Совещание, голосование и принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации

С окончанием слушания дела в судебном заседании наступает новый этап судебного разбирательства — вынесение итогового решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ удаляется для вынесения итогового решения безотлагательно. Закрытое совещание судей.Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается в закрытом совещании судей. Оно проводится в специально оборудованной совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие

протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, т. е. соблюдают правило тайны совещательной комнатыУказанное правило — одна из существенных гарантий объективности и независимости судей при принятии ими решения. Нарушение тайны совещательной комнаты судьей может стать основанием для постановки вопроса о прекращении его полномочий в порядке п. 6 ч. 1 ст. 18 ФКЗ, а по отношению к сотрудникам Секретариата — применения к ним мер дисциплинарной ответственности. Совещание судей, не ограниченное во времени, состоит из заседаний. Регламент заседаний определяется Конституционным Судом РФ. Совещание может прерываться для отдыха, сна и по другим объективным причинам. Руководство совещанием осуществляет председательствующий в судебном заседании. В ходе совещания судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ порядок выработки проекта итогового решения и перечень вопросов, определяющих его существо, представляются для обсуждения судьей-докладчиком. При этом в отличие от того проекта, который готовился первоначально (до рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ), он должен основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Если в деле было несколько судей-докладчиков и они не пришли к единому мнению, то каждый из них может составить собственный перечень вопросов или проект итогового решения. Одобренные большинством судей ответы на вопросы, касающиеся существа решения, служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Практика Конституционного Суда РФ пошла по пути доработки проекта итогового решения назначенным судьей-докладчиком независимо от того, оказался ли судья-докладчик в меньшинстве при голосовании по ответам на вопросы, касающиеся резолютивной части решения. Любой судья, участвующий в деле, вправе составить свой проект итогового решения; обсуждается тот из них, который получил наибольшее число голосов судей, т. е. принят за основу. По требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения. В случае представления нескольких проектов итогового решения. Конституционный Суд РФ принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Таковым считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании. Любой судья вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части этого проекта; требовать представления поправок в письменном виде; ставить вопрос об обсуждении и голосовании проекта решения или поправок к нему по частям. Председательствующий в заседании ставит на голосование предложения судей о поправках в порядке их поступления. После того как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом. После

голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок. Принятие итогового решения.Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается путем голосования, даже если все участвующие в совещании судьи с ним согласны. решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится только в том случае, если этого требуют не менее

трех судей. Поименный опрос осуществляется в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Тайное голосование не допускается. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Уклонение судьи от голосования свыше двух раз без уважительных причин рассматривается как основание к прекращению его полномочий. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Голос председательствующего в заседании Конституционного Суда РФ не считается решающим, как это принято в ряде государств. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. Исключение составляет решение о толковании Конституции РФ, которое принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей

Наши рекомендации