Понятие и значение принципов государственной службы РФ

Функции государственной службы в ОВД РФ

Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно- служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отноше­ния, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.

Выделяют следующие общеправовые функции - регуля­ тивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).

Регулятивная функция - обусловленное социальным назна­чением направление правового воздействия, выражающееся в уста­новлении позитивных правил поведения, предоставления субъек­тивных прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права в целях закрепления и содействия развитию отношений, со­ответствующих интересам общества, государства и граждан.

Наиболее характерными элементами осуществления регуля­тивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъективности) граждан; закре­пление и изменение правового статуса граждан; определение ком­петенции государственных органов, в том числе и компетенции должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникно­вение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регу­лирования применительно к конкретным общественным отношени­ям.

Охранительная функция - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, полити­ческих, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному об­ществу.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

во-первых, она характеризует право как особый способ воздей­ствия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридиче­ской ответственности;

во-вторых, она служит информатором для субъектов общест­венных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний:

в-третьих, она является показателем политического и культур­ного общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической сущности. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнивать с правоохранительной деятельностью государства. Если охранитель­ная функция права - это действия самого права, то правоохрани­тельная деятельность государства,

во-первых, является материальной гарантией соблюдения тре­бований права, поскольку это действия специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда, арбитража) по охране права;

во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отно­шению к нему фактора;

в-третьих, охранительная функция направлена на охрану обще­ственных отношений, а правоохранительная деятельность - на ох­рану самого права.

Государственная служба в органах внутренних дел в охранительной функции права направлена на установление и поддержание определенного правого режима в государстве с по­мощью различных законных мер обеспечения.

Обеспечительнаяфункция права нацелена на то, чтобы стоя­щие перед государством задачи, функции в конечном итоге были выполнены. Для этого государство задействует различные органы Министерство внутренних дел России, исходя из своего правового статуса, возглавляет сложную систему органов внутренних дел.

Коммуникативная функция направлена на обеспечение со­циально полезного накопления целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование обществен­ного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования.

Что касается социальных функций права, то они в самом об­щем виде представляют собой комплексное воздействие на сло­жившиеся сферы общественных отношений. Так, экономическая функция права влияет на экономические отношения, т.е. экономи­ческую сферу. Политическая функция права - на политическую сферу. Воспитательная функция права - на духовную сферу. Эко­логическая - на экологическую сферу.

Государственная служба в органах внутренних дел как правовой институт, а в целом и госу­дарственная служба Российской Федерации в области социальных функций права осуществляет реализацию целей и функций госу­дарства применительно к сферам общественных отношений.

В основу формирования государственной службы в органах внутренних дел положено два момента. Первый связан с объектив­ными (практическая реализация функций права и государства), а второй с субъективными (подготовленность к службе, интеллекту­альные способности, соблюдение дисциплины и т.д.) предпосылка­ми становления этой государственной службы. Исходя из предпо­сылок формирования государственной службы в органах внутрен­них дел, сфер ее реализации и содержания трудовых операций можно предположить следующую классификацию функций данной службы: общие, основные и обеспечивающие.

К общим функциям государственной службы в органах внут­ренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд, характерны для системы управленческих взаимоотношений: планирование, предвидение, организация, регулирование, руководство, контроль, координация, учет, информационная.

1) Планирование - эта функция занимает центральное место в механизме государственной деятельности и государственно-служебных отношений. Для ее выполнения от государственных служащих требуется знание объективных законов развития гражданского общества, международного и национального законодательства, а так­же целей, задач, средств достижения планируемого процесса. В этой функции подчеркиваются сроки и способы реализации конкретных программ, в том числе направленных на совершенствование государственно-служебных отношений. Ей присуща разработка общей концепции развития и реформирована не только государственной службы в органах внутренних дел, но государственного управления в сфере защиты прав и свобод чело­века и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения обществен­ной безопасности. Достижение органами внутренних дел намечен­ных целей и выполнение поставленных задач возможно только при научно обоснованном планировании.

2)Предвидение - данная функция отображает будущее со­стояние органов внутренних дел в осуществлении государственного управления и государственной службы этих органов. Она может отображать и изменения, которые могут произойти в данных объектах. Ей свойственно нести и информационный материал о тех событиях, которые могут наступить. Предвидеть - значит давать опе­режающую возможную картину действительности. В предвидении различают три формы: предсказание, прогноз, предположение.

Предсказание- однозначное утверждение о будущем состоя­нии того или иного объекта или наступление какого-либо события.

Прогнозвырабатывается на научной основе и звучит не столь категорично. В нем отражается наиболее вероятное состояние объ­екта или возможность наступления события, однако, допускается, что объект может оказаться и в ином состоянии или прогнозируе­мое событие не произойдет.

Предположение представляет собой описание одного или несколько возможных вариантов (гипотезе) будущего состояния интересующих нас объектов.

3)Организациякак функция предполагает создание упорядоченности в системе управления государственной службой в органах
внутренних дел, осуществление различных мер (на законной основе) по реализации концепций, планов, решений, связанных с госу­дарственно-служебными отношениями, формирование устойчивых
начал в государственной службе, которые могли бы влиять на существенные отношения с целью выполнения поставленных задач перед органами внутренних дел, обеспечение необходимого воз­действия субъекта управления на объект управления, установление на базе принципов государственной службы в органах внутренних дел ее структуры с четким распределением должностных полномо­чий служащих.

4) Регулирование связано с непосредственным осуществлени­ем действий организационного характера в области государствен­ной службы органов внутренних дел, которые влекут установление,
изменение или прекращение государственно-служебных отношений. С той целью допускается использование различных методов,
форм и способов государственного управления и государственной
службы. Эта функция обеспечивает нормальный режим во взаимо­отношениях между различными элементами системы государст­венной службы. Регулирование способствует разработке нормативных актов и различных ре­комендаций по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел.

5 )Информационнаяфункция включает многие моменты, но как правило, они имеют одну направленность, которая связана с обеспечением деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение, связанное с эффек­тивностью управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с управлением. Для осуществления своей управленческой деятельности органы внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотруд­никами: экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую, социологическую, демографическую, эколо­гическую и т.д.

6) Руководство - это функция по установлению общих начал и направлений осуществления государственной службы для органов внутренних дел и государственной службой в органах и подразде­лениях МВД России исходят от стратегии и тактики, общих госу­дарственно-служебных отношений, сложившихся в стране, и усто­явшейся структуры управления в системе органов внутренних дел.

7) Контроль как функция государственной службы в органах внутренних дел проявляется:

а) в оценке фактического состояния этой службы на предмет соответствия (несоответствия) ведомственной базы государствен­но-служебных отношений принятым общим законодательным ак­там, регламентирующим эти отношения в российском обществе;

б) в анализе различных отклонений в ходе исполнения право­вых норм государственной службы в органах внутренних дел с це­лью выработки общих подходов к решению задач, направленных на достижение не только промежуточных, но и конечных результатов в данной области;

в) в выявлении положительного опыта реализации государст­венно-служебных отношении, как на федеральном, так и на регио­нальном уровнях, обеспечивающего эффективность в реализации всех сторон правового статуса сотрудников, для его распростране­ния и подготовки предложений по совершенствованию правовой базы этих отношений.

8) Координация - это функция, с помощью которой достигает­ся согласованность всех кадровых аппаратов внутренних дел раз­личных уровней управления с целью выполнения поставленных за­дач в области государственной службы.

9) Учет как функция - это сбор сведений обо всех сторонах проявления института государственной службы в органах внутрен­них дел путем регистрации, сравнения, обобщения и сопоставления конкретных показателей. Посредством данной функции происходит информирование о состоянии, достижении и выполнение конкрет­ных правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения в этих органах. Эту функцию можно рассматривать как центральную (основную), влияющую на все другие функции госу­дарственной службы с целью их успешной реализации.

Основные функции государственной службы в органах внут­ренних дел способствуют реализации тех направлений деятельно­сти этих органов, которые в пределах своих полномочий осуществ­ляют государственное управление в отведенной им сфере. Положе­ние о Министерстве внутренних дел Российской Федерации огова­ривает более 40 узловых функциональных аспектов своей деятель­ности. В качестве примера можно привести некоторые:

- определение основных направлений по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм соб­ственности, обеспечения общественного порядка, общественной безопасности;

- осуществление анализа состояния правопорядка и преступ­ности и подготовка предложений по усилению борьбы с криминогенными проявлениями;

- организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным де­лам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

- осуществление мер по борьбе с коррупцией, терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств;

- обеспечение охраны важных государственных объектов, осо­бо важных и режимных объектов, имущества юридических и физи­ческих лиц по договорам;

- организация лицензионной деятельности;

- рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жа­лоб граждан, а также публикаций и сообщений средств массовой информации по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Обеспечивающие функции государственной службы в систе­ме МВД России способствуют реализации общих и основных функций.

Среди них можно выделить следующие:

- осуществление мер по обеспечению защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников, обеспечение системы собственной безопасности;

- разработка и реализация федеральных программ кадрового обеспечения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих;

- организация материально-технического, информационного, юридического, финансового обеспечения органов и подразделений МВД России и личного состава;

- создание новых структурных подразделений, проведение реорганизационной работы, перераспределение прав и обязанностей между органами и персоналом;

- формирование новых форм связи и автоматизированного управления.

Понятие и значение принципов государственной службы РФ.

Анализируя принципы государственной службы, необходимо осветить следующие вопросы: 1) понятие принципов государственной службы; 2) законодательное закрепление этих принципов; 3) виды и содержание принципов государственной службы. Современный законодатель не дает определения принципам государственной службы, но перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Следовательно, в настоящее время можно говорить именно о правовых принципах государственной службы. Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные подинституты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государства, государственных органов и государственного управления (последнее понимается здесь в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.

Принципы государственной службы, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы. Например, они отражают такие возникающие внутри государственного управления связи, как: 1) разделение труда; 2) территориальная организация (центральное и региональное управление);.3) отраслевая организация; 4) иерархия организации; 5) разделение полномочий и компетенции между центральными и региональными государственными органами.

Д.Н. Бахрах, подчеркивая нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия[1] , указывает на следующие основные принципы государственной службы, выделяя при этом наиболее общие категории: 1) демократизм (полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества; общедоступность государственной и муниципальной службы; сменяемость служащих как одно из проявлений политической демократии; подотчетность и ответственность служащих), 2) профессионализм (компетентность работника; систематичное, регулярное выполнение функций, операций, служебных отношений; регулярное получение оплаты за свой труд; ответственность за деятельность); 3) социально-правовая защита служащих[2] .

В.М. Манохин под принципами государственной службы понимает требования, которые: 1) обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; 2) распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы 3)охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы[3] . В.М. Манохин отмечает, что анализ принципов государственной службы зависит от различных подходов к пониманию государственной службы: при трактовке ее только как деятельности государственных служащих выделяются одни принципы (равный доступ граждан на государственную службу, их сменяемость и т.д.); если же государственная служба рассматривается как организационно правовой институт в системе государственной организации, то тогда в принципах службы должны найти свое отражение как общие принципы организации и деятельности государства, так и специальные принципы, присущие только институту государственной службы (законность, дисциплина, народность и т.д.)[4] . В общественных науках под принципами обычно понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти). Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость. Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Принципы государственной службы отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Таким образом, формулировка и установление законодателями принципов государственной службы зависят от избранной (функционирующей в стране) модели государственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. С другой стороны, принципы являют собой активное, динамическое начало, ибо они обусловливают устанавливаемую законодателем модель государственной службы. Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в имеющем рамочный характер Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», являются моделью (эталоном) для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы. Каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

Наши рекомендации