Христианские основы патриархальной семьи эпохи «домостроя»
Догматы господствующей религии накладывают отпечаток на ход социальных процессов, в частности подобное влияние испытывают непосредственно социальные группы, общности и социальные институты. Особое место среде них занимает семья, поскольку она выступает транслятором между личностью и обществом. Модель семьи того или иного исторического периода во многом зависит от системы мировоззрения присущей конкретной эпохе. Религиозный фактор является довольно значимым в процессе формирования мировоззренческой системы. В зависимости от характера и степени взаимовлияния церкви и государства в обществе закрепляются определенные нормы функционирования семейно-брачных отношений.
Христианская модель семьи возникла в период XII – XIV веков и изменила отношения между супругами, а также другими членами семьи. Основной формой семейно-брачных отношений выступала моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак; одной из важнейших характеристик традиционной патриархальной семьи являлось единство брачного, сексуального и репродуктивного поведения.
Патриархальная семья рассматривалась в качестве первого типа семьи и социального объекта, в котором нашли своё отражение мировоззренческие концепты того периода времени. Отсутствие законодательно-правового и экономического регулирования общественных процессов адекватное уровню социально-экономического развития общества, было компенсировано наличием других социальных регуляторов в виде религиозных, моральных и нравственных.
Регулирование семейно-брачных отношений стало основываться на нормах обычного права, которые были отражены в литературном памятнике рассматриваемого периода – «Домострое». В «Домострое» были отражены правила обыденной жизни людей. Семья выступала в качестве микромодели общества, и социальные связи между членами каждой семьи – с одной стороны, и семьёй и обществом – с другой, полагалось выстраивать по образу и подобию социальных связей и отношений в государстве.
«Домострой» – одно из важнейших произведений древнерусской литературы, в процессе своего формирования он являлся порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Это не просто «экономия» (таково точное значение кальки слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома – опять-таки одновременно и государства, и города, и имения, и семьи.
Идеал дома в «Домострое» во многом сближается с идеалом монастырской жизни. «Это обрядник всего, что делать и как жить»,- заметил уже первый исследователь «Домостроя» И.П. Сахаров. Домострой изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти». «Домострой» учит «жить чисто, соблюдать порядок, быть гостеприимным, милосердным, блюсти взаимное уважение». Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов – тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени. В этом социально-философском произведении предпринята попытка регламентировать то, что до того времени обладало известными степенями свободы: личные отношения человека с близкими ему людьми. Регламентация освещалась верховной властью Бога, шла сверху вниз, начиная с государя, постепенно изливаясь на сокровенные стороны человеческой жизни, подчиняя их себе.
В патриархальной семье действовал принцип общинности, каждый член семьи знал свои обязанности и должен был выполнять их, домашнее хозяйство велось сообща, и человек чувствовал свою значимость в ходе этого процесса. Благодаря этому принципу на той стадии развития семьи не было столь выраженного отчуждения между членами семьи, которое появляется в более поздний период.
В своем личном «государстве» домохозяин, как носитель духовного чина, т.е. порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Изначально экономическая, репродуктивная функция и функция социализации имели преимущественное значение и подкреплялись творческой функцией, реализуемой посредством трудовой совместной деятельности членов семьи.
При всей полноте власти отца семейства оно может существовать только при наличии хозяйки, матери. В «Домострое» женщина поставлена на видное место, ее деятельность обширна. По мнению И.Е. Забелина, нет оснований упрекать «Домострой» в жестокости к женщине, поскольку «у него нет приличных невинных удовольствий, которые бы он мог предложить ей, и потому он принужден отказать ей во всяком удовольствии, принужден требовать, чтобы она не имела ни минуты свободной, которая может породить в ней желание удовольствия неприличного».
Идея женского равноправия рождалась в границах семьи и основывалась на разделении труда между супругами. Чтобы вооружить женщину гражданской равноправностью, необходимо было для начала развить семейное согласие между супругами, – во всяком случае, после языческого многоженства (точнее – двоеженства) и взамен свойственных прежнему обществу похищений (умыканий) невест. Исторически это было явление положительное. На роль семьи в постепенном развитии женского социального равенства указывают и историки западноевропейского средневековья (например, Ф. Гизо). Средневековое общество как социально целостное образование в современном понимании во многом напоминало родство, т.е. семью в широком смысле слова. Роль женщины здесь исключительно важна, поскольку для большинства – для младших членов коллектива она – мать. В Домострое женщина – хозяйка дома в иерархии семейных отношений занимает свое особое место. Права и обязанности хозяина и хозяйки находятся как бы в дополнительном распределении, почти не пересекаясь, а это определяет и ранг хозяйки в частной жизни дома. Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества, он оставался при другом (отцовском) «доме». Рассматривая по разным источникам отношения государя и государыни дома, И.Е. Забелин решился распределить их функции по известной правовой формуле средневековья: «слово и дело». Последнее слово всегда остается за государем, но делом в доме занимается государыня, так что многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум – качества, безусловно, мужские».
Другое дело – идеальные качества, которые требовал от женщины Домострой. В отличие от мужчины (он должен быть строг, справедлив и честен), от женщины требовались чистота и послушание: «…жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу». Такая специализация нравственного чувства также понятна в эпоху патриархального общества; в полной мере действует правило, упоминаемое еще Вл. Мономахом: «Любите жену свою, но не дайте ей над собою власти». Таков был идеал физической силы, которая определяла сильнейшего в социальном общении.
Что же касается воспитания детей, то по этому поводу в Домострое содержатся самые жесткие предписания. До конца XVII века жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь или достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты. Это объясняется тем, что в средневековом обществе одним из столпов, на которых держалась семья, выступало право наследования имущества, определившее статусную функцию семьи.
Рукой домовладыки, отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, но идея неотвратимости наказания за проступок, порок, или за самое страшное преступление – лень и безделье. Воля старшего определялась правом вооружиться розгой, а семейное начало воспитывало все последующие этапы в социальном бытии и общественном развитии человека.
Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», так или иначе, исполняло две первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, то есть вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальными ролями и ценностными ориентациями, то есть формировало характер, создавая личность как воплощение определенного социального типа. Что же касается дальнейшего, т.е. человека как субъекта деятельности, отношение средневекового воспитания к творческим возможностям человека (т. е. соединению сознания и деятельности в высшем синтезе различных его свойств) было отрицательным. В конечном счете, это и предопределило конец подобной педагогики, не достигавшей необходимого уровня интеллектуального образования.
Судя по сведениям «Домостроя», можно прийти к выводу о том, что семья являлась основой социального уклада, что придавало ей значимый статус.
Мировоззрение носило непосредственный характер влияния на семью, поскольку ещё не было официально зафиксированных правовых норм регулирования семейно-брачных отношений. Это влияние осуществлялось посредством моральных и нравственных идеологем, определявших систему ценностей, господствующих в обществе. Одной из этих ценностей являлся труд, возможность реализации которого была закреплена в принадлежности человека к семье, как социальному институту, осуществляемому ряд функций, в том числе и творческую. Вовлечённость личности в процесс труда в семье, носивший коллективное значение, подчёркивала её статус как в семье так и в обществе и являлось фактически единственной возможность для самореализации. Трудовая деятельность в семье носила обязательный характер, благодаря чему в этот период существования семьи влияние отчуждения было малозаметным. Его присутствие в семье можно отметить лишь во взаимоотношениях между супругами, причём оно не имело сколько-нибудь значимого проявления и воздействия на функционирование семьи в целом.
Христианское мировоззрение было отображено в «Домострое», именно этот литературный памятник являлся негласным регулятором семейно-брачных отношений, согласно его предписаниям строились отношения между мужем и женой, родителями и детьми и функционирование семьи как социального института и малой социальной группы. Философский анализ «Домостроя» позволяет сделать вывод о высокой степени влияния религиозного фактора на жизнь человека в средневековый период.