Эволюция советского суда в предвоенные годы (1930-1941 гг.)
История суда с конца 1920-х и в 1930-е гг. зеркально отражает процессы кардинальных изменений в советском обществе и государстве. Индустриализация, коллективизация, построение социализма в СССР, реалии внутренней и внешней политики не могли не отразиться на изменении судебной системы, процессуального права, системы исполнения наказаний.
Образование СССР, изменение административно-территориального устройства вносили новшества в систему судоустройства. Так, согласно постановлениям ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. и от 20 июля 1934 г. произошла реорганизация органов юстиции. В связи с ликвидацией округов упразднялись окружные суды и прокуратуры округов, определялась структура органов юстиции по территориальному признаку.
В 1930-х гг. продолжилась начатая с установления советской власти практика определения вопросов судоустройства и судопроизводства не только на уровне законов, но и на уровне постановлений ЦИК, Наркомюста, Пленума Верховного Суда СССР, приказов НКВД, даже решений ЦК ВКП(б). С позиции советской власти такая практика была вполне закономерна, отражала руководящую роль партии, сущность советской государственности и права, отражала политические интересы диктатуры пролетариата, позволяла администрации оперативно влиять на деятельность судов.
Ужесточение уголовного законодательства на рубеже 1920- 1930-х гг. было основной тенденцией того времени, оно было напрямую связано с проводившейся политикой сплошной коллективизации, с условиями индустриализации первой пятилетки 1928— 1932 гг. и последующих двух пятилеток 1933-1941 гг.
В условиях коллективизации наблюдался нелегальный отток сельского населения в города, в колхозах и совхозах был дефицит рабочей силы. Индустриализация также требовала привлечения огромных человеческих ресурсов. Но парадокс заключался в том, что методы осуществления грандиозных планов первых пятилеток были волюнтаристскими и не учитывали интересы пролетариата и крестьянства. Крестьяне бежали от коллективизации, хотели скрыться от беззаконий и голода на селе, а горожане, особенно предприниматели (нэпманы), старались сохранить свой бизнес, уклонялись от труда на всесоюзных стройках, государственных предприятиях, старались скрыться со своими сбережениями от власти, уезжали из городов в села. В реальности они разорялись, нередко переходили в маргинальное состояние. Официально новой экспроприации, как в годы Гражданской войны, не проводилось, но действовали другими методами. При коллективизации проводили раскулачивание (по сути, экспроприацию), а бывшие нэпманы привлекались к ответственности за совершение преступлений экономического характера либо за антисоветскую деятельность, за что, помимо строжайшего наказания, применялась и конфискация имущества. Понятно, что кулак или нэпман как мог спасался от преследования властей, пытался сменить документы, скрыться, переехать в иную местность, бродяжничал, совершал преступления на транспорте, нарушал паспортный режим, трудовое законодательство, вынужден был воровать, т.е. совершал банальные уголовные преступления. В связи с этим выходит ряд актов, ужесточающих ответственность за совершение названных и подобных им преступлений.
Рассмотрим эти документы в последовательности их принятия и применения. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 ноября 1930 г. при краевых и областных судах учреждались железнодорожные суды, которые как раз и рассматривали подобные дела о безбилетниках и преступлениях на транспорте. В продолжение этой политики в 1931-1935 гг. вышел еще ряд актов, создающих структуру транспортных судов, ее централизации, перехода ряда дорог на военное положение и соответственно учреждении железнодорожных трибуналов и прокуратур под руководством республиканских НКЮ до 1933 г. с последующей передачей их в ведение Верховного Суда и Прокуратуры СССР. Затем в 1936 г. были учреждены водные суды. В общем, система транспортных судов признавалась удачной.
При этом государство как будто уделяло большое внимание соблюдению законности, но данные меры носили скорее пропагандистский характер, чтобы успокоить советских граждан и мировое сообщество, так как усиливавшиеся массовые репрессии скрыть было невозможно. Начиная с 1922 г. акты похожего содержания выходили несколько раз. Так, 25 июня 1932 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О революционной законности», инструкция и постановление СНК и ЦК ВКП(б) 1933 и 1935 гг. о соблюдении процессуальных норм при арестах и следствии. Аналогично можно рассматривать и усиление роли прокурорского надзора за действиями властей с целью недопущения репрессий. Значительное изменение судебной системы СССР было связано с упразднением Прокуратуры Верховного Суда СССР и созданием Прокуратуры СССР согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1934 г.
Ужесточение репрессивных начал и карательной сущности сталинского правосудия связано в начале 1930-х гг. еще с несколькими актами. 2 февраля 1930 г. появился знаменитый своей одиозностью Приказ ОГПУ, предписывающий уничтожить кулачество как класс, семьи кулаков выселить из мест сплошной коллективизации. Решение о внесудебной расправе за вредительские действия принимали «тройки», образованные из полномочных представителей ОГПУ. 14 марта 1933 г. согласно постановлению ЦИК СССР перед Судебной коллегией ОГПУ открывались новые возможности для применения всех мер наказания, до расстрела включительно. Централизация органов системы безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР. Вместе с ОГПУ в системе НКВД СССР создается Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). По постановлению ЦИК СССР от 5 ноября 1934 г. при НКВД было образовано Особое совещание — орган, который в административном внесудебном порядке мог применить любую меру наказания, вплоть до высшей. В том же году возникает «двойка» — комиссия из сотрудника НКВД СССР и сотрудника Прокуратуры СССР.
Вообще, законодательство и подзаконные акты СССР периода коллективизации отличаются суровостью военного времени. Показательным можно считать постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. (и еще ряд актов 1931 -1934 гг.). В них предусматривалась суровая ответственность, вплоть до смертной казни, за хищение, порчу колхозной и совхозной собственности, вредительство в виде убоя скота, перерасхода топлива, за спекуляцию и т. д. Обращает на себя внимание, что постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. право применять указанные постановления получали «тройки», и они широко использовали полномочия, которыми их наделило постановление ЦИК и СНК, приговаривая к расстрелу, лишению свободы на срок до 10 лет и более, высылке с конфискацией имущества крестьян, обвиненных в названных преступлениях.
В это же время выходит еще ряд актов, фактически прикрепивших крестьян, а затем и горожан к месту их жительства. В декабре 1932 г. вышло Положение о паспортах, затем на протяжении 1930-х гг. еще несколько актов о паспортном контроле, о трудовых книжках, был организован жесткий учет населения по месту прописки и регистрации трудовых ресурсов. Учет и контроль над соблюдением режима прописки и миграционных процессов трудоспособного населения был возложен на НКВД и ОГПУ. По советскому обыкновению, они же обладали правом внесудебного наказания за нарушения установленного властью, по сути крепостного, режима. «Тройки» получали для этого все более широкие полномочия. Так, ЦИК СССР принял постановление от 14 марта 1933 г. о праве судебных коллегий при ОГПУ наказывать за вредительство по всей строгости советского закона, вплоть до смертной казни. Однако применение данных мер требовало и укрепления правоохранительных органов, поэтому согласно постановлению ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован НКВД СССР (до этого времени были только республиканские, но их было недостаточно). Согласно названному акту Судебная коллегия ОГПУ упразднялась, но вводился порядок рассмотрения дел НКВД, для чего при областных и краевых судах, помимо коллегий по гражданским и уголовным делам, в 1935 г. учреждались специальные судебные коллегии в составе трех судей («тройки»), рассматривавшие в качестве первой инстанции политические дела о вредительстве и т. п. преступлениях. В том же 1935 г. за совершение преступлений против личности устанавливалась уголовная ответственность (по всей строгости закона, вплоть до расстрела) несовершеннолетних, достигших возраста 12 лет.
По мере того как раскручивался виток репрессий, полномочные представители ОГПУ НКВД («тройки», «двойки») получали новые полномочия при рассмотрении дел о спекуляции (с 1933 г.), нарушении правил советской торговли (е 1934 г.). Постановлением ЦИК СССР судебные коллегии при ОГПУ получали право рассматривать все дела о вредительстве и применять все меры наказания, вплоть до расстрела. С 1934 г. репрессии еще более ужесточились, судебные и внесудебные преследования как по решению народных судов, так и со стороны ОГПУ НКВД стали применяться намного чаще. Еще до этого времени согласно постановлению ЦИК от 8 июня 1932 г. вводилась уголовная ответственность членов семьи изменников Родине, «врагов народа», даже появилась аббревиатура ЧСВН. После убийства С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. устанавливался упрощенный порядок расследования и рассмотрения политических дел в срок не более 10 дней, обвинительное заключение вручалось за сутки до рассмотрения дела, дела слушались без участия сторон, кассация не допускалась, а приговор к высшей мере наказания — расстрелу — приводился в исполнение немедленно (решение, принятое 1 декабря 1934 г., подтверждалось и в последующем, в частности, постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. о борьбе с вредительством и диверсиями).
Страшная беспощадность, непрекращающийся террор характеризуют рассматриваемую эпоху. Главное олицетворение того строя — ГУЛАГ. Поток заключенных, направляемых в ГУЛАГ, был мощным и беспрерывным. По официальной статистике в 1935 г. милицейские «тройки» рассмотрели более 260тыс. дел, осуждены к заключению в исправительно-трудовые лагеря 65 тыс. человек. Перед принятием Конституции в 1936 г. учреждался еще один вид наказания, кроме лагерей, — заключение в тюрьму, а максимальный срок лишения свободы по УК был увеличен с 10 лет до 25.
Своеобразной вехой в истории можно считать принятие Конституции СССР 1936 г. В принципе конституционные изменения должны предварять собою новый этап в развитии всей страны, в том числе права суда. Но последующие исторические события не позволяют выделить новый период истории суда, а показывают его дальнейшую эволюцию как государственного органа, отражающего интересы советского государства в условиях диктатуры пролетариата.
Если исходить из формальных критериев, по своей юридической форме Конституция 1936 г. была демократичным законом, декларировавшим широкие права гражданам, гарантировала правосудие. Например, в соответствии со ст. 127 гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности, и никто не мог быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Более того, ст. 14 Конституции СССР 1936 г. определяла, что ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, Уголовный и Гражданский кодексы, издание общесоюзных актов об амнистии. В соответствии со ст. 49 Конституции СССР 1936 г. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял право помилования. За советской Конституцией закрепилось название самой демократичной в мире, а советский суд стали называть самым гуманным и справедливым.
Структурная система правосудия, взаимоотношение правоохранительных органов, юстиции с судами также исходили из демократических начал, что видно из ст. 78, 83 Конституции. Так, к союзно-республиканским Народным комиссариатам относились Народные комиссариаты внутренних дел, юстиции. СНК союзной республики образовывался Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя СНК союзной республики; заместителей Председателя; народных комиссаров внутренних дел; юстиции. Таким образом, милиция и юстиция должны были находиться в четком подчинении Верховного Совета, избранного всенародно, отсюда и название «народный комиссар», в данном случае внутренних дел или юстиции.
Далее Конституция СССР в гл. IX «Суд и прокуратура» характеризует систему правосудия страны, дает ее структуру. Статья 102 определяла, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Статья 103 гласила, что рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом. В соответствии со ст. 104 Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Верховный Суд СССР и специальные суды СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет, а Верховные Суды союзных республик избирались Верховными Советами союзных республик сроком тоже на пять лет, равно как и Верховные Суды автономных республик Верховными Советами автономных республик. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избирались краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей на тот же пятилетний срок (ст. 105- 108). Демократическая основа закладывалась в ст. 109, согласно ей народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.
Статьи 110-111 определяли, что судопроизводство должно вестись на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке; разбирательство дел во всех судах СССР допускалось лишь открытое, поскольку законом не были предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Независимость и подчинение судей только закону декларировала ст. 112.
Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, возлагался на Прокурора СССР (ст. 113), который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет (ст. 114). Аналогично и на уровне республик, краев и областей прокуроры назначались Прокурором СССР сроком на пять лет (ст. 115), а в соответствии со ст. 116-117 окружные, районные и городские прокуроры на тот же срок назначались прокурорами союзных республик (по утверждению Прокурора СССР). Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.
Итак, Конституция СССР 1936 г. декларировала демократичное правосудие и определяла четкую структуру судебной власти и прокурорского надзора. Но ее принятие и реализация не привели к либерализации государственного курса. Напротив, все было готово к новому витку массовых репрессий. Сразу же ВЦИК и СНК СССР приняли постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась, кроме обвиняемого, на его родственников и близких. Наконец, ЦИК СССР принял постановление «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых НКВД СССР и его местными органами». Первым делом, рассмотренным в соответствии с новыми законами, стало летом 1935 г. дело Ленинградского террористического зиновьевского центра, прошел процесс по кремлевскому делу. В 1936 г. прошел процесс по делу Зиновьева и Каменева, в мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии. В марте 1938 г. состоялся процесс по делу Бухарина и Рыкова. Все процессы окончились смертными приговорами и сопровождались аналогичными судами по всей стране по делам сторонников названных лиц. Репрессиям подверглись миллионы людей: старые большевики и руководство партийных органов, интеллигенция и священнослужители, большая часть офицерского корпуса. Таким образом, но наиболее громким делам, получившим огромный общественный резонанс, видно, что курс на репрессии не был прерван ни принятием новой Конституции, ни широким освещением этих судебных процессов по радио и в газетах.
Принятие Конституции 1936 г. должно было закрепить новую судебную систему и систему Прокуратуры СССР. 16 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Закон в соответствии со ст. 102 Конституции СССР определял, что правосудие СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных или автономных республик, краев, областей, окружными или специальными судами, народными судами в соответствии с компетенциями, отнесенными Законом к их ведению.
Статьи 21-29 Закона определяли полномочия и порядок деятельности народного суда. В его ведении были уголовные дела о преступлениях против жизни, здоровья, личности и имущества граждан от убийства, изнасилования до дел с незначительной степенью социальной опасности, таких как хулиганство, оскорбления. В компетенции народного суда были и государственные преступления должностных лиц, такие как взяточничество, злоупотребление властью и др., такие имущественные преступления, как разбой, грабеж, вымогательство, равно как преступления против порядка управления (уклонение от уплаты налогов, службы в армии, повинностей, игнорирование распоряжений власти и т.д.). Народный суд рассматривал и гражданские дела по искам об имуществе, наследственные дела, по искам об уплате алиментов, дела, связанные с нарушением трудового законодательства, и иные дела, отнесенные Законом к его ведению.
Народные суды были районными, а народные судьи избирались сроком на три года гражданами района, перед ними же судьи отчитывались по итогам своей работы.
Статьи 30-37 определяют краевой, областной, окружной суды и суд автономной области, избиравшийся соответствующим советом сроком на пять лет. В их компетенции были уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, особо опасных государственных преступлениях и наиболее тяжких должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенные Законом к их ведению гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями и предприятиями. Краевой, областной, окружной суды и суд автономной области рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения районных народных судов. Краевой, областной, окружной суды и суд автономной области структурно состояли из Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам.
Статьи 38-44 определяли компетенции, порядок деятельности и структуру Верховного Суда автономной республики. Компетенция Верховного Суда автономной республики была аналогична компетенции краевого, областного, окружного судов или суда автономной области. Он также являлся судом второй инстанции по отношению к районным судам в пределах своей территории, также избирался сроком на пять лет. Структурно в нем учреждались такие же коллегии — по уголовным и по гражданским делам.
В соответствии со ст. 45 Верховный Суд союзной республики являлся высшим судебным органом союзной республики, на него был возложен надзор за судебной деятельностью всех судебных органов в пределах данной республики, рассмотрение жалоб и протестов судов автономных республик, краев, областей, районных на территории союзной республики. Верховный Суд союзной республики избирался Верховным Советом союзной республики сроком на пять лет и действовал в составе коллегий по уголовным и гражданским делам.
Специальные суды СССР на основании Конституции СССР 1936 г. и Закона о судоустройстве 1938 г. организовывались при военных округах, фронтах, на флоте, а также при армиях, воинских формированиях и военизированных учреждениях. К специальным судам относились военные трибуналы, линейные железнодорожные суды, линейные суды на водном транспорте. Председатель, заместитель председателя, члены военных судов избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.
Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом, избирался на пятилетний срок. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов на территории СССР путем:
а) рассмотрения протестов Прокурора СССР и Председателя Верховного Суда СССР на приговоры, решения и определения судов, вошедшие в законную силу;
б) рассмотрения жалоб и протестов по делам, рассмотренным специальными судами.
Верховный Суд СССР состоял из Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении дел в составе пяти коллегий: по уголовным делам, по гражданским делам, Военной, Железнодорожной, Воднотранспортной. Однако положения Закона о судоустройстве систематически нарушались, выходила масса подзаконных актов, прямо противоречащих Закону 1938 г. Исходя из доктрины усиления классовой борьбы при строительстве коммунизма и оправданности репрессий по отношению к «врагам народа» развивались нормы упрощенного судопроизводства, содержащиеся в целом ряде актов. В июле - сентябре 1937 г. НКВД и ЦК ВКП(б) были учреждены еще более одиозные внесудебные органы — «особые тройки», состоящие из особых представителей НКВД и прокуратуры. Помимо того что «особые тройки», «тройки», «двойки» противоречили положениям Конституции, а затем и нормам Закона о судоустройстве, именно они применяли положения приказов и распоряжений об упрощенном судопроизводстве, внедрении агентурной методики и других революционно-чекистских приемов работы. На практике получалось, что двое-трое сотрудников милиции и прокуратуры на основании доносов с негласного разрешения властей силой выбивали, выпытывали признательные показания (с 1938-1939 гг. по личному разрешению Сталина), на основании которых обвиняемый как «враг народа» приговаривался к расстрелу в течение 10 дней. Вслед за репрессиями по отношению к «врагам народа» в 1937 г. началось уголовное преследование членов их семей. В том же 1937 г. к лишению свободы было приговорено более 399 тыс. человек к уже находившимся в местах лишения свободы 820тыс. заключенных. На основании оперативного Приказа НКВД №00447 в 1937 г. десятки тысяч заключенных были расстреляны.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» (за подписями В. Молотова, И. Сталина), несомненно, продолжило тенденцию упрощенного судопроизводства и подмены следствия, процессуальных действий агентурной работой, «совершенствованием» чекистских методов работы и т.д. Органы НКВД тогда критиковались за неэффективность их работы, увлечение арестами и следствием, когда все усилия НКВД должны были быть направлены на чекистские, агентурные методы работы, выявляющие антисоветское подполье, особенно в правоохранительных органах, в судах. Хотя «двойки» и «тройки» по этому постановлению и упразднялись, их обязанности предварительного следствия распределялись между милицией, прокуратурой и агентурной сетью. При этом Особое совещание как орган НКВД сохранялось, именно оно и продолжало тенденции чекистских методов работы. То, что оно подменило собой суд, еще один красноречивый факт. Прокурор СССР
А. Я. Вышинский в декабре 1937 г. разослал прокурорам на местах предписание не направлять в суды уголовные дела, если в них содержатся показания осведомителей, провокаторов, лжесвидетелей и иных тайных агентов: поскольку эти сведения представляют собой военную тайну, значит, их характер «не допускает их использования в судебном процессе». Такие дела А. Я. Вышинский (кстати, высококвалифицированный юрист, с классическим образованием, ученый) предписывал передавать в НКВД на рассмотрение особых совещаний!
Прочтение постановления 1938 г. «Об арестах» интересно еще по нескольким аспектам. Документ цинично говорит, что в органах НКВД, подменивших собою суд, практикуются и пытки, и подлог, и извращение процессуального закона, лицемерно нарушается социалистическая законность, правосудие. Правда, виновными в этом названы те же «враги народа», следовательно, сама система правоохранительных органов, советского правосудия осталась вне критики. Позже, в 1939 г., Сталин разослал в обкомы ВКП(б) секретное письмо, где говорилось о его разрешении пыток и названных выше незаконных методов работы по крайней мере с 1937 г. и обоснованности, целесообразности этих методов и впредь по отношению к «врагам народа». Впрочем, в 1930-е гг. без всяких обоснований и предписаний дело решал не суд, даже не НКВД, а лично Сталин, Молотов, Берия, иногда члены ЦК. Реально существовали списки лиц, подлежащих расстрелу, в которых были личные пометки карандашом Сталина и других руководителей партии и Советского государства.
В преддверии Великой Отечественной войны, 13 декабря 1940 г., в соответствии с Указом Верховного Совета СССР «Об изменении подсудности военных трибуналов» определялась подсудность военного суда, включившая дела любых лиц, находившихся на военных сборах, и исключившая подсудность работников военизированных организаций (кроме сотрудников НКВД, ОГПУ) военному трибуналу.
Таким образом, к 1941 г. в основных чертах сложилась советская система правосудия. Как видно из характеристики периода развития отечественного советского суда в 1930-е гг., его основной чертой была репрессивная сущность. Результаты репрессивных, чекистских методов работы были очевидны и до 1930-х гг., но к началу Великой Отечественной войны число заключенных в лагерях и колониях составляло, по различным данным, от 2,3 млн. до З млн. человек, и это без учета миллионов расстрелянных, а также тех, кто умер, не выдержав ареста, допросов, побоев, издевательств судилища НКВД или советского суда, тюрьмы и лагерей. Практически каждой советской семьи так или иначе коснулись репрессии тех лет. Вот и автор этой книги из такой же семьи: отец был из числа репрессированных, сосланных в Казахстан в 1944 г. ингушей, а мама из донских казаков, раскулаченных и сосланных в 1932 г. на Урал.
Система исправительных трудовых лагерей, объединенная в печально знаменитый ГУЛАГ, описанный А. И. Солженицыным в своем знаменитом произведении, в 1930-х гг. значительно усилилась за счет передачи в ее ведение всех исправительно-трудовых лагерей СССР в период образования НКВД СССР в 1934 г. Общее количество лагерей ОГПУ достигло 15, где содержалось более двух миллионов заключенных. Миллионы условно-досрочно освобожденных за примерное поведение, а также отбывших срок заключения находились на вольном поселении. Им не разрешалось переселяться на жительство в другие места, они селились около лагерей, где сидели до этого, обзаводились хозяйством, семьями. Спецконтингент поселений делился на особо опасных, осужденных по «политическим» статьям и малоопасных, осужденных за совершение уголовных преступлений. При этом лагерная администрация для перевоспитания «врагов народа» использовала уголовников, социально опиралась на них.
За счет осужденных и спецпоселенцев в Сибири, Дальневосточном крае и в иных местах, где находились лагеря, появлялись рабочие поселки, жители которых, как и заключенные, составляли рабочий класс на всесоюзных стройках второй и третьей пятилеток. Государство решало при помощи ГУЛАГа проблемы заселения целых регионов страны, обеспечения строек и введенных в действие предприятий трудовыми ресурсами, перевоспитания и наказания осужденных, т.е. решался целый комплекс социально- экономических задач на этапе построения социалистической экономики.
В 1940 г. ГУЛАГ объединял уже 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний (промышленных, сельскохозяйственных, контрагентских и проч.), 50 колоний для несовершеннолетних, 90 домов младенца. В состав ГУЛАГа входили также тюрьмы, переполненные почти вдвое против «штатного» количества мест, а также более двух тысяч снецкомендатур, распоряжавшихся по всей стране свободой и жизнью миллионов спецпоселенцев. Этими категориями «невольников» ведали тюремное управление и отдел спецпоселений НКВД. Многочисленные стройки первых советских пятилеток не только видели энтузиазм советских строителей светлого будущего, но и помнят горе людей, обреченных на рабский труд за преступления, которые многие из них не совершали.
Ужесточение репрессий по сталинской методике «кнута и пряника» сменялось мнимыми периодами либерализации, разоблачением «врагов народа» — Ягоды, Ежова, других руководителей правоохранительных органов. Нарушение процессуального закона сменялось многочисленными грозными постановлениями 1930-1938 гг. Они выходили регулярно и говорили о восстановлении революционной законности, приведении процессуальных норм в соответствие с общими принципами защиты прав и свобод советских граждан. Эти постановления требовали жесткого партийного и прокурорского контроля и надзора, перепроверки уголовных дел, судебных решений по отношению к лицам, уже обвиненным или привлеченным к ответственности за контрреволюционную деятельность и аналогичные преступления. Акты 1930-х гг. неоднократно требовали от партийных и советских органов привлечения к ответственности виновных за «перегибы на местах». Принятие постановлений о восстановлении законности подкреплялось показательными процессами над руководящим составом НКВД, прокуратуры, судов, виновных в репрессиях по отношению к советским гражданам. Таким образом партийное руководство и прежде всего Сталин снимали с себя ответственность за массовое беззаконие, творившееся в стране, перекладывая эту ответственность на простых соучастников, рядовых исполнителей преступной советской политики в ранге от наркомов и ниже. В прессе и по радио сообщалось о принятии должных мер по восстановлению советской законности и разоблачении очередной «шайки вредителей», «врагов народа», которые «проползли в органы суда, милиции, прокуратуры» и своими действиями нанесли вред советскому народу. Надо сказать, что данные пропагандистские меры были очень эффективны. На фоне грандиозных социально-экономических успехов СССР простой советский человек, патриот и гражданин своей страны, обманутый идеологической машиной, искренне верил Сталину, Коммунистической партии, газетам и радио и старался содействовать выявлению затаившихся «врагов народа». Советская пропаганда была устроена так, что за предвоенные годы существования ГУЛАГа в его орбиту прямо или косвенно были втянуты десятки миллионов граждан. Тем не менее можно утверждать, что советское общество имело очень смутное представление об истинных масштабах и назначении репрессивной системы. О ГУЛАГе не писали и не говорили. ГУЛАГ позволял верховной власти бесконтрольно насаждать в обществе любые чрезвычайные меры, держать народ в слепом повиновении и рабской покорности. ГУЛАГ значительно облегчал проведение имперской политики по принципу «разделяй и властвуй». ГУЛАГ служил удобным орудием мести, позволявшим сводить счеты как с отдельными людьми, так и с целыми слоями общества, даже с целыми народами. ГУЛАГ, по меткому определению А. И. Солженицына, был целым архипелагом. Вся Советская страна была лагерем, разделенным колючей проволокой на две большие зоны — охраняемых и охраняющих, заключенных и их надзирателей. Итогом тоталитарной советской политики стала деформация правосознания советских людей, патернализм, приспособленчество, идеология стукачества. Одной из задач советского уголовного закона провозглашалось перевоспитание преступника, но суровый быт, жестокие условия в лагерях были такими, что заключенные приобщались к криминальной культуре, проходила идеализация криминального лагерного быта, воспетого в русском шансоне. С выходом заключенных на свободу распространялась и криминальная лагерная культура, она приобретала романтическую популярность, привлекая к себе все новых и новых сторонников, что способствовало росту преступности.
По сути, было построено не социалистическое, а полицейское государство. Дошло до того, что День милиции в стране стал особо выделяться не как профессиональный, а как общенародный праздник. Одна из милицейских шуток того времени грустно отражала действительность: «отсутствие судимости не заслуга конкретного гражданина, а недоработка сотрудника милиции». Подобное возможно лишь в полицейском государстве, где конституционные права граждан попраны реальностью произвола властей, волей советской бюрократии, воплощенной в жизнь правоохранительными органами в виде НКВД. Определение русского классика С. М. Соловьева, что «наше государство — это какой-то заговор против народа», справедливо не только к стародавней истории, оно как нельзя лучше подходит к Советскому государству в его сталинский исторический период.
В общем, вред, нанесенный сталинским тоталитаризмом целому поколению советских людей и всей стране, трудно переоценить, его масштабы так и остались неосознанными последующими поколениями людей. Имя Сталина, занявшее среди исторических имен России в 2008 г. одно из рейтинговых мест, показывает, что уроки истории еще не усвоены нами в должной степени.
История советского суда той эпохи, в общем, зеркально отражает сталинский тоталитаризм, его пагубное воздействие как на общество, так и на государство.