Маргинальность и ее роль в жизни общества
Мы неоднократно подчеркивали, что общество как система норм, ролей, статусов, институтов выступает условием человеческого существования. Что же происходит, когда нарушается причастность к этой системе. Давайте познакомимся еще с одним своеобразным фактом человеческого бытия. Это маргинальность. Этим словом обозначают выключение индивида или группы из одной социальной среды и неспособность или нежелание войти в другую. Ситуация или состояние маргинальности предполагает, что связь человека или группы людей с системой социальных норм, ролей, статусов, общественных ценностей нарушена. Таких людей называют маргиналами.
Не надо путать их с низшими классами общества. Последние являются частью общества. Для них существует система ролей и статусов, внутри которой они живут. В обществе они выполняют определенные функции. Маргиналами становятся те, кто не могут приспособиться к существующей социальной среде, или те, для кого у общества не нашлось подходящих ролей и статусов. Не надо также смешивать маргиналов с преступниками. Преступником является тот, кто нарушает соответствующие правовые нормы. Маргиналами становятся те, кто не участвуют в выполнении социальных функций, не сумели к ним приспособиться, не нашли себе в обществе подходящие статусы и роли.
Маргиналы не однородны. Можно выделить категорию людей, выброшенных из какой-либо социальной среды или попавших в какую-то уже сложившуюся социальную систему помимо своей воли. Их принято называть статусными маргиналами. Например, безработные и беженцы.
Но маргинальность может быть результатом активного неприятия существующих социальных отношений или традиций, сложившихся в той или иной области общественной жизни. Люди такого типа - их называют нормативными маргиналами – могут считать свой образ жизни нормальным и не желают его менять (к примеру, те бомжи, которые вполне довольны своей жизнью). Они хотят быть маргиналами.
Но есть люди, которые не удовлетворены существующим состоянием общества и хотят его изменить. Это новаторы в науке, искусстве, да и в любой другой сфере общественной жизни. Как правило, свое сообщество их не принимает, потому что они выдвигают идеи, которые никак не согласуются с общепринятыми представлениями. Таких людей называют культурными маргиналами.
Выключение из социальной среды создает особое психологическое состояние. Это чувство неудовлетворенности. Возникает оно потому, что старые модели поведения уже не обеспечивают нормальной жизни, а новая социальная среда или отторгает пришельца или остается для него какое-то время непривычной. Человек не понимает новых правил игры или не еще умеет ими руководствоваться. Обычно говорят, что люди в таком положении находятся на границе между двумя мирами. Неудовлетворенность вызвана этим состоянием неопределенности своего положения. Неопределенность, в свою очередь, рождает такие психологические состояния, как неуверенность, беспокойство, тревогу, страх, озлобленность.
Неудовлетворенность вызывает определенное социальное поведение. Растет недоверие к сложившимся социальных отношениям, тоска по прошлому, желание быстрых изменений. Становятся частыми случаи нарушения социальных норм. Для тех, кто недавно перешел в новую социальную группу, маргинальность проявляется в повышенном и даже чрезмерном следовании всей сумме предписаний, действующих в этой группе. Такие люди начинают весьма дотошно следовать всем без исключения правилам. Причина такого поведения лежит в боязни, что иначе их как новичков могут не признать своими.
Откуда берутся маргиналы? Как не удивительно, но их порождает само общество. Ведь маргинальность есть только там, где возникли и начинают действовать нормы. Существование социальных норм создает условия для разделения людей на тех, кто им соответствует и кто – нет. Последняя категория людей получает статус маргиналов.
Чем общество динамичнее, чем чаще возникают ситуации, когда людям приходится перемещаться из одной социальной среды в другую. Например, вы попали в среду обитания других социальных групп с иными эталонами поведения: район города, где живут представители другой национальности, вероисповедания, статуса. Это может быть переход в иную социальную среду, например, переезд в другой город, брак с представителем иной веры, национальности, культуры, переход в новую социальную группу и т.д. В результате возникает ситуацияи даже состояние маргинальности. Понятно, что его периодически может испытать каждый человек.
Наконец, достаточно типичны случаи, когда сами люди не способны или не желают войти в сложившуюся социальную среду. Тогда ситуация маргинальности перерастает в маргинальное положение.
Попробуем дать оценку данному явлению и определить его место в жизни общества. Прежде всего, не надо считать маргинальность исключительным, нетипичным и даже отрицательным явлением. Скорее она является симптомом состояния общества. Чем более усложняется социальная структура или общество становится более динамичным, состояние маргинальности становится весьма распространенным. В разной степени его испытывает каждый, поскольку всем приходится часто перемещаться и сталкиваться с представителями разных социальных групп. К тому же современное общество само ориентирует на рост и стремление переходить из одной группы в другую. Поэтому возникновение и усилие состояния маргинальности можно считать своеобразным индикатором способности и готовности общества к изменениям.
Кроме того, мы видим, что маргинальность часто создается самим обществом. Чем жестче оно формулирует систему норм и идеалов, чем меньше выбора предоставляет людям, тем более вероятность возникновения маргиналов. Поэтому маргинальность является показателем наличия проблем в обществе, а многообразие социальных норм, ролей и статусов становится условием ее преодоления.
Наконец, маргинальность даже необходима обществу, которое ориентировано на изменения. Ведь такое общество постоянно нуждается в новых идеях, новых формах жизни, а найти их можно в среде культурных маргиналов.
ВЫВОДЫ
1. В обществе человек ведет себя иначе, чем в межличностных отношениях. Поэтому социальные отношения являются отношениями особыми. Они определяются общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевой системой.
2. Положение человека в обществе принято определять его статусом. Статус предполагает существование шкалы ценностей, степень обладания которыми показывает высоту статуса и наделяет их обладателя совокупностью прав и обязанностей. Причина возникновения статусной системы лежит не только в личных желаниях людей достичь высокого положения и закрепить его, но и в общественном интересе.
3. Обладание статусом или стремление его достичь требуют от каждого человека определенной линии поведения, которая обозначается словом «социальная роль». Исполнение роли предполагает наличие ролевой дистанции, организацию всего своего поведения, умение произвести впечатление и ожидание соответствующей реакции окружающих. Ролевая система выполняет в обществе функции коммуникации, социализации и самореализации.
4. Показателем стабильности и устойчивости общества является наличие системы социальных институтов, которые представляют собой совокупность отношений, регулируемых социальными нормами, выполняющих в обществе функции коммуникации, интеграции и трансляции и обладающих легитимным характером.
5. Выпадение индивида или группы из системы социальных норм порождает ситуацию маргинальности. Маргиналами становятся индивиды или группы, которые по своей воле или из-за особенностей устройства общества не способны или не желают приспособиться к существующей социальной среде.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят особенности социальных отношений?
2. Что такое «ориентированность на других»: стремление быть как все или что-то еще?
3. Зачем нужны статусы?
4. Почему люди в обществе играют роли?
5. Если во взаимоотношениях людей сформировались устойчивые связи, привычки поступать определенным образом, значит ли это, что возникли социальные институты?
6. Откуда берутся маргиналы?
СЛОВАРЬ
Социальный статус – это позиция, которую человек (или группа) занимает в обществе относительно других людей (или групп) и которая определяет его права и обязанности в обществе
Приписанный статус – это статус, которым человек обладает вне зависимости от своих усилий и заслуг (пол, возраст, этническая принадлежность, например)
Достигаемый статус – это статус, который человек приобретает своими усилиями
Социальная роль – это поведение, определяемое статусом, или поведение, которое человек должен осуществлять, если желает быть понятым и принятым обществом
Ролевая дистанция – осознание своего отличия от исполняемых ролей и способность это показать
Социальный институт – комплекс отношений (статусов и ролей) или организаций, которые выполняют в обществе определенные функции и признаны им (носят легитимный характер)
Легитимность – это признанность обществом или государством тех или иных человеческих действий, отношений, объединений
Маргинальность – положение и состояние человека вне сложившейся социальной структуры или утрата места в одной социальной структуре и неспособность (или нежелание) занять место в другой
ТЕСТЫ
(отвечать только «да» и «нет»)
1. Социальными отношения становятся тогда, когда начинает взаимодействовать много людей
2. В обществе люди ведут себя иначе, чем наедине с собой, потому что общество всегда носит принудительный характер по отношению к отдельным людям
3. Социальными отношения становятся, когда начинают строиться на основании общепринятых норм
4. В социальных отношениях люди ориентируются не на собственное мнение, а на мнение других людей, а на соответствие своих действий общезначимым нормам
5. Роль – это совокупность статусов
6. Нельзя играть роль взрослого или пожилого человека, потому что это природные, а не социальные качества людей
7. Люди разыгрывают роли, потому что это обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий
8. Статус - это человек, занимающий высокое или низкое положение в обществе
9. Власть, богатство и престиж - это основные показатели высокого или низкого социального статуса
10. Социальный статус – это идеал, который человек ставит перед собой
11. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее
12. Если окружающие не оказывают внимания, соответствующего занимаемому положению, то определить высоту статуса очень трудно
13. В индустриальном обществе преобладают приписанные статусы, а в в традиционном – достигаемые
14. Статусно-ролевая система возникает только там, где между людьми возникает неравенство, вражда и конфликты
15. В первобытном обществе не существовало статусно-ролевой системы, потому что отношения между людьми были очень просты и направлены на помощь друг другу
16. Социальный институт – это любая группа людей, регулируемая привычками, обычаями и нравами
17. Функция социальных институтов состоит в том, чтобы сделать наше поведение стандартным, поэтому социальные институты душат творческую личность
18. Социальный институт – это высшее учебное заведение
19. Маргиналы – это люди, которых общество выбросило из своих рядов
20. Маргиналы – это представители низших классов общества
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. «Индивид, видя перед собой предмет, скажем в 30 см длиной, постепенно меняет исходную правильную оценку в экспериментальной группе, все члены которой упорно уверяют, что длина предмета не более двадцати см. Следует ли удивляться, что групповые мнения по политическим, этическим или эстетическим вопросам оказывают гораздо большее воздействие…» П. Бергер. Это происходит потому, что
а) нет под рукой линейки или мерки, которой можно подтвердить правильность представлений или опровергнуть неправильные представления
б) человеку просто легче согласиться, чтобы не тратить время на споры
в) человек боится стать чужим в группе
2. Какие действия можно отнести к социальному взаимодействию
а) пошел дождь, и люди открыли зонтики
б) в переполненном автобусе один человек толкнул другого
в) начальник сделал выговор подчиненному за ошибки в работе
3. Социальный статус личности – это
а) совокупность юридических прав и обязанностей человека
б) уважение со стороны жены
в) место человека в системе общественных отношений
4. Место, которое индивид занимает в социальной структуре, обозначается как
а) социальный статус
б) социальная роль
в) социальный институт
г) социальная стратификация
5. Поведение, которое ожидается от человека, когда он занимает определенное место (позицию) в обществе, обозначается как
а) социальный статус
б) социальная роль
в) социальный институт
г) социальная стратификация
д) обладание престижем
6. Социальный статус – это
а) человек, занимающий в обществе высокое положение
б) идеал, к которому должен стремиться любой человек в обществе
в) позиция, которую занимает человек как член общества
7. Женщина, англичанка, 50 лет, член королевской семьи. Эти черты относятся к
а) достигаемому статусу
б) приписанному статусу
8. К достигаемому статусу личности не относится
а) фермер, протестант
б) предприниматель, член либеральной партии
в) мужчина, 30 лет, белорус
г) преподаватель, кандидат физических наук, председатель профсоюзной организации
9. К достигаемому статусу в традиционном обществе относится.
а) крестьянин
б) феодал
в) монах
д) испанец
10. Социальные роли существуют в обществе, прежде всего, потому, что
а) это выгодно господствующим социальным группам
б) люди до сих еще не нашли настоящий естественный способ взаимоотношений друг с другом
в) так легче контролировать поведение людей
г) это единственный способ обеспечить взаимопонимание и взаимосогласованность действий в обществе
д) люди любят создавать привлекательный имидж себя
11. Ролевая дистанция – это
а) способность отделять себя от исполняемых ролей
б) недоверие к исполняемым ролям
в) неумение эффективно выполнять социальные роли
г) нежелание исполнять социальные роли
12. Легитимация – это
а) создание правовых норм, регулирующих те или иные социальные отношения
б) формирование законопослушных граждан
в) признанность обществом тех или иных социальных отношений или объединений
г) действия государственных властей
13. Маргиналы – это, прежде всего
а) представители низших классов
б) люди, покинувшие свою страну
в) люди, оказавшиеся за пределами статусно-ролевой системы
г) люди, лишившиеся средств к существованию
д) люди, нарушившие закон
14. Социальные институты – это
а) любая большая группа людей
б) социальные отношения, характерные для индустриального общества
в) социальные отношения, признанные обществом и выполняющие в нем определенные функции
г) это совокупность норм права, регулирующих те или иные отношения
ЗАДАЧИ
1. Если общество формирует мировоззрение людей, предписывает, как они себя должны вести в нем и наказывает за несоблюдение правил, означает ли это, что общество – это фактически «тюрьма» для личности?
2. «Возможно истинное преступление афериста не в том, что он отнимает у людей деньги, а в том, что он крадет у всех веру, будто манеры и облик, характерные для среднего класса, способны показать только основательные люди из среднего класса, на деле принадлежащие к нему» И. Гофман. Как истолковать эту мысль? О каких особенностях социальной жизни она говорит?
3. Французский антрополог Ф. Боас приводит такой случай из жизни североамериканских индейцев. Один молодой индеец по имени Квесалид не верил в могущество шаманов. Чтобы их разоблачить, он начал бывать у них и обучаться их ремеслу, а затем и сам начал заниматься им практически. Через некоторое время он обнаружил, что больные, для лечения которых он применял шаманские приемы, выздоравливают. В следующий свой приезд Ф. Боас обнаружил, что Квесалид начал верить в то, что не все шаманы являются обманщиками. О каких особенностях социальной жизни говорит этот пример?
4. «Если один из участников игры в карты сознательно и преднамеренно играет наперекор воспринятому им смыслу правил игры, то есть играет «неправильно», он, тем не менее, остается «участником» общества игроков, в отличие от того, кто выходит из игры, совершенно также как вор или убийца, скрывая совершенное им преступление или скрываясь сам, все-таки ориентирует свое поведение на те установления, которые он субъективно сознательно нарушает» М. Вебер. О каких чертах общественной жизни говорит это рассуждение?
5. «Необходимо различать два понятия – престиж и статус. Рейган и Джонсон – президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж» Е. Бергель. А в чем разница?
6. Сравните два этих высказывания. В чем разница? Попробуйте использовать для их анализа знания, приобретенные в данном разделе. Можно ли говорить о том, что эти высказывания характеризуют различные типы общественной жизни? Если можно, то определите – какие?
А) «Таким образом, в культуре приняты три следующие аксиомы: 1) «Все должны бороться за достижение всем доступных одинаково высоких целей», 2) «Сегодняшняя неудача есть нечто иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху», 3) «Настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них» Р. Мертон.
Б) «Тот остается не у дел,
Кто восстает на свой удел,
А твой удел – крестьянский плуг,
Не выпускай его из рук.
Хватает знати без тебя!
Свое сословье не любя,
Ты только попусту грешишь,
Плохой от этого барыш.
Клянусь, что подлинная знать
Тебя лишь может осмеять»
7. «Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем «цивилизованный» человек в обычном смысле слова. И совсем не всегда действия «цивилизованного» человека субъективно носят более рациональный характер» М. Вебер. Но, тем не менее, слово «рациональный» употребляют для характеристики не первобытных, а современных обществ. А почему?
8. «Сказать «я мужчина» – значит, сделать такую же заявку на роль, как если заявить «я полковник американской армии» П. Бергер. Как понять это высказывание? Разве быть мужчиной или женщиной – это не природное качество человека?
9. «Однажды, когда я был еще молодым, я возвращался на большом лайнере из Буэнос-Айреса в Испанию. Среди моих попутчиц было несколько североамериканок в полном расцвете молодости и красоты. …Я разговаривал с ними так, как любой мужчина разговаривает с цветущей молодой женщиной… И американка сказала мне буквально следующее: «Я настаиваю, чтобы вы говорили со мной как с человеком». Мне оставалось лишь ответить: «Сеньора, я не знаю, кого именно вы называете «человеком». Для меня существуют только женщины и мужчины» Х. Ортега-и-Гассет. Как вы поняли, в чем состоит проблема?
10. «Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор высказывания? Что, для того, чтобы узнать, кто я есть, нужно изучить курс обществознания?
11. «Офицер может быть офицером только там, где другие соглашаются признать его таковым». П. Бергер. Как это понять?
12. Означает ли ролевая теория общества, что в нем «все только и делают, что плетут интриги и заговоры и вовсю рядятся в личины, чтобы одурачить других» (П. Бергер)? А какие задачи выполняет представление об обществе как совокупности ролей?
13. «Брак – это не инстинкт, а институт. Хотя то, как он направляет поведение в определенное русло весьма сходно с действием инстинктов» П. Бергер. Какую мысль хотел выразить автор?
14. Как вы думаете, религия в обществе является социальным институтом? Что нужно, чтобы религия стала социальным институтом? Можно ли привести примеры, когда религия не являлась социальным институтом?
15. В коллективе выработалась привычка все праздники отмечать коллективно. Как вы думаете можно ли считать, что эта привычка приобрела характер социального института? Что для этого нужно?
16. Благодаря удачному браку, человек попал в высший цвет общества и изо всех сил старается следовать нравам этого общества. Как вы думаете, можно ли его считать маргиналом и по каким признакам?
17. Как вы думаете, рабы были маргиналами или нет?
2.5. Социальная структура общества
2.5.1. Понятие социальной структуры
2.5.2. Социальная стратификация общества
2.5.3. Понятие социального неравенства. Виды социального неравенства
2.5.4. Причины возникновения и существования социального неравенства
2.5.5. Роль социального неравенства в жизни современного общества
Цели и задачи темы
1. Сформировать понятие социальной структуры.
2. Показать в чем особенности социальной стратификации как наиболее существенного вида социальной структуры.
3. Дать представление о социальном неравенстве как сложном явлении, выявив виды социального неравенства и причины его возникновения и существования.
4. Дать представление об особенностях функций социального неравенства в современных индустриальных обществах.