Морфология публицистического стиля

Специфика морфологического строя.Среди словообразовательных моделей известной продуктивностью отличаются отдельные типы отвлеченных существительныхс суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие. Многие из них используются в том случае, когда публицистика выполняет информационную функцию:личность, сотрудничество, управление, доверие. Другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку, связаны с функцией воздействия: преданность, непримиримость, братство (эти типы продуктивны и в научном стиле).

Часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия: межпартийный, межконтинентальный, всеобщий, сверхмощный и т. п.

Активно используются интернациональныесловообразовательные суффиксы(-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки(анти-, гипер-, дез-, пост-,): изоляция, агентура, расист, диверсант, антифашист, контрмеры, прозападный, архиреакционный, трансъевропейский и т. п. Обычно это слова общественно-политического характера.

Распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксамитипа -щина, -ичать ультра-: бытовщина, важничать, ультраправый, а также слова, образованные путем сложения:общественно-политический, социально-экономический и др.

Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский, повсеместный, добрососедский, многосторонний и др. В целях экономии речевых средств здесь применяются и аббревиатуры (ГКЧП, АО, СНГ) и сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (эксклюзивный).

Распространена субстантивация прилагательныхи причастий, особенно в заголовках: «Лучшим, достойным отдадим свои голоса», «Правые готовятся к атакам».

Синтаксис публицистического стиля

Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно– и обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки,а такжезачины текстов.Они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина текста во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию.

Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, например, книжных черт больше, чем в жанре «раздумий», возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи.

Язык СМИ

Как писать заявление?

Этот вид документов состоит из следующих реквизитов:

1. Наименование адресата.

2. Наименование адресанта (заявителя).

3. Наименование документа.

4. Формулировка просьбы (жалобы, предложения) с краткой, но исчерпывающей аргументацией (если нужно).

5. Дата.

6. Подпись.

Схема расположения реквизитов заявления:

  1___________ 2___________ ___________   ____3____ __________4_________________________ ____ ____5_________________6_____________

Пример

Начальнику отдела кадров Т. М. Николаевой от Костяевой Татьяны Владимировны Заявление 27.09.2007 Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. работала в Научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела (НИИДАД) инспектором по учету и регистрации корреспонденции. Приложение: 1) личный листок по учету кадров; 2) трудовая книжка; 3) копия диплома; 4) две фотографии. (Подпись)

Слово заявление пишется с прописной или со строчной буквы?
Ставится ли точка после слова заявление?
Как правильно: заявление Иванова или заявление от Иванова?

Слово заявление – это заголовок документа. По общим правилам:

· Весь заголовок может быть написан прописными буквами (обыкновенно, если текст заявления набран на компьютере или написан на заготовленном бланке: ПРИКАЗ; ЗАЯВЛЕНИЕ) – после заголовка в этом случае точка не ставится.

Председателю домового комитета Иванову Петру Сидоровичу от жильца квартиры № 5 Петрова Сидора Ивановича ЗАЯВЛЕНИЕ

· Только первая буква заголовка прописная (обыкновенно в рукописных заявлениях: Приказ; Заявление) – точка в этом случае также не нужна.

Председателю домового комитета Иванову Петру Сидоровичу от жильца квартиры № 5 Петрова Сидора Ивановича Заявление

· Допускается, но считается устаревающим такой способ оформления (с точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы).

Председателю домового комитета Иванову Петру Сидоровичу от жильца квартиры № 5 Петрова Сидора Ивановича заявление.

При таком оформлении «шапка» заявления представляет собой синтаксическое единство – предложение: такому-то (от) такого-то заявление (и точка в конце предложения, соответственно, нужна).

Предлог «от» в шапке заявления можно пропустить.

Итак, допустимы варианты:

· тому-то от такого-то... Заявление

· тому-то от такого-то... ЗАЯВЛЕНИЕ

· тому-то от такого-то... заявление.

· тому-то такого-то... Заявление

· тому-то такого-то... ЗАЯВЛЕНИЕ

· тому-то такого-то... заявление.

Язык рекламы

Наши рекомендации