Пути и формы возникновения государства и права
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Восточный путь возникновения государства - "азиатский способ производства" (Древний Восток, Африка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ. Вост-ые гос-ва были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим). В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед плебеев в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы высказаны две точки зрения:1) что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (прежде всего Германия и Россия). 2)что после разложения родового строя здесь наступает предшес-твующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, но крестьяне сохраняют свободу и собственность на землю.Т.О. под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организа-ционная форма общества – государство.
Возникновение права.Право как социальный институт возникает практически вместе с гос-вом, т.к. во многом они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из поколения в поколение. Они выражали интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во внимание не принимались. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый результат не будет достигнут или поступок одного вызовет нежелательные последствия для всего сообщества. Обычаи часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, религиозные заповеди не содержали чётких дозволений, , ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества нельзя. Т.к. при всякой полной свободе происходит столкновение интересов отдельных индивидов и их групп. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную, получая возможность более полного развития. В таком обществе начинают складываться институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и выступают органы, |
11. Основные теории возникновения государства и права.
Насчитывается множество теорий происхождения государства. Среди них:теологическая (идея божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство возникает в результате разрастания семьи), договорная (соглашение народа и государства, желание народа создать себе законное правление), органическая (люди - “клетки” государства), насилия (государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими), психологическая(потребность людей жить в организованном обществе), классовая (государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества). Также материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям). Реально, конечно, требуется синтез этих теорий.
Для выяснения причин происхождения государства необходимо учитывать множество факторов, в т. ч. природный. Начало процессу положил неолитический период (всемирное похолодание), изменивший условия обитания вида Homo Sapiens и заставившего его отказаться от привычного образа жизни (собирательство). Обычные пищевые ресурсы (мегафауна, присущая тёплым климатическим поясам растительность) были уничтожены. Человек учился приспосабливаться к новым условиям, но, так как он был слишком неприспособлен под новые условия, он стал преобразовывать природу сам. Процесс постепенного перехода от исключительно потребляющей экономики к производящей получил название “неолитическая революция”. Состоялся переход от естественного разделения труда (мужской, женский, детский) и естественного равноправия к общественному разделению труда (земледелие, скотоводство, иная специализация). Одновременно от первобытнообщинного строя состоялся переход к т. н. “военной демократии” (варварские кочевые племена). На базе земледельческой общины стало формироваться раннеклассовое общество.
Первая форма собственности была коллективной. Соседские земледельческие общины, объединившись, способствовали возникновению особого центра власти с формой “город-государство” - переходный этап от организации родовой власти к государственной власти. “Центр” города - дворец, храм, площадь (общественный центр). Город-государство отражает значительные изменения в жизни общества: демографический взрыв, государственность, новые общественные отношения, агрокалендарь, новые культы и обряды, специальный разряд лиц, занимающийся информационным обслуживанием общества. Этап формирования города-государства подчеркивал, что родовая власть постепенно утратила своё историческое значение и под влиянием многих факторов возникло государство - как генеральная (объединяющая) управленческая структура общества.
Процесс формирования государства во многих регионах шел неравномерно, однако в обобщённом виде можно выделить две основных формы происхождения государства. 1) Типичная форма. Сформировалась на азиатском способе производства: общинное ведение хозяйства, поскольку природные условия требовали объединения усилий (азиатский способ не знает свободного рынка и, следовательно, частного собственника). 2) Уникальные формы происхождения государства возникли на европейском способе производства, который характеризуется формированием свободного, не контролируемого властью рынка. Для того, чтобы рынок развился, нужно такое общество, в котором существует частная собственность. Государство - орган для защиты частной собственности, собственника как самостоятельного участника рыночных отношений. Форма правления - республика (начало). Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних (межклассовых) и внешних столкновений.