Муравьева Л.А.. Налоги и налогообложение в России первой четверти XVIII века
// Финансы и кредит. 2007. № 20 (260).
Основные компоненты налогообложения представляли собой единицу обложения, систему сбора налогов и совокупность налогов и повинностей, которые имели тенденцию к росту из года в год. Рост прямых налогов наряду с эксплуатацией монетной регалии и увеличением косвенного обложения были главными источниками наполнения казны. Увеличение поступлений от прямых налогов достигалось двумя путями: 1) повышением налоговой ставки; 2) увеличением числа налогов. Поскольку к последней мере правительство прибегало чаще, то повинности и налоги отличались своей многочисленностью от двух до четырех десятков. Все разнообразные налоги можно разделить на две части: постоянные («окладные») и экстраординарные («запросные»). Почти все они включались в общегосударственную бюджетную ведомость — Табель.
Среди постоянных налогов можно выделить 4 основные группы. В первую группу входили налоги, сохранившие старое название «приказные» и действовавшие весь период существования приказов до введения коллегий. К ним можно отнести ямские и полоняничные деньги, взимавшиеся по 5 копеек с помещичьих и по 10 копеек с церковно- монастырских крестьян. С 1705 г. появились «драгунские» деньги, называемые «полуполтинными», так как с каждого крестьянского двора взимали по 25 копеек. Вторую группу составляли налоги, введенные специально в связи со строительством Санкт-Петербурга. К третьей группе относились сословные налоги, собираемые с отдельных категорий плательщиков, кроме помещичьих крестьян. Их платили церковно-монастырские и дворцовые крестьяне, посадский люд, черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных окраин. К четвертой группе постоянных налогов относились региональные, местные налоги.
Экстраординарные налоги можно свести к 3 группам. К первой группе относились провиантские и фуражные деньги, шедшие на нужды армии. Во вторую группу входили сборы на поставку рекрутов и лошадей. Каждый рекрут обходился податному населению не менее чем в 100 руб. За игнорирование этого налога или нарушение правил поставки взимались очень большие штрафы. Так, в 1719 г. величина штрафов достигла 939 тыс. руб., в то время как сумма всех постоянных налогов составила 1,4 млн руб. Третью группу составляли отработочные повинности. К ним можно отнести сборы, связанные со строительством новых городов, укреплений, каналов, дорог. Сюда же относились деньги на заготовку и сплав леса, содержание мастеровых, а также работа приписных крестьян на промышленных предприятиях. Фактически экстраординарные налоги превращались из временных в постоянные, а отработочная повинность в денежном выражении значительно превышала размер подворного налога.
Финансовое напряжение требовало строго взимать все недоимки с тяглых людей и изобретать все новые налоги, подчас невероятно обременительные и разорительные. Для этого в государстве существовали специальные люди «прибыльщики», в задачу которых входило «сидеть и чинить государству прибыль».
Власть вводила бесчисленное количество налогов специального назначения: на приобретение седел, лошадей, амуниции, строительство кораблей, подводы и провиант. Экспроприации подверглось банное дело. Частникам запретили строить бани, а все имеющиеся превратили в казенные с последующей сдачей на откуп. Впоследствии частные бани вернулись. С них полагалось уплачивать налогов на сумму не менее 3 алтын в год. Наступление на частную жизнь москвичей выразилось в издании указа о строительстве в центре Москвы только каменных строений, причем фасадом не во двор, а на улицу. Владельцы дворов, не имеющие средств на строительство каменных домов, обязаны были их продать. Вскоре в связи с закладкой Санкт-Петербурга каменное строительство в Москве была запрещено вовсе, кроме Кремля и Китай-города. В 1705 г. был введен очередной специальный налог. На государственный учет поставили все дубовые гробы (колоды) и начали продавать их в монастырях в 4 раза дороже, чем прежде. Это был налог на соблюдение старинных обычаев и благочестивых обрядов, особенно больно ударивший по староверам. Во время правления Петра I борьба с раскольниками — главными противниками официальной церкви — превратилась в полицейскую акцию, проводимую государством. Был установлен строгий подушный учет раскольников мужского и женского пола. Все они облагались двойной податью. В этом правительство видело важное средство борьбы с расколом. Перед ними был выбор: либо признать официальную церковь, либо платить двойной налог. При этом следовало придти в Приказ церковных дел и заявить о себе и своих домочадцах. Если же кто не придет и уличен будет, то его ждало жестокое гражданское наказание, двойной оклад и двойной штраф.
Не менее тяжелым был налог на ношение русской одежды и бороды. За ношение русского платья со всех, кроме крестьян, брали 13 алтын, 2 деньги с пешего и 2 руб. с конного. За ношение бороды служилые, приказные и посадские платили по 60 руб. в год, гости и богатые купцы — по 100 руб. в год, боярские люди и ямщики — по 30 руб. в год, крестьяне по 2 деньги при въезде и выезде из города. Заплатившему налог давали медный знак, который он должен был предъявлять по первому требованию.
Народ, задавленный непомерными налогами и натуральными повинностями, начал проявлять недовольство. Сначала это выражалось в многочисленных попытках уклонения от новых служб и повинностей. Введение рекрутской системы вызвало побеги крестьян, отданных в солдаты. От рекрутчины освобождались только духовенство и купечество, которое взамен за каждого рекрута платило 100 руб. Правительство жестоко расправлялось с уклонистами. За побег полагалась смертная казнь не только солдата, но и тех, кто его укрывал и знал о побеге, но не донес. Поскольку побег носил массовый характер, то закон смягчили. Из трех беглых солдат вешали одного, а двух других били кнутом и ссылали на каторгу. Бесконечные тяготы и жестокие наказания вызвали в народе ропот и раздражение, переросшее в открытый мятеж сначала в Астрахани (1705 г) и Поволжье, а затем на Дону (1708 г.).
Важными звеньями единой цепи контроля, созданными Петром I, были прокуратура и фискалитет. Фискалы («фиск» означает казна) учреждались для надзора за сенатским управлением, и поначалу этот термин не имел того одиозного толкования, которое он приобретет позднее. В обязанности фискала входило тайное наблюдение и сообщение о злоупотреблениях, казнокрадстве, взяточничестве и хищениях должностных лиц. За правильный донос фискал получал половину штрафа, налагаемого на провинившегося. Ошибочный донос в вину не ставился. Фискалитет имел четкую структуру. При Сенате состоял генерал-фискал с четырьмя помощниками — обер-фискалами; в губерниях — трудились провинциал-фискал с тремя помощниками, а в городах два или три городовых фискала. Улучшению работы власти должно было содействовать введение в 1713 г. при губернаторах советов из ландратов. Ландраты назначались по представлению Сената из среды местных дворян в целях охраны населения от злоупотребления властью.
С 1714 г. должности ландратов стали выборными. Постепенно органы фиска перестали удовлетворять власть, так как они констатировали служебные преступления и реагировали на совершившийся факт, а не предупреждали их. Необходимость в предупреждении злоупотреблений заставила Петра I по французскому образцу ввести институт прокуратуры.
Причины ликвидации подворной системы обложения
Подворное обложение, пришедшее на смену поземельному, было введено при царе Федоре Алексеевиче (1676—1682).Этот вид прямого налога просуществовал в России до 1719 г
Задача разработки и проведения податной реформы диктовалась необходимостью проведения унификации системы, ликвидации архаизма, неравномерности и пестроты повинностей. Но это были не единственные и не самые главные причины. Важным обстоятельством явился тот фактор, что принцип обложения по дворам перестал соответствовать социальной политике властей и обеспечивать возросшие потребности армии. По смете 1710 г., военные расходы составили 3 млн руб., а прочие траты казны — 800 тыс. руб.: войско поглощало около 78 % всех бюджетных расходов. При этом сумма доходов не превышала 3 млн 134 тыс. руб. Ежегодный дефицит составлял 700 тыс. руб. и восполнялся экстраординарными средствами. Решение проблемы содержания армии в мирное время повлекло за собой проведение реформы податного обложения. Тем более, что царь не намеревался сокращать огромную армию после окончания Северной и Персидской войн и сворачивать программу строительства военно-морского флота. Численность регулярной армии в мирное время не уменьшилась, а возросла со 106 тыс. человек в 1711 г. до 121 тыс. человек в 1721 г. В военный период армия обеспечивалась за счет экстраординарных налогов и повинностей, насильственных изъятий провианта, фуража, транспорта у граждан своей страны и населения других стран. В мирное время армию стали активно использовать на крупных стройках — крепостей, каналов, гаваней, фортификационных сооружений. От собираемости податей зависела дальнейшая судьба регулярной армии. Необходимость решения проблемы долговременного содержания большой армии в мирный период заставила обратиться к проведению реформы податного обложения. Тесная связь военной организации регулярного типа с налогообложением крестьян наложила отпечаток на содержание и характер предстоящей податной реформы. Она проходила с 1719 по 1724 г.
Разработка и этапы проведения податной реформы
Суть военной податной системы состояла в том, что вместо десятков различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Подушный налог собирался со всех душ «мужеска полу», записанных в списки (сказки). Полки регулярной армии размещались среди крестьян тех податных округов, с которых они получали деньги на содержание. Идея такого размещения была заимствована Петром I из шведского опыта. Это убыстряло процесс перекачки денег из карманов крестьян в полковые кассы, так как упразднялись промежуточные финансовые звенья.
Разработанный план податной реформы включал в себя последовательное проведение следующих мероприятий: перепись населения, проверку поданных населением списков (сказок), раскладку полков по душам мужского пола. Подушные переписи проводились с широким привлечением армии. До 45 % армейских офицеров участвовало в проведении реформы. Подробная инструкция о проведении переписи населения содержалась в Указе от 22 января 1719 г Этой процедуре подвергались все категории сельского населения. При этом специально указывались территории, население которых в перепись не входило. К ним относились жители Прибалтики, инородцы юго-восточных земель и Сибири, а также горожане. В 1720 г уточнили, что в перепись не входят окраины Астраханской губернии, г Гурьев, тверское и яицкое казачество, а также некоторые территории юга Азовской и Киевской губерний. В переписные сказки включались все мужчины от младенцев до стариков с указанием имени и возраста. Специальное положение указа перечисляло наказания, которые полагались за сокрытие истинных данных. Наказания отличались суровостью: от смертной казни до кнута и сдачи в рекруты.
В начале 1719 г. одна тысяча экземпляров Указа о переписи была разослана по губерниям. В 1718 — 1721 гг во всем государстве была произведена перепись податного населения.
Второй этап реформы, который состоял в проверке данных переписи 1719 — 1721 гг., начался с 1722 г. Он получил название «свидетельство душ мужеска пола» и состоял в уточнении числа плательщиков подушного налога. Суммарные подсчеты Е. В. Анисимова позволяют сделать вывод, что из 8,2 млн. душ мужского пола, составлявших население России, в подушный оклад было положено не менее 5,8 млн., или 71 %. Почти три четверти мужского населения Российской империи было охвачено системой подушной подати в результате осуществления податной реформы.
Проведение податной реформы стимулировало деятельность Полицмейстерской канцелярии. Но ей одной было невозможно справиться с задачей наведения порядка в стране. Силой, способной справиться с этим, выступала армия, расквартированная по всем уездам и губерниям. В исправной уплате населением подушной подати было заинтересовано не только государство, но и армия, так как взимаемый налог шел на ее содержание. В обязанности полковников входило следить за полнотой и быстротой сбора подушных денег земскими комиссарами, их правильным распределением и расходованием на нужды своего полка. «Петр резонно полагал, — пишет Е. В. Анисимов, — что поскольку деньги, собираемые на нужды конкретного полка, будут поступать от сборов с крестьян, живших в местах дислокации полка, то новые «военно-полевые» сборщики налогов станут особенно усердно наблюдать за сбором денег и помогать в этом земским комиссарам, ибо начинал действовать закон своеобразного «фискального хозрасчета»: сколько военные собирали денег в уезде — столько и получали в виде жалованья». Армии отводилось важное место в системе контроля за населением. Она участвовала в борьбе с бегством крестьян и подавлении сопротивления крестьян властям и помещикам. Полицейский контроль за подданными облегчался с помощью введения паспортной системы. Паспорта фиксировали крестьянский отход на заработки. Так, если крестьянин перемещался в пределах одного уезда, то паспорт подписывал помещик или его приказчик. Для более дальних передвижений на продолжительный срок требовалась подпись земского комиссара и полковая печать с уплатой 2 коп. пошлины. Иногда для того чтобы отправиться на заработок за 40 верст, за паспортом нужно было прошагать 200 верст. Введение паспортов положило начало созданию жестокой системы полицейского контроля.
Новая система содержания и размещения армии имела как минимум три особенности. Во-первых, система была рассчитана на длительное содержание армии в мирный период. Во-вторых, прослеживалась тесная связь между системой содержания армии и характером податной реформы. Деньги, взимаемые с крестьян, поступали на содержание полков. В-третьих, содержание полков за счет крестьян определенной губернии позволяло эффективно контролировать сбор денег, оперативно собирать недоимки и гасить социальные взрывы.
Податная реформа Петра I стала важным событием в финансовой истории страны. С одной стороны, она стала логическим продолжением налоговой реформы XVII в., так как преследовала усиление налоговой тяжести и увеличение числа категорий податного населения. С другой стороны, она явилась новым словом в налоговой политике, так как привела к изменению системы прямых налогов. В ходе реформы произошла не только унификация финансов, но и увеличение бюджетных поступлений. Изменились не только размер и единица обложения, но и система сбора налогов. Тщательная перепись всего населения страны в ходе податной реформы сблизила ее финансовую направленность с социальной. Четкое определение правового положения и податного статуса всех категорий населения являлось важной задачей реформы. Прикрепление к тяглу и строгий контроль за налогоплательщиками послужили основой для установления жесткого полицейского режима в стране. Введение паспортов и строгая регламентация повседневной жизни консервировали позиции абсолютистской монархии и господство класса дворянства в обществе. Подушная подать не имела никакого экономического обоснования, так как представляла собой налог не на землю или труд, а скорее за возможность труда. Она стала неисчерпаемым источником дохода казны. В результате введения подушной подати, развития ремесла и роста производительности труда финансы государства увеличились в три раза и составили 9 млн. руб. по сравнению с 1,5 млн. руб. начала царствования и 3 млн. руб. в 1711 г. Замена многочисленных мелких сборов и повинностей единым денежным налогом на основе подушной подати явилась долговременным нововведением. Система подушного налога продержалась в России на протяжении 160 лет, до середины 80-х гг. XIX в. Она, с одной стороны, сковывала самостоятельность и инициативу крестьян, а, с другой, — способствовала консервации отсталых форм социально-экономической жизни.