Распад СССР. Россия на путях суверенного развития
Непоследовательность действий центра стимулировали самостоятельный поиск республик выхода из кризиса. Все большее значение стал приобретать вопрос межнациональных отношений. Во-первых, сократились различия в уровнях развития республик и регионов страны; во-вторых, республики не имели реального суверенитета; в-третьих, не была проведена программа национальной автономии (если в 20-е годы в СССР было 5,5 тыс. национальных образований, то к 1991 г. их сохранилось только 53); в-четвертых, не удалось обеспечить нормальные условия для развития национальных культур и языков; в-пятых, за годы советской власти были углублены старые национальные обиды.
В результате в выборной кампании 1990 г. выступали вопросы обеспечения подлинного государственного суверенитета союзных республик. Пионером в этом движении выступили прибалтийские республики. В марте 1990 г. Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении государственного суверенитета, затем подобные заявления прозвучали в Латвии и Эстонии.
Летом 1990 г., после избрания в мае Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета России, Декларацию о суверенитете в составе обновленного Союза приняла и эта республика. На референдуме в Армении большинство проголосовало за независимость. Курс на выход из СССР взяла и Грузия. Попытки решать возникающие проблемы силовыми методами привели к массовым столкновениям, кровопролитию.
Взрыв националистических проблем на фоне быстро ухудшающегося экономического положения заставил руководство страны признать необходимость заключения нового союзного договора. С целью укрепления разваливающегося Союза был организован всенародный референдум по проблеме сохранения СССР, в котором приняли участие 9 республик (не принимали участия Грузия, Армения, Молдова, Эстония, Латвия и Литва). Свыше 3/4 из принявших участие в голосовании высказались за сохранение обновленного Союза.
После неудачной попытки сближения М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина на основе поддержки программы «500 дней» положение еще больше обострилось. Президент СССР получил чрезвычайные полномочия, произвел ряд кадровых перестановок, которые свидетельствовали о его попытках опереться на консервативные силы. Так, вице-президентом СССР становится Г. Янаев, министром внутренних дел был назначен Б. Пуго, во главе Совета Министров СССР стал В. Павлов. В то же время фактически отстранены были от дел или добровольно ушли в отставку А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе, В.В. Бакатин и др. М.С. Горбачев под давлением консерваторов отказывается от поддержки программы «500 дней». Политический рейтинг Президента страны стал стремительно падать. В стране началась новая волна забастовок с требованиями отставки Президента и роспуска Верховного Совета. Стремясь переломить ситуацию, М.С. Горбачев сумел договориться с лидерами 9 республик (Россия. Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан) о заключении нового Союзного договора (это были так называемые Ново-Огаревскис встречи). Проект этого договора носил более компромиссный характер, были сделаны значительные уступки республикам в ущерб позиции Центра. Упущен был и шанс реализации программы перехода СССР к рынку на период до 1997 г., разработанный группой экономистов во главе с Г. Явлинским совместно с учеными Гарвардского университета.
По мере отстранения аппарата КПСС и непосредственно с ним связанного военно-промышленного комплекса от власти и собственности, потери управления экономикой, падения уровня жизни народа, роста центробежных тенденций в стране все чаще выход из кризиса виделся номенклатуре в создании института военно-политической власти, установления режима «железной руки».
Стимулировали попытку государственного переворота и такие события, как предполагаемое введение национальных валют в некоторых республиках; национализация ими нефтяной, газовой и золотодобывающей промышленности; начавшаяся департизация, устраняющая аппарат КПСС от принятия решений; создание республиканских национальных гвардий и начало перехода в ведение республик органов госбезопасности и т. д.
После избрания Б.Н. Ельцина на пост Президента России реакционеры решили действовать более решительно. Воспользовавшись тем, что Президент СССР отбыл на отдых в Форос, они решили сорвать намеченное на 20 августа подписание нового Союзного договора, попытаться решить все проблемы силовыми методами. По поручению организаторов заговора в КГБ были подготовлены проекты документов Государственного комитета по чрезвычайному положению, разработаны конкретные операции с использованием возможностей, сил и средств спецорганов.
В Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) вошли: вице-президент Г. Янаев, Председатель Совета Министров СССР В. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. Пуго, Председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, I-й заместитель Председателя Совета Обороны СССР О. Бакланов, председатель Крестьянского союза В. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А. Тизяков.
18 августа к М.С. Горбачеву, блокированному на даче, явилась делегация заговорщиков с требованием санкционировать введение по всей стране чрезвычайного положения или уйти в отставку, передав всю власть вице-президенту Г. Янаеву. Получив отказ, ГКЧП утром 19 августа объявил о том, что Президент по состоянию здоровья не может осуществлять функции главы государства. Его функции переходили к вице-президенту Г. Янаеву, в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение на срок 6 месяцев, объявлялись расформированными структуры власти, действующие вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий; запрещались митинги и демонстрации; устанавливался контроль над средствами массовой информации.
Однако заговорщики просчитались. Идеей казарменного социализма увлечь можно было уже немногих. Центром сопротивления путчу стал российский «Белый дом», Президент России Б.Н. Ельцин, Верховный Совет РСФСР. Уже 19 августа в 9 часов утра в обращении «К гражданам России», подписанном Б.Н. Ельциным, И.С. Силаевым и Р.И. Хасбулатовым, однозначно было заявлено, что это правый, реакционный, антиконституционный переворот. ГКЧП был объявлен вне закона. В качестве главного требования Б.Н. Ельцин выдвинул возврат власти законному Президенту. Прозвучал призыв к всеобщей политической забастовке.
Но его штурм так и не состоялся: никто из членов ГКЧП не решился отдать такой приказ. Сторонники Б.Н. Ельцина одержали победу. Президент России подписал ряд Указов, среди которых был и Указ о приостановке деятельности КПСС и российской компартии.
В связи с резко изменившейся обстановкой республики, которые ранее выражали желание участвовать в подписании Союзного договора, заявили о своей независимости. Это означало окончательный распад старого Союза. Не смог спасти положения и V съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.). В ноябре 1991 в Ново-Огарево Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан. Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Однако этого не произошло. Попытки М.С. Горбачева подписать новый Союзный договор провалились.
8 декабря 1991 г., стремясь избавиться от дискредитировавшего себя Центра и сохранить традиционные связи между республиками. Б.Н. Ельцин (Российская Федерация), Л.М. Кравчук (Украина) и С.С. Шушкевич (Беларусь) заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). После Алма-Атинской встречи 21 декабря СНГ стало объединять 11 бывших союзных республик (кроме стран Балтии и Грузии).
СССР прекратил свое существование, М.С. Горбачев ушел в отставку. Такой финал Союза ССР не был предопределен объективными обстоятельствами. СССР вполне мог бы трансформироваться в федерацию, включающую большинство крупных республик. Однако возможности реализации такого варианта были упущены, а провалившийся путч в августе 1991 г. поставил последнюю точку в истории Союза ССР. Поэтому не беловежские соглашения ликвидировали Союз. Они скорее явились актом признания реального положения дел, попыткой сохранить жизненно важные связи между бывшими советскими республиками.
С развалом Союза Россия вновь оказалась на историческом перекрестке. Впереди – тяжелейшая работа по построению правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные этапы разработки концепции перестройки в СССР?
2. В чем причины неудач перестройки?
3. Почему распался СССР?
4. Что общего и что отличного в процессах обновления в нашей стране и в странах Восточной Европы?
Литература
1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. М., 2002.
2. Боффа Д. От СССР к России. М., 1994.
3. История современной России. 1985-1991. / Под ред. В.В. Журавлева. М., 1995.
4. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. М., 2007.
5. Чешко С.В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996.
Тема 15
Россия в 1991–2005 гг.
Цели изучения темы:
1. Показать эволюцию экономической политики российского руководства в 1990-е гг., пути и методы рекапитализации страны.
2. Осветить процесс становления новой политической системы в 1990- е - начале 2000-х гг.
3. Охарактеризовать социальное развитие России 1990-х - начале 2000-х гг.
4. Выявить особенности внешней политики российского государства 1990-х - начале 2000-х гг.
Основные вопросы:
1. Радикальные политические и экономические реформы (1991–1999 гг.).
2. Конституционный кризис 1993 г.
3. Власть и общество в 1994–1999 гг.
4. Политическая история современной России. В.В. Путин.
5. Основные направления внешней политики России.
1. Радикальные политические и экономические реформы (1991–1999 гг.). Переход к рыночным отношениям.
После августовских событий 1991 г. и развала СССР освобождение от центральных союзных властей позволило независимой России быстрее и энергичнее встать на путь широких социально-экономических преобразований. Правительство России начало форсированный переход к рынку. Авторами программы либеральных экономических преобразований были члены нового правительства Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин. Они видели выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые смогут выжить, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды и на финансовую помощь Запада. Началась экономическая реформа с либерализации цен (отказа от административного регулирования цен), установления высокого уровня налогообложения, урезывания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране дорогу в международные экономические и финансовые организации.
С 1 января 1992 г. цены на большинство товаров и продуктов были отпущены. Их рост превзошел все ожидания: в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз! Рост заработной платы и социальных выплат не успевали компенсировать снижение покупательной способности населения. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказалось за чертой бедности.
Вместе с тем либерализация цен привела к быстрому наполнению потребительского рынка товарами, в одночасье решив проблему товарного дефицита. Оказавшееся в новых условиях население начало приспосабливаться к росту цен.
29 января 1992 г. вступил в действие указ президента «О свободе торговли», предоставивший право российским гражданам заняться предпринимательством в сфере торговли. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. При этом рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема промышленного производства и престижа производительного труда.
Но освобождение цен, временно укрепившее финансовую систему, не остановило падение производства. Под угрозой банкротства оказались целые отрасли. Российский рынок заполнялся импортными товарами, а народное хозяйство все в большей степени приобретало топливно-сырьевой характер. Не оправдались расчеты правительства на значительную финансовую поддержку Запада. Вместо обещанных 24 млрд долл. Россия получила всего 12,5 млрд в форме кредитов на закупку продовольствия у тех же западных стран.
Либерализовав цены, правительство приступило к приватизации государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А.Б. Чубайсом, 1 июня 1992 г. занявшим пост заместителя председателя правительства. На первом, «ваучерном» этапе (1992–1994 гг.), всем гражданам России передавались приватизационные чеки (ваучеры), которые давали право на приобретение акций предприятий, а государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества. Чеки стоимостью в 10 тыс. р. (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн 400 млрд р.) получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 г. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиций в производство. Однако вследствие инфляции ваучеры быстро обесценились. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, непосредственно осуществлявшими приватизацию, представителями бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры, финансовыми пирамидами. Приватизация принимала все более криминальный характер.
Политика умеренных реформ.
Непопулярные жесткие экономические меры вызвали рост социального напряжения. В апреле-мае 1992 г. бастовали или угрожали провести забастовки авиадиспетчеры, железнодорожники, шахтеры, учителя и врачи.
Оказавшись в сложном положении, правительство под давлением оппозиционного Верховного Совета, забастовочного движения и профсоюзов летом 1992 г. провело широкую денежную эмиссию и предоставило предприятиям значительные кредиты, что резко усилило инфляцию и замедлило темпы экономических преобразований.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Гайдара. Новым главой правительства был утвержден B.C. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).
Новое правительство при сохранении общего направления движения в сторону рынка сделало ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам. Протекционизм стал главной чертой экономической политики Черномырдина.
К лету 1994 г. чековый этап приватизации был завершен. Приватизировали 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.
Однако из большинства акционеров так и не получилось эффективных собственников. Не оправдались надежды включившейся в приватизацию части населения и на получение дивидендов. С прибылью работали в 1994 г. не более 10 % приватизированных предприятий. Поступление доходов от приватизации в бюджет, на которые рассчитывало правительство, также оказалось куда меньше предполагавшихся. Государственная Дума Российской Федерации в июле 1994 г. признала итоги первого этапа приватизации неудовлетворительными.
В 1995 г. начался второй этап приватизации – денежный. Продажа акций предприятий осуществлялась на аукционах по определенному графику на конкурсной основе. Возможность приобретения активов российских предприятий получили иностранные инвесторы. Одновременно с приватизацией промышленности проходила малая приватизация, т. е. продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т. д. Однако темпы денежной приватизации оказались очень низкими, а поступления доходов госбюджет были ниже, чем ожидалось.
Государственные чиновники активно лоббировали интересы тех или иных банковских структур. Собственность превратилась в объект злоупотреблений и спекуляций. Новые хозяева приватизированных предприятий резко сократили объемы вложений в долгосрочные программы развития производства. Часто основные фонды предприятий (здания, оборудование, станки) продавались или сдавались в аренду коммерческим структурам. Зарплата рабочим не выплачивалась месяцами, что вынуждало их продавать свои акции за бесценок. Началось вторичное перераспределение собственности в пользу крупных держателей акций, ваучерных фондов, крупных фирм.
Процесс приватизации сформировал частный сектор экономики, рынок ценных бумаг, но не привел к росту производства. Происходило дальнейшее свертывание промышленности и сельского хозяйства, главными причинами которого было отсутствие инвестиций в производство, убыточность большинства предприятий и их неконкурентноспособность на мировом рынке. На фоне углубляющегося экономического кризиса продолжалось падение жизненного уровня населения.
Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Начавшаяся в 1991 г. аграрная реформа и в ее рамках земельная реформа были направлены на устранение монополии государственной собственности в сельском хозяйстве, на преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы. Фермерские хозяйства начали создаваться с 1991 г. В результате аграрной реформы к 1996 г. в государственном секторе находилось 13% сельхозугодий, у коллективных хозяйств – 61%, хозяйства граждан насчитывали 11%, остальные 14% сельхозугодий использовались вне сельского хозяйства.
После «черного вторника» 11 октября 1994 г., когда произошел обвал рубля (его курс упал на 27%), приоритетной задачей правительства Черномырдина была провозглашена жесткая финансовая политика. В отличие от предыдущего периода, когда разрыв между расходами и доходами правительства покрывался преимущественно эмиссионным финансированием, в 1995-1997 гг. дефицит бюджета, достигавший в среднем 10% ВВП, стал покрываться менее инфляционным методом – размещением на отечественном и международном финансовых рынках краткосрочных государственных ценных бумаг.
К началу 1996 г. инфляция была приостановлена. Темпы спада производства снизились, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности. Замедлились темпы роста потребительских цен и безработицы, появились признаки оживления в некоторых отраслях экономики.
Ключевой проблемой после обуздания инфляции оставался дефицит бюджета. Неспособность правительства покрывать свои расходы из средств от сбора налогов вынуждала его увеличивать внешние и внутренние займы. Практически вся эмиссия Министерства финансов состояла из государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Но краткосрочные ценные бумаги требовали постоянного обновления (взамен погашенных). Одновременно с наращиванием долга правительство, продолжая бороться с инфляцией и стремясь уменьшить денежную массу, задерживало выплаты по своим обязательствам (госзаказам, заработной плате бюджетникам и пр.). В экономике все чаще превалировали бартерные взаимоотношения. Однако из-за созданных ими неплатежей резко снизился сбор налогов и появился новый бюджетный дефицит. Для поддержания хотя бы на прежнем уровне финансирования социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры приходилось увеличивать дефицит, а в результате покрытия увеличенного дефицита неизбежно увеличивался долг. И еще больше требовалось денег на выплату процентов. А это вело к возрастанию дефицита бюджета. Именно так и была построена знаменитая «пирамида ГКО».
Известное замедление экономического спада, стабилизация реальных доходов населения, розничных цен и курса рубля в 1996–1997 гг. создали у многих отечественных и западных экономистов иллюзию приближающегося начала экономического подъема в России.
Однако весной 1998 г. падение производства возобновилось. Наиболее значимой причиной этого был явно завышенный курс рубля, не соответствовавший низкой эффективности российской экономики. Сокращался выпуск многих товаров, в том числе импортозамещающей продукции. Падали объемы производства в отраслях транспорта, торговли, финансовых услуг.
К внутренним источникам экономического неблагополучия в 1998 г. добавились и внешние: падение мировых цен на нефть и азиатский финансовый кризис. Падающие цены на нефть нанесли удар по российскому бюджету, который, как и в советское время, опирался в основном на доходы от экспорта топлива и многих видов сырья. А азиатский финансовый кризис, породивший недоверие к развивающимся финансовым рынкам, обусловил события января-марта 1998 г., когда 2 млрд долл., инвестированных предпринимателями из Юго-Восточной Азии, покинули российский рынок.
Дефолт 1998 г. и его последствия
В марте 1998 г. последовала отставка с поста премьер-министра B.C.Черномырдина. 24 апреля Государственная дума утвердила нового главу правительства – С.В. Кириенко.
Правительством Кириенко была подготовлена антикризисная (стабилизационная) программа. Началась разработка плана продажи российских энергосистем в частные руки с денежных аукционов, плана национализации Газэкспорта и направления напрямую в бюджет финансовых потоков от экспорта газа (минуя Газпром) в бюджет (т. е. имела место попытка введения госмонополии на экспорт газа).
Так называемый Стабилизационный пакет – около 26 законопроектов, рассматривался на последних заседаниях весенне-летней сессии Государственной Думы. В числе законопроектов были многочисленные поправки к «лоскутному» законодательству о налогах, пособиях и социальных взносах, а также Бюджетный и первая часть Налогового кодексов. Однако Государственная Дума отказалась поддержать фискальные меры правительства С.В. Кириенко в полном объеме, на две трети сократив доходы, которые могли бы быть получены в результате осуществления антикризисной программы. Непоследовательная макроэкономическая политика предшествующих лет, неспособность правительства контролировать дефицит государственного бюджета, неэффективность существовавшей налоговой системы, ставка на фиксированный курс рубля – все это неотвратимо вело к кризису.
Кульминацией российского кризиса стали решения, принятые Правительством РФ и Центральным банком России 17 августа 1998 г. В этот день премьер-министр С.В. Кириенко выступил с заявлением об одностороннем отказе от обслуживания государственных краткосрочных облигаций с прекращением торговли ими и их последующей реструктуризацией; о расширении границ валютного коридора и о введении 90-дневного моратория на обслуживание внешних долгов частными российскими юридическими лицами. Российским держателям ценных бумаг было обещано, что ГКО «реструктурируют» (не выплатят по ним деньги, когда наступит срок погашения, а обменяют их на другие бумаги по той же цене и погасят долг через пять лет).
Испытать последствия «исторического» решения правительства и Центробанка пришлось всем: двукратное за первые две недели и почти четырехкратное за год падение курса рубля, рост цен на импортные (занимавшие почти 50% рынка) и большинство российских товаров и, как результат, резкое падение уровня жизни населения (реальные доходы населения в декабре были на 30,8% ниже, чем в аналогичный период предыдущего года), кроме этого – потеря доверия к правительству, утрата Россией репутации честного должника, разрушение рынка ценных бумаг, разорение тысяч предприятий, банкротство ряда крупных банков, значительное сокращение розничного товарооборота, сокращение импорта примерно в 2 раза, усиление спада инвестиционной активности.
Неустойчивая финансовая пирамида российской экономики рухнула. Поскольку «решения 17 августа» касались по меньшей мере трех сфер – валютной, бюджетной и банковской, кризис 1998 г. был назван финансовым. Рост цен после августа 1998 г. резко понизил реальные доходы населения (причем ни пенсии, ни заработная плата в бюджетных организациях до 1 апреля 1999 г. ни разу не повышались).
После краха 17 августа, приведшего к углублению экономического спада (около 11-12% за 1998 г.), российский ВВП упал до уровня 2,5% американского по коммерческому обменному курсу. Для сравнения: в 1992 г. унаследованные Россией 60% советского ВВП составляли около 50% ВВП США, а к 1998 г. ВВП России сократился, по крайней мере, наполовину и достиг уровня 15% американского.
23 августа С. В. Кириенко и члены его кабинета были отправлены в отставку. В правительстве, которое возглавил Е. М. Примаков, усилилась роль твердых государственников: самого Е. М. Примакова, а также Ю.Д.Маслюкова (первого вице-премьера, председателя Мингоскомимущества) В.В.Геращенко (председателя Центробанка). Последовало административное регулирование валютного рынка под руководством Центробанка РФ, с 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию.
Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков. При этом мировое финансовое сообщество пыталось навязать России ряд решений, выгодных Западу (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, изменить бюджетное соотношение «центр-регионы», затормозить экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза увеличить первичный профицит бюджета, т. е. еще сильней урезать социальную сферу). На этом фоне развернулась борьба в верхних эшелонах власти относительно путей выхода из кризиса. В мае 1999 г., отправляя правительство Е.М. Примакова в отставку, президент прежде всего поставил ему в вину то, что «в экономике мы по-прежнему топчемся на месте». Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, а в августе 1999 г. его сменил В.В. Путин.
После дефолта 17 августа 1998 г. в российской экономике, миновавшей болезненный процесс санации, наметился подъем. После шокового спада производства в августе-сентябре 1998 г. уже с октября промышленное производство начало расти. Практически по всем макроэкономическим показателям ситуация либо улучшилась, либо ее ухудшение замедлилось. Очевидное оздоровление социально-экономической ситуации с марта 1999 г. перешло в устойчивый, причем все более ускоряющийся, экономический рост. Несмотря на фиксируемое статистикой отсутствие увеличения инвестиций в основной капитал, промышленные отрасли показывали высокий рост производства. Наибольшие темпы наблюдались в перерабатывающей промышленности, в таких ее отраслях, как химия и нефтехимия, машиностроение, лесная и лесоперерабатывающая, пищевая промышленность. Стала оживать легкая промышленность.
В последующие годы экономическая ситуация продолжала улучшаться. Благоприятным фактором, способствующим наполнению доходной части российского бюджета, явились высокие мировые цены на нефть. Можно утверждать, что именно решения 17 августа стали главным фактором оздоровления экономики в 1999 и частично в 2000 г. До кризиса страна жила не по средствам. Ударив по доходам, кризис заставил урезать импорт, сократил спрос, выровнял платежный баланс. Когда рухнула пирамида ГКО, исчез главный канал финансовых вложений, гораздо более выгодный, чем производство. Девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских предприятий. Импорт сократился вдвое, и, соответственно, для отечественных товаропроизводителей «открылся» внутренний рынок минимум на 10-15 млрд долл. Улучшилось финансовое положение предприятий.