Дееспособность - закрепленная норами права способность субъекта права самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять свои юридические права и обязанности
Деликтоспособностъ - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократический режим - система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Денонсация– прекращение действия международного договора в силу решения высшего органа государства и его главы.
Диспозиция– часть правовой нормы, формулирующая собственно правило поведения, заложенное в правовой норме. По степени сложности, как и гипотезы, различают простую, сложную и альтернативную диспозиции.
Диспозитивный метод правового регулирования— способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, координацией, основанный на дозволениях.
Договор нормативный - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Дуалистическая монархия - разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической систем данного общества.
Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Единоначалие создает возможность принимать более оперативно решения.
Естественное право— совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Закон –в широкомсмысле все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле Закон – нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законодательная власть– в соответствии с теорией разделения властей, одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать законы, принимать бюджет и финансовые законы.
Законность - система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно.
Запрет - способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.
Иерархия –расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Империя– насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого - император, царь, король и т.п.
Импичмент - процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.
Имплементация (международного права) – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне; Осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В РФ в соответствии со ст.15 ч.4 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ является составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Императивный метод правового регулирования— способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
Индивидуально-правовой акт – разновидность правового акта, представляющего собой результат, оформление решения в ходе применения права. И.П.А. не содержит норм права, он издается по конкретным вопросам, в отношении
Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Институт права – внутри отрасли права группа юридических норм, объединенных определенной общностью признаков регулируемых ими вида однородных общественных отношений. Различают:
а) отраслевые (простые) институты права – содержат нормы, регулирующие вид однородных общественных отношений в рамках одной отрасли права;
б) межотраслевые (сложные) институты права – содержат нормы, относящиеся к нескольким отраслям права (например, институт конфискации отражен в гражданском, уголовном, административном праве).
Исполнительная власть - назначаемые либо выбираемые исполнительно - распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Использование права - форма его реализации, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага.
Исполнение права - форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
Казус - случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.;
Кворум - установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
Конституция - основной закон государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
Конституционное право – отрасль права, закрепляющая и регулирующая принципы организации и порядок функционирования институтов государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством.
Конституционный строй – это строй, основанный на принципах народовластия, разделения властей, признания прав и свобод человека высшей ценностью общества.
Конституционно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов конституционного права, имеющее нормативное значение.
Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.).
Конституционно-правовой обычай – сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права.
Конституционно-правовой прецедент – решение Конституционного Суда, вынесенное по конкретному делу, получившее впоследствии обязательное значение.
Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное правонарушение – виновное нарушение норм конституционного права, ущемление интересов адресатов этих норм.
Конституционные законы – это те законы, издание которых прямо предусмотрено в конституции.
Принципы конституционного права – исходные, основополагающие юридические положения, имеющие общерегулятивное значение.
Легальность власти - юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Лицо физическое – индивид, обладающий волей, рассматривается в качестве субъекта права.
Лицо юридическое – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Лоббизм - форма воздействия "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур.
Механизм государства– это система специальных органов и учреждений, предназначенных для осуществления государственно-властных полномочий. Система эта включает как собственно органы, наделенные властными полномочиями, так и материальные придатки государственной власти (тюрьмы, репрессивный аппарат и др.).
Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть не избирается и не назначается, а передается по наследству и осуществляется бессрочно.
Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.
Мотив поведения - внутреннее побуждение лица совершить какое-либо деяние, причина поступка.
Народовластие – признание народа единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Непосредственная демократия – осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления (референдум, выборы).
Наказание –кара за совершенное правонарушение, имеющая целью исправление и перевоспитание правонарушителя в духе точного исполнения законов, уважения к правилам общественного поведения, а также предупреждение совершения новых преступлений, как правонарушителями, так и иными лицами.
Неосторожность - форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.
Норма права – общеобязательное, формальное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой.
Объект права – определенное общественное отношение, подвергаемое правовому регулированию.
Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силы не имеет. Предание закону обратной силы возможно, если об этом говорится в самом законе, либо если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Общество - совокупность индивидов, наделенных волей и сознание, объединенных общими интересами.
Обычай– устойчивое правило поведения, исполняемое в силу привычки. Обычай складывается вследствие фактического его применения в течение длительного времени. Обычай – это наиболее распространенная форма регулирования поведения в догосударственном обществе.
Объект правоотношения - то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
Объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности.
Общественные организации –добровольные объединения, создаваемые гражданами, способствующие развитию и удовлетворению их многообразных позитивных интересов.
Отрасль права– совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим специфическим методом. Отрасль права – основное подразделение права. Среди отраслей права фундаментальными являются государственное и административное, гражданское и уголовное, гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право.
Парламент– общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции.
Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой лишь государства, но не исполнительной власти.
Подотрасль права – это совокупность юридических норм, образуемых родственными институтами одной и той же отрасли права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательственное право как подотрасль гражданского права включает правовые институты купли-продажи, мены, подряда и т.п.
Политическая система (юридическое понимание)– совокупность государственных и общественных организаций, институтов непосредственной демократии, позволяющих народу выражать свою волю при осуществлении политической власти. Особое место в политической системе общества принадлежит государству.
Политические партии – форма организации общества, как правило организованные группы единомышленников, представляющие собой интересы определенных частей народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участие в ее осуществлении. Деятельность политических партий должна осуществляться в точном соответствии с законом.
Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Полномочие - комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии с занимаемой должностью и необходимый для разрешения какого-либо вопроса.
Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Правительство– высший исполнительно-распорядительный орган власти государства.
Правовая идеология – совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые концептуально, в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
Правовое воспитание – активная деятельность государства (в лице его органов), общественных организаций, частных лиц (преподавателей, ученых) по привитию населению уважения к праву, веры в его справедливость и необходимость.
Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.
Правовое отношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношение – это индивидуализированное отношение, т.е. отношение между отдельными субъектами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и необходимого поведения.
Правовой статус - есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.
Правомерное поведение– поведение людей, соответствующее предписаниям правовых норм.
Правомочие- предусмотренная правом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.
Правонарушение – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам личности, общества и государства, за которое предусмотрена юридическая ответственность. По степени общественной опасности различают следующие виды правонарушений: преступления (см.) и проступки (см.).
Правоспособность– это закрепленная правовыми нормами способность субъекта права иметь юридические права и нести юридические обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью. Правоспособность порождается объективным правом, а не является естественным свойством человека.
Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Преамбула конституции – ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения основного закона.
Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов – круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти федерации и ее субъектов правомочны осуществлять.
Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации – круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и субъектов.
Предметы совместного ведения – закрепленный в Конституции Российской Федерации круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти федерации и ее субъектов.
Принципы федеративного устройства РФ – закрепленные в федеральной Конституции исходные базовые, основополагающие принципы образования и функционирования российской федеративной государственности.
Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред, охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения ущерба.
Признаки государства – специфические черты государства, отличающие его от других форм организации общества, в первую очередь от социальной власти родового строя это:
- территориальное деление населения;
- наличие публичной власти (аппарата управления и принуждения);
- наличие системы взимания налогов и сборов с населения;
- суверенитет государственной власти;
- издание общеобязательных правил поведения (право).
Признаки права – существенные характеристики права, отличающие его от иных социальных норм (морали, религии и др.). К ним относятся:
- социальность;
- общеобязательность;
- формальная определенность;
- нормативность;
- системность;
- неперсонофицированность и т.д.;
Признаки правонарушения – сущностные характеристики правонарушения. К ним относятся:
а) деяние (действие или бездействие);
б) виновность – психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению;
в) противоправность - правонарушение есть действие попирающее, нарушающее право;
г) общественная вредность – проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с ущемлением публичных или частных интересов;
д) причинная связь между деянием и вредным результатом;
е) юридическая ответственность – правонарушение влечет наказание на основе санкций норм права.
Применение права – форма реализации права, обладающая особым значением, заключающаяся во властноорганизующей деятельности компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм. Различают этапы применения права:
1. установление фактических обстоятельств дела;
2. установление юридической основы дела;
3. принятие решения (разрешение дела);
4. вынесение акта применения права.
Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ: а) надзор за исполнением действующих на территории законов; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями , установленными уголовно-процессуальным законодательством; в)координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. П.РФ выполняет и иные функции установленные федеральными законами.
Проступок – противоправное поведение, влекущее по действующему законодательству дисциплинарную либо административную ответственность. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред проступки подразделяются на гражданские, дисциплинарные, административные.
Прямое действие конституции – свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы.
Разделение властей– принцип организации государственной власти, воспетый еще Аристотелем. Однако наиболее последовательным разработчиком принципа явился Шарль Луи Монтескье. Разделение властей заключается в организации 3-х независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, создании системы сдержек и противовесов. Разделение властей предотвращает узурпацию власти одним лицом или группой лиц, делает государственную власть подконтрольной обществу. Впервые наиболее полно принцип разделения властей был реализован в Конституции США 1787 г. американскими конституционалистами Гамильтоном, Мэдисоном и др.
Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права, претворение норм в общественную практику. Различают следующие формы реализации права:
а) использование права;
б) соблюдение права;
в) исполнение права;
г) применение права.
Санкция– элемент нормы права, указывающий на последствия (негативные либо позитивные) для субъекта реализующего диспозицию правовой нормы.
Семейное право– (брачно-семейное) отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие в силу брака, рождения детей, родства, допускаемых законом форм принятия детей на воспитание в условиях семьи.
Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Событие - такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от сознания и воли людей (см. Юридический факт)
Социальные нормы (правила человеческого общения) – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Различают следующие основные виды социальных норм:
1) нормы права;
2) нормы морали;
3) нормы религии;
4) корпоративные нормы;
5) обычаи и т.д.;
Способы толкования – это приемы, которые основаны на данных определенной отрасли знаний и используются при раскрытии содержания юридических норм в целях их практической реализации.
Субъект права – лицо (физическое или юридическое), обладающее в соответствии с нормами права способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).
Суверенитет– означает верховенство и независимость власти. Различают:
1. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.
2. Национальный суверенитет – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, обеспечивающими реальное участие народа делами общества и государства. Первоначально теория суверенитета зародилась в средние века как учение, пытающееся обосновать независимость европейских монархов от папского (католического) и императорского всевластия. В соответствии с этим учением монарх объявлялся сувереном и обладал властью самостоятельного управления своим государством и церковью без согласования с главой римской католической церкви и императором Священной римской империи германской нации.
Теории происхождения государства– определенные системы идей, взглядов относительно возникновения и сущности государства. Выделяются:
1. современная материалистическая;
2. классовая материалистическая (марксистско-ленинская);
3. теологическая (божественная);
4. патриархальная;
5. договорная;
6. ирригационная;
7. теория насилия и т.д.
Теории происхождения права – определенные системы идей, взглядов относительно возникновения и сущности права. Выделяются:
1) современная материалистическая теория;
2) договорная (естественно-правовая) теория;
3) теологическая (божественная) теория;
4) марксистская теория;
5) теория исторической школы права и т.д.
Трудовое право– отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности. Трудовое право регулирует вопросы, связанные с отношениями работников и работодателей; работников и администрации по поводу заработной платы, условий труда, охраны труда; отношения по разрешению трудовых споров и др.
Толкование правовых норм – это деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормативных правовых предписаний в целях их практической реализации.
Толкование служит правильному и единообразному пониманию и применению права.
Умысел– форма вины, существующая в двух видах:
а) прямой умысел – при котором лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения и желает их наступления;
б) косвенный умысел – при котором лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения и сознательно допускает их наступление.
Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
Устав– установленный государством, либо общественной организацией свод правил, регулирующий:
1) деятельность определенных организаций, их взаимоотношений с другими организациями и гражданами (Устав железных дорог СССР);
2) деятельность различных организаций и граждан, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности (уставы о дисциплине работников ж/д транспорта и т.д.);
3) организационно определенные сферы деятельности Вооруженных сил РФ (Строевой Устав и т.д.). Общие Уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти и управления. Уставы определенных организаций утверждаются их учредителями, собственниками имущества, собранием акционеров и т.д.
Фактический состав - совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных правовых последствий.
Федеративное государство - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).
Физическое лицо - индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Финансовое право – отрасль прав, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Форма государства - способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.
Формы права –способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права.
Форма правления – организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структура, компетенция, порядок образования этих органов, деятельности по осуществлению их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании.
Форма государственного режима – совокупность приемов и способов государственного руководства.
Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.
Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.
Эксперт– (опытный – лат.) в праве лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, судом или иными компетентными органами для проведения экспертизы.
Экстерриториальность– особое юридическое преимущество (неприкосновенности личности и жилища, неподсудности местным судам по уголовным и гражданским делам, освобождение от повинности и налогов и др.), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представительствам.
Эффективность права - соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
Юридическая коллизия– противоречия между правовым актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сходных дел.
Юридическая обязанность – предусмотренная нормами объективного права и охраняемая государством необходимость должного поведения субъекта права (участника правовых отношений) в интересах управомоченного субъекта.
Юридическая ответственность – предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которое состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного или организационного характера.
Юридический состав правонарушения – выработанная юридической доктриной и практикой совокупность элементов объективного и субъективного характера, отсутствие хотя бы одного из которых не позволяет считать деяние (действие или бездействие) правонарушением. К таким элементам относят:
1. Объект правонарушения – общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.
2. Объективная сторона правонарушения – противоправное деяние, выраженное вовне (действие или бездействие).
3. Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение.
4. Субъективная сторона правонарушения (вина) – внутреннее психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию (действию или бездействию).
Юридический факт – предусмотренные в законе обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений.