Классификации нормативных правовых актов. Юридическая сила нормативного правового акта
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными органами гос-ва и содержащей обязательные юрид. нормы. Это внешнее выражение нормы права.
Классификация нормативно-правовых актов
По юрид. силе:законы (акты, обладающие высшей юрид. силой);подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения, и др.По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: -акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); -акты органов гос. Власти.-акты органов местного самоуправления.-акты Президента.-акты органов управления.-акты должностных лиц гос-венных и негос-венных органов.
При этом может быть акты:-принятые одним органом (по вопросам общего ведения );-совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения);-По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, -административно-правовые и т.д.)
По сфере действия:-Акты внешнего действия (общеобязательны для всех — охватывают все субъекты, например федеральные законы, федеральные конституционные законы).
-Внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности)
Различают действие нормативно-правовых актов:
по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт);-по времени ( вступление в силу — как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы)
-в пространстве ( как правило, на всю территорию)
В РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юрид. силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные НПА (НПА органов гос. власти субъектов РФ) — действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.
Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.
Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное зак-во и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.
В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:
федеральные законы;
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.
Если вопрос согласно Конституции РФ находится всовместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:
федеральные законы;
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
законы субъектов РФ;
нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
нормативные акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:
законы субъектов РФ;
нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;
нормативные акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.
Каждый структурный ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.
Объединяет все три структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:
создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который может отменить антиконституционный акт;
отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами;
наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.
47.Закон как форма права: определение, признаки, структура, виды. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы гос-ва, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов. В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам гос-ва.Закон - высшая форма выражения гос-венной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных гос-венных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование. Наивысшей юрид. силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.Будучи основным законом гос-ва, Конституция определяет и закрепляет:-организацию гос-венной власти;-закрепляет основы конституционного строя;-основные права и обязанности граждан;
федеративное устройство;-систему гос-венных органов, их полномочия и порядок формирования;-основы правосудия;избирательную систему.
Конституция - гос-венно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) зак-ва, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы зак-ва - акт федерального зак-ва, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы зак-ва об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального зак-ва стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
В последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском гос-ве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.В федеративном гос-ве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками: -принимаютсятолько законодательными (представительными) органами гос-венной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;обладаютвысшейюрид. силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Виды законовВ зависимости от их значимости в системе действующего зак-ва России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.К ним, в частности, относятся законы:о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о гос-венном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ;
о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее зак-во и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.Особенностьюзаконов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.Виды законов по сроку действия:постоянные;чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.Виды законов по содержанию:общие, действующие в отношении всех граждан данного гос-ва;специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.
Структура закона:1 наименование органа, принявшего закон;2 название закона;3 номер и дата принятия;4 преамбула;5 содержание закона;6 последствия несоблюдения закона;7 отмена законом иных нормативных правовых актов;8 опубликование закона и вступление его в законную силу;
9) подпись закона уполномоченным лицом.