Вопрос 27. Превращение Османской империи в полуколонию

После Берлинского конгресса значительно ускорился процесс экономического закабаления Турции. Возросло значение Османской империи как рынка сбыта и поставщика сырья для капиталистических стран. С 1880 по 1890 гг. турецкий экспорт в Европу увеличился более чем в 1,5 раза, причем теперь уже весь ее экспорт состоял из сырья.

Завершилось финансовое закабаление империи. Берлинский трактат обязывал Турцию выплатить контрибуцию в сумме 800 млн. франков. В 1879 г. султанское правительство объявило об очередном банкротстве. В результате продолжительных переговоров со странами кредиторами было достигнуто новое соглашение. Кредиторы согласились снизить номинальную сумму османского долга с 5,3 млрд. до 2,4 млрд. франков. В обмен на эту уступку турецкое правительство согласилось на установление фактического иностранного контроля над финансами страны.

Мухарремский декрет 1881 г. санкционировал создание кредиторами Управления османского госдолга, которое получили исключительные права и привилегии. В его ведение переходили доходы от табачной и соляной монополии, налог на рыболовство в Мраморном море и Босфоре, ашар (десятина) с шелка в Стамбуле, Адрианополе, Бурсе и другие.

Все это ухудшило финансовое положение Турции, которая после 1890 г. вынуждена была брать новые кабальные займы. Пользуясь финансовой зависимостью Турции, иностранные державы получили выгодные концессии на строительство железных дорог. Французы владели железными дорогами в Сирии, англичанам и французам принадлежали железные дороги в районе Смирны. Самую крупную концессию на строительство Багдадскрй железной дороги получила Германия.

Вопрос 28. Османская империя в правление Абдул-Хамида II. Режим "зулюма".

Абдул-Хамид II установил самодержавный деспотический режим, оставшийся в памяти народа как "эпоха тирании" (зулюма). Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств страна была отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Поощрялись доносы, которые ежедневно читал сам султан.

В это время уделялось внимание борьбе со всяким свободомыслием. Все учебные заведения, особенно военные училища, были поставлены под строжайший контроль. Из школьных программ изымались география и история, зато появились уроки богословия. Образованность госчиновника рассматривалась как признак его политической неблагонадежности. В армии предпочтение отдавалось не офицерам, окончившим военные училища, а выслужившиеся из унтеров невежественным службистам. В печати запрещалось употреблять такие слова, как "свобода", "равенство", "республика", "конституция", "тирания". Султанские цензоры запрещали публикацию произведений Руссо, Вольтера, Шиллера, Гюго, Золя, Толстого.

Султанское правительство постоянно разжигало национальную и религиозную вражду. Натравливая турок на нетурок, мусульман на немусульман, Абдул-Хамид стремился отвлечь внимание народа от истинных виновников тяжелого положения страны, засилья иностранного капитала, пытался погасить огонь национально-освободительной борьбы. В 90-х гг. организовал погром армян в Сасуне и других районах Восточной Анатолии, а также в столице.

В основу своей внешней политики Абдул-Хамид II положил реакционную доктрину панисламизма, призванную объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа. Панисламистская пропаганда активно поддерживалась Германией, пытавшейся использовать ее для своего проникновения в Азию.

Вопрос 29. Младотурецкое движение.

Первые организации младотурок возникли в 1889 г. В Стамбуле это была ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам. По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Ризабей создал общество борцов против тирании. Первая листовка от имени организации «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г., после чего начались гонения на иттихадистов‑младотурок.

Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Ризабей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.

Вся образованная часть населения империи, равно как и многие другие слои, в том числе немусульманские народы, со вниманием следили за развитием событий и сочувствовали иттихадистам. Были даже сделаны попытки государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями. Однако, несмотря на репрессии, количество ячеек иттихадистов быстро росло.

В 1902 г. в Париже состоялся первый съезд младотурок, в котором приняли участие несколько десятков делегатов; среди них произошел раскол, в основном по вопросу о том, стоит ли опираться на помощь держав в борьбе за достижение целей младотурок.

Но, несмотря на раскол, отделения иттихадистов по-прежнему действовали весьма активно, временами изменяя название своих организаций. В условиях революционного подъема в мире в начале XX в. радикализм стремлений и требований младотурок все нарастал.

Второй конгресс их, тоже состоявшийся в Париже (1907), завершился принятием Декларации, которая призвала страну к восстанию против режима Абдул‑Хамида. Резко усилилась пропаганда младотурок в армии, особенно среди молодых офицеров.

Были также налажены контакты с оппозиционными партиями и организациями нетурецких народов империи. Назревали решающие события. Центром их оказалась расположенная к северу от Стамбула Македония.

Наши рекомендации