Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания
Особенности современного этапа развития белорусского общества.
Современный этап истории белорусской государственности нач. с 90-х годов XX века и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату – 27 июля 1990 г. Именно в этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. С этого времени в истории идеологии белорусского государства начинают объективно складываться две взаимосвязанные возможности – варианты ее дальнейшего развития: вариант, связанный со строительством независимого самостоятельного государства и формированием ИБГ и вариант, связанный с вхождением Беларуси в новые союзы с бывшими республиками СССР, прежде всего строительством союзного государства с Российской Федерацией и формированием идеологии единого союзного государства.
Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с Российской Федерацией.
Не раскрывая всего богатства идеологии современного белорусского государства, перечислили лишь некоторые его идеологические константы. Многие из них представлены в Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. В ней всесторонне обоснована мысль о том, что ядром идеологии современного белорусского государства должна стать система ценностей, традиционно сложившаяся в рамках исторического опыта белорусского народа.
Другим источником вычленения идеологических констант белорусского государства должно быть осмысление практики, проведение современных рыночных преобразований.
Еще одним источником вычленения идеологии белорусского государства может стать понимание того обстоятельства, что возможности выхода из духовного кризиса тесно связаны с утверждением традиционных и новых норм нравственности на уровне общества в целом.
Важным источником формирования современной идеологии белорусского государства являются политические документы, в частности программные выступления первого президента РБ – А.Г.Лукашенко.
Одной из важнейших сфер национальных интересов в современную эпоху глобализации становится защита духовной безопасности.
Изучая ИБГ, нельзя также забывать о том, что мы живем в уходящую в забвение эпоху постмодернизма.
Исторический опыт Беларуси показывает, что в тяжелых кризисных ситуациях народ спасается благодаря своей вере.
Белорусы по праву гордятся такими своими национальными чертами, как: трудолюбие, веротерпимость, совестливость, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, готовность прийти на помощь, толерантность и «памяркоунасць».
Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
Предмет курса
любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
1) теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;
2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;
4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.
Способ взаимодействия элементов системы показывает, что, если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.
Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть. Политическая идеология должна овладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, сформировать позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать данный курс.
Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного «мы», создавая определенную степень сплоченности и относительной гомогенности общества. Идеология стимулирует солидарность и служит идейной основой разработки политических программ.
С этим связана и конструктивная функция политической идеологии.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.
Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии государства, включающая в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосударственных коммуникаций и восприятия социальной реальности.
Политическая идеология выполняет и нормативную функцию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом. В идеологии фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и эмоциональную компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная функция дает ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, которая дает гарантии защиты.
Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.
А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.
К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.
Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.
К, Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.
Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.
Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.