской диа­споры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при опре­деленных обстоятельствах поводом для решения спорных про­блем и силовым путем.

Военно-политическая обстановка на Востоке определяется вы­соким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации,

Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирую­щей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет ос­тальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и пол­ной нормализации двусторонних отношений.

Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации

Рассматривая международные военно-политические отноше­ния, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безо­пасности Российской Федерации. Они связаны с негативными про­цессами, которые проявились в ходе экономических и политичес­ких реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.

Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную вой­ну) является Кавказ, где наиболее четко просматриваются источни­ки угроз для безопасности России. На Кавказе, из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных про­тиворечий, остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экс­тремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирова-40

Глава первая. Конституционные основы безопасности и обороны России

ний существенно дестабилизируют общественно-политическую об­становку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отно­шением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегули­ровании.

Можно выделить следующие внутренние угрозы безопасности

Российской Федерации:

- попытки насильственного изменения конституционного
строя и нарушения территориальной целостности России;

- планирование, подготовка и осуществление действий по на­
рушению и дезорганизации функционирования органов госу­
дарственной власти и управления, нападений на государст­
венные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты
жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

- создание, оснащение, подготовка и функционирование неза­
конных вооруженных формирований;

- незаконное распространение (оборот) на территории Россий­
ской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и т.д.;

- широкомасштабная деятельность организованной преступ­
ности, угрожающая политической стабильности в масштабах
субъекта Российской Федерации;

- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-на­
ционалистических движений в Российской Федерации.

Анализ текущих глобальных политических тенденций свиде­тельствует, что современная международная военно-политическая обстановка характеризуется динамизмом, многогранностью проис­ходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых междуна­родных институтов, из чего, с некоторой долей условности, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период «холодной войны», могли бы в любой момент начать агрессию. Конечно, вызывает опасения расширение НАТО, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых военно-политических или экономичес­ких конфликтов со странами НАТО, во всяком случае таких кон­фликтов, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне.

Наряду с этим, главным геополитическим вызовом, угрожаю­щим национальной безопасности России сегодня, является, как ни странно, необходимость освоения самого российского пространст­ва. Уже в этом контексте нужно рассматривать проблемы интере­сов и безопасности России в Ближнем и Дальнем зарубежье. Неза­вершенная международно-правовая оформленность российских

ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России




границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий,

недостаточная «стянутость» российских пространств автомагист­ралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемо­сти даже в рамках Российской Федерации. Пока не удается органи­зовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщения с северными районами Сиби­ри. Существуют угрозы разрыва единого информационного и эко­номического пространства России. Все это требует четкого понима­ния и анализа существующей ситуации.

Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических и отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современ­ном этапе:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, ко­торые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятель-/ ных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального

" и духовного потенциала;

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирова­
ния стабильного, справедливого и демократического миропо­
рядка, строящегося на общепризнанных нормах междуна­
родного права, включая прежде всего цели и принципы Уста­
ва ООН, на равноправных и партнерских отношениях между
государствами;

3. Создание благоприятных внешних условий для поступатель­
ного развития России, подъема ее экономики, повышения
уровня жизни населения, успешного проведения демократи­
ческих преобразований, укрепления основ конституционного
строя, соблюдения прав и свобод человека;

4. Формирование пояса стабильности по периметру российских
границ, содействие устранению имеющихся и предотвраще­
нию возникновения потенциальных очагов напряженности и
конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регио­
нах;

5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными
странами и межгосударственными объединениями в процессе
решения задач безопасности мира, определяемых националь-

ными приоритетами России, строительство на этой основе си­стемы партнерских и союзнических отношений, улучшаю­щих условия и параметры международного взаимодействия. Исходя из этого, поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации в высокой степени боеготовности является непремен­ным условием обеспечения военной безопасности государства, а ус­пешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся военно-политических отношений России с другими государствами и международными организациями.

§ 4. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегодня положение в мире характеризуется динамичной транс­формацией системы международных отношений. В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-техни­ческий, духовный потенциалы человечества, ускорившие форми­рование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целост­ным и взаимозависимым в силу объективных процессов интегра­ции, изменился его политический климат.

После окончания эры биполярной конфронтации в системе между­народных отношений возобладали две взаимоисключающие тенден­ции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интегра­ционных объединений, в совершенствовании механизмов многосто­роннего управления международными процессами (одним из приме­ров можно привести Европейский Союз). При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологи­ческие и информационные факторы. Россия, в перспективе, будет способствовать формированию идеологии становления многополяр­ного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через по­пытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой полити­ки в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сегодня сопровожда­ется конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания ору­жия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значе­ние военно-силовых аспектов в международных отношениях про-

Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru ОТЕЧЕСТВО_ ЧЕСТЬ ДОЛГ Вылуск_7

должает оставаться существенным, примером тому отноше>. Азербайджана и Армении, Индии и Пакистана, Израиля и Пили ны; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многшн вой историей и богатыми культурными традициями. Несмотр» сложную международную обстановку и трудности внутреннего рактера, она в силу значительного экономического, научно-rev ческого и военного потенциала, уникального геополитически! стратегического положения на Евразийском континенте объек i > > но продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Объективно сохраняется общность интересов России и интерп других государств по многим проблемам международной безошм сти, включая противодействие распространению оружия маспим уничтожения, предотвращение и урегулирование регионалме конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркоГш.н сом, решение острых экологических проблем глобального харпг ра, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной Гн\ пасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, шшрм' ленные на ослабление позиций России в политической, эконом и ч ской, военной и других областях. Попытки игнорировать интерп > России при решении крупных проблем международных отпит ний, включая конфликтные ситуации, способны подорвать меж,1 народную безопасность и стабильность, затормозить происходят! позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, ре.и< обострилась проблема терроризма, имеющего транснационал mi м характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловлиит' необходимость объединения усилий всего международного coohnu ства, повышения эффективности имеющихся форм и методов Гн >pi бы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтринн зации.

В этих условиях военно-политическому руководству России ской Федерации приходится уделять все большее внимание фор мм рованию высокоэффективной системы обеспечения безопасмчгц! государства. «Безопасность собственная есть высший закон в т* литике..л, - писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

Сущность и содержание понятий «безопасность»), «национальная безопасность»

Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутстние опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих cim варях известные авторы-составители В.И. Даль и СИ. Ожстн 44

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России

Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Цм'и. указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, им1П(!ть, надежность». По мнению СИ. Ожегова, «безопас-иоложение, при котором не угрожает опасность кому-чему-■и.«.

мнит такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы,

1 ген идеальным. В реальности же всегда существует опреде-

"иаоность или возможность ее возникновения. Поэтому в

безопасности включают способность системы противосто-

- икиым угрозам.

« но официально принятым в Российской Федерации взгля-m*it безопасностью понимается состояние защищенности ножных интересов личности, общества и государства и внешних угроз. К основным объектам безопасно-и личность, общество и государство. Все эти объек-ншпгности органически взаимосвязаны, и главным связую-МПЧ1ОМ между ними является личность. Защита ее жизни и ни-и, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первосте-iM 1мгмчение по сравнению с другими видами безопасности. muttn безопасность граждан Российской Федерации состоит ii.iiuM обеспечении конституционных прав и свобод; повыше-'ем'гпш и уровня жизни; физическом, духовном и интеллек-мпм рпивитии.

ттичюстъ общества включает защиту его материальных и шин ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; (шине и поддержание на основе принципа социальной справед-i и общественного согласия; повышение созидательной роли ак-"чи миселения, а применительно к сегодняшней России- наци-iiiii1 и культурное ее возрождение.

ттичюсть государства заключается в защите его конститу­ции! строя, суверенитета и территориальной целостности; ус-|' ими политической, экономической и социальной стабиль-

■1\чч1оином исполнении законов; решительном противодей-

■< фуктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыт-
гпнции власти в эгоистических интересах.

■ I нчнн'ть следует интерпретировать как свойство системы,

щей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она

ниется стабильностью, устойчивостью, живучестью жерт-

"|,|ц.:юванием ею следующих методов: уклонение, защита

ггпжение источников опасности, угроз и вызовов.

■ •и и.поеть, как и безопасность, - непременные условия разви-

иереимого государства. Обеспечение стабильной благоприят-

исмшей и внутренней среды для жизни государства неотделимо

ш.шичшл безопасности. Вместе с тем государство при опреде-



ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

Глава первая Конституционные основы безопасности и обороны России

Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru Место России в системе международных военно-политических отношений - student2.ru i i

ленных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бур­ных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксиро­ванной может быть и конфронтационная обстановка, военное проти­востояние. Относительно стабильным может быть, например, тота­литарный или жестко авторитарный политический режим.

Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень -стабильность военно-политического руководства государства (отно­сительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень - стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических из­менений, отсутствие политического насилия). Третий уровень -стабильность общности, народа (сохранение территориальной це­лостности государства, обеспечение личной безопасности и благосо­стояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и под­держание демографического баланса).

Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неодно­кратно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки впи­саны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Кули­ковской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечест­венной войне (1941-1945 гг.) и др.

Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участ­ники этого процесса, способные действовать самостоятельно и сво­бодно. Основным субъектом обеспечения безопасности является го­сударство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Органы законодательной власти: формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ра­тификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.

Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение за­конов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию госу­дарственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, об­щества и государства в пределах своей компетенции; в соответст­вии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государ­ственные органы обеспечения безопасности. 46

Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в со­ставе Российской Федерации осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, обществен­ных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, нахо­дящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Наши рекомендации