Механизм (аппарат) современного российского государства

Механизм Российского государства– это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осу­ществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности:

1) Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формиро­ваться на демократических началах выборности, отчет­ности, подконтрольности, гласности, открытости и до­ступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

2) Законность. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компе­тенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан - важнейшая конституционная обязанность ор­ганов государства. Низкая правовая культура, беззако­ние должностных лиц, работников государственных ор­ганов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

3) Разделение властей. Умелое использование этого прин­ципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной влас­ти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного ме­ханизма.

4) Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства не­ возможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.

5) Федерализм. Этот принцип оказывает большое влия­ние на механизм Российского государства. Ряд общефе­деральных органов (например. Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Фе­дерации. Наряду с общефедеральными создаются и дей­ствуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

6) Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. пер­сонала государственного аппарата, в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государст­ва представляет собой безжизненную абстракцию. Пер­воосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. На практике дилетантизм выражает­ся в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть ре­зультаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Согласно ст. 11 Конституции РФ гос. власть в РФ осуществляет Президент, Фед. Собрание (парламент), Правительство, суды РФ – эти органы образуют верховную часть механизма. Реализуется на основе принципа разделения властей.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными зако­нами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти, представляет Российскую Феде­рацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент обладает широкими полномочиями - пред­ставительскими, правотворческими, управленческими, чрез­вычайными и т. д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны.

Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней полити­ки государства.

По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.

Кроме того, Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированной ответственности за при­нимаемые им решения и их социальные последствия. Он не может переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на свое окружение.

Федеральное Собрание - парламент Российской Фе­дерации - является представительным и законодатель­ным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представи­тельного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной осно­ве, не могут заниматься другой оплачиваемой деятель­ностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты и комиссии, прово­дят по вопросам своего ведения парламентские слуша­ния, принимают постановления. Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но если закон отклонен. Дума может провести повторное голосование и принять его. В при­нятии федеральных конституционных законов участву­ют обе палаты.

По представлению Прези­дента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного судов, назначает на должность и освобождает от долж­ности Генерального прокурора. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и др.

Правительство реализует ис­полнительную власть. По Конституции Правительство России является само­стоятельным государственным органом. Оно обладает законодательной инициативой, формирует и исполняет федеральный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, осуществляет управ­ление федеральной собственностью, единую государст­венную политику в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по­литики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и др.

Правительство состоит из Председателя, его заместителей и министров. Председа­тель назначается Президентом с согласия Государствен­ной Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя. Правитель­ство выполняет свои многочисленные задачи и функции через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. В преде­лах своей компетенции оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Органы правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляет­ся только судом посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбира­тельство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом. Судопроизводство осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным зако­ном, оно ведется с участием присяжных заседателей.

Судебную власть на уровне Федерации осуществля­ют Конституционный и Верховный суды, полномочия и порядок образования и дея­тельности которых устанавливаются федеральным кон­ституционным законом.

Прокуратура Российской Федерации составляет еди­ную централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному проку­рору России. Генеральный прокурор назначается на долж­ность и освобождается от должности Советом Федера­ции по представлению Президента. Он назначает проку­роров субъектов Федерации по согласованию с послед­ними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются фе­деральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституци­онного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государст­венной власти, установленными федеральным законом.

Органы местного самоуправления в механизм госу­дарства не входят, ибо не являются государственными.

Наши рекомендации