Кривая трансформации или производственных возможностей человека
Итак, нами рассмотрено основное положение экономической теории, гласящее, что определяющее влияние на выбор между относительно редкими товарами оказывает ограниченность совокупных ресурсов. Использование простейших арифметических примеров и графических диаграмм убедительно его подтверждает. Для тех, кто занимается экономической теорией, известна роль важных наглядных пособий, облегчающих усвоение многих ее разделов и представленных в виде диаграмм и графиков. Ваш труд будет вознагражден в будущем, если с самого начала вы сумеете уделить им внимание и понять их.
Итак, возьмем хозяйство с определенной численностью занятых в нем работников, располагающих определенной суммой технологических знаний, определенным количеством фабрик и орудий труда, владеющих землей, имеющих свою долю гидроэнергии и природных богатств. Решая задачу, что и как производить, это хозяйство рассматривает целесообразность в производстве самых различных товаров распределения между ними имеющихся в его распоряжении ресурсов. Например, сколько земли отвести под пастбище и сколько засеять пшеницей? На каких фабриках наладить производство шпилек для волос? И какое количество квалифицированного труда может быть занято на машиностроительных предприятиях?
Несомненна сложность подобных проблем как при принятии какого-либо решения, так и при их обсуждении. В этой связи и требуется поставить вопрос в более простом виде. Допустим, что мы ограничиваем наше производство лишь двумя экономическими благами (видами экономических благ). Широко известен в этой связи пример производства пушек и масла. То есть речь идет о традиционном выборе между военным и гражданским производством. В то же время подобный ход универсален. Так, при увеличении по решению правительства ресурсов, выделяемых на строительство общественных дорог, уменьшается их объем для частных строек, увеличение потребления продо-
вольствия ведет к уменьшению производства одежды, вообще увеличение потребления обществом приводит к сокращению производства машин и товаров производственного назначения, что, в свою очередь, в перспективе приведет к сокращению производства потребительских товаров.
Однако возьмем наш пример с пушками и маслом. Итак, допустим, что на производство масла (гражданских товаров) направлены все ресурсы. В то же время масло можно производить до какого-то максимального количества в год, так как это зависит от количества и качества ресурсов, эффективности применяемой в хозяйстве технологии. Итак, максимальное количество масла в нашем примере — это 5 млн. фунтов. Большее невозможно из-за ресурсов и уровня технологии.
Другой крайностью могло бы стать использование для производства пушек всех 100% имеющихся ресурсов. При этом максимально можно было бы выпустить15 тысяч пушек определенного образца.
Безусловно, при наличии других вариантов данный пример выглядит крайностью по своему содержанию. То есть при сокращении некоторого количества изготовляемого масла появляется возможность сделать также и некоторое количество пушек. В табл. 2-1 и показаны две крайности — А и F, где А — это исключительное использование всех ресурсов для производства масла, а F — для их направления в военную отрасль. Точки Е, D, С, В показывают данные о возрастающем производстве масла вместо пушек. Таким образом, масло как бы “трансформируется”, разумеется не буквально, а как показатель переброски ресурсов от одного вида продукции к другому, в пушки.
Гораздо нагляднее эти варианты производства возможно проиллюстрировать графиком производственных возможностей или производственной трансформации, в котором на горизонтальной оси откладывается количество масла, по вертикальной — количество пушек (см. рис. 2).
В результате мы можем от цифровой таблицы перейти непосредственно к графику. Для этого отложим 5 единиц масла вправо и 0 пушек по вертикали, в результате чего получаем точку Е. Откладывая 0 единиц масла вправо и 15 пушек вверх, отмечаем точку А.
Возможно, используя меньшие, нежели миллионы и тысячи единиц измерения, заполнить все промежутки между нанесенными на графике точками и получить, соединив их, кривую производственных возможностей (рис. 3).
Таблица 2-1. Полное использование ограниченных ресурсов означает, что общество должно выбирать: производить ли ему больше маслаили больше пушек
Возможности | Пушки, тыс. штук | Масло, млн. фунтов |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F |
Альтернативные возможности производства масла и пушек. Экономические ресурсы возможно направить на выпуск пушек вместо масла.
Из всех приведенных ниже рисунков можно вывести следующее существенное обстоятельство:
Для производства одного товара экономика полной занятости всегда вынуждена поступиться производством другого товара. Разумеется, здесь содержится возможность перевода некоторых ресурсов с производства одного товара на выпуск другого; та же сталь может быть использована для производства пушек и для строительства сельскохозяйственных машин в области маслопромышленности.
Таким образом, законом жизни в экономике полной занятости является замещение. Перечень для общества альтернативных возможностей выбора и представлен кривой производственных возможностей (трансформации).
Табл. 2-1 возможно дать в виде рис. 1:
Масло, млн. фунтов Пушки, тыс. штук
Рис. 1. Альтернативные возможности производства. Ресурсы на производство дополнительного количества пушек определяются издержками в производстве определенного количества масла
Либо с помощью графика: Масло, млн. фунтов Рис. 2. Возможности трансформации масла и пушки.Каждая точка графика – это графическое выражение количественных комбинаций масла и пушек из табл. 2-1. Попробуйте дать положение точки на равном расстоянии от В и С. (Можете ли дать ее числовые значения в масле и пушках и записать эти данные в табл. 2-1 в нужном месте?) Производственные возможности можно представить в виде плавной кривой: |
Масло, млн. фунтов |
Рис. 3. Кривая “производственных возможностей” или “трансформации”. На диаграмме наглядно даны возможности общества производить “пушки” вместо “масла” с использованием данного количества ресурсов и на данном уровне технологического развития. Любая точка внутри графика, например U, свидетельствует о неполном и нерациональном использовании ресурсов. (Источник: табл. 2-1. Плавная кривая построена с использованием приведенных выше данных). А что же происходит в случае неполного использования имеющихся ресурсов – незанятых работников, свободной земли, бездействующих фабрик? Здесь, как уже говорилось выше, и вступают в силу совершенно иные экономические законы. Если речь идет о безработице, то общество находится не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке U, |
то есть производится только лишь 2 млн. фунтов масли и тыс. пушек. При вводе неиспользуемых ресурсов появляется возможность сделать больше и пушек и масла. В таком случае мы перемещаемся в точки D или Е и получаем большее количество как пушек, так и масла.
Именно это обстоятельство помогает ответить на вопрос о различиях исторического опыта США, Англии и России во времена второй мировой войны 1939-1945 гг. Каким образом начиная с 1940 г. США смогли превратиться в “арсенал демократии” и одновременно достигли наивысшего жизненного уровня по сравнению с прошлым?
Это произошло в основном за счет использования материальных и людских ресурсов, не использовавшихся ранее. Германия, с другой стороны, начала подготовку к войне еще в 1933 г., т.е. за шесть лет до ее начала. Подготовке к войне предшествовал период массовой безработицы, которая по своей остроте и дала возможность Гитлеру получить голоса и обеспечить ему мирный приход к власти. При этом почти все расширение производства за счет пуска ранее остановленных заводов было ориентировано не на рост гражданского потребления, а на военную продукцию. И третьим примером может стать Советский Союз после начала второй мировой войны. Общество уже находилось непосредственно на довольно низкой кривой производственных возможностей, которой почти не предшествовала безработица. И русские не имели практически выбора, кроме как перейти с гражданского производства на военное, что и привело к ограничению удовлетворения ряда потребностей населения.
Приведенная выше кривая производственных возможностей составлена с учетом фиксированного количества ресурсов и данного уровня технологического развития. Чтобы уяснить это поставим два вопроса. Первый: как поведет себя кривая производственных возможностей при условии возрастания в течение ряда лет населения и численности рабочей силы страны? Второй: как она будет выглядеть после технологических усовершенствований и технических открытий инженеров и ученых в области производства пушек и маслопромышленности? Совершенно ясно, что в обоих случаях мы будем наблюдать сдвиг кривой производственных возможностей, направленный вовне. В данном случае появляются возможности расширения производства и пушек и масла. Что и подтверждает человеческий опыт предшествующих столетий экономической истории (Рассчитайте и вычертите на рис. 3 новую кривую, иллюстрирующую рост производительности.)
Возрастающие затраты
Представленная выше кривая производственных возможностей наклонена вправо и вниз — с северо-запада, на юго-восток. Тем самым подчеркивается обстоятельство, что при полной занятости выбор становится альтернативным одних товаров в ущерб другим. Кроме того, наша кривая — выпуклая или “выгнутая” линия при взгляде на нее сверху. В этом заключен следующий принцип экономики:
Большее количество какого-либо товара связано с необходимостью платить за него и более высокую цену, выраженную в других товарах, которые в данном случае не производятся или производятся в меньших количествах, т.е. для производства определенной единицы желаемого товара мы вынуждены пренебречь производством дополнительного количества других товаров.
Тенденция возрастающих затрат проиллюстрирована в табл. 2-1 и рис. 1, 2 и 3. Первая единица масла требует сокращения только на одну единицу производимых пушек. Однако для получения дополнительно еще одной единицы масла требуется пожертвовать двумя единицами пушек! Из цифровой таблицы видно возрастание стоимости каждой дополнительной единицы масла при дополнительном отказе от выпуска пушек.
Данный закон возрастающих дополнительных затрат относится к изготовлению масла. А как он действует в отношении производства пушек? Таким же образом. С использованием той же самой аргументации на выпуклой кривой рис. 3 мы увидим ту же природу закона возрастающих затрат. Впрочем, этот закон применим к изготовлению любого товара. Приведем пример, доказывающий это положение. Первая пушка, если мы находимся около точки F, сделанная дополнительно, требует незначительного количества масла. Продвигаясь к точке Е и к точке D (принося масло в жертву на алтарь производства пушек), мы видим, что изготовление каждой дополнительной пушки требует от нас отказаться от все большего количества масла по сравнению с предыдущей пушкой. Достигнув точки А и В, мы увидим из уменьшения кривой, что производство дополнительной пушки сопряжено с отказом от возрастающего количества масла.
В чем же общий смысл закона возрастающих затрат? Необходимо отметить, что сначала небольшое количество пушек можно частично произвести за счет ни в коей мере не пригодных для производства масла ресурсов. Но потребуется еще более увеличить производство пушек, и мы будем вынуждены использовать
также и ресурсы, вполне пригодные или предназначенные для изготовления масла. Ставя перед собой задачу, производить только пушки, мы должны использовать в этих целях всех фермеров и их земли, бывшие до этого момента эффективными ресурсами в маслопромышленности, пусть даже они и не способны внести в военную область значительный вклад. Таким образом, в данном случае неизбежно возрастание затрат на единицу продукции. (Допустим, что произошло невероятное: имело бы место абсолютно одинаковое соотношение при изготовлении пушек и масла таких факторов, как земля, труд и сопутствующие им другие. В таком случае наш график выглядел бы прямой линией: отказ от каждой единицы масла высвобождал бы ровно столько же ресурсов, сколько необходимо для изготовления трех пушек. При желании вы сами можете изобразить такую прямую линию, внеся новые данные в табл. 2-1, и вычертить диаграмму также в виде прямой линии на рис. 3.)