История как наука. Принципы изучения истории
История России
Курс лекций и практикум
Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов
ББК
Курс лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «История России», утвержденной Министерством образования РФ 3 июля 2000 г.
Концепции авторов каждого раздела являются индивидуальными и могут не совпадать с мнением редакции.
Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – д. и. н., профессор В.А. Бердинских
В написании курса лекций и практикума принимали участие следующие авторы:
д. и.н., профессор В. А. Бердинских — раздел I;
к. и. н., доцент В. М. Кашина — раздел III: лекции 1, 3, 4;
к. и. н., доцент Е. С. Останин — раздел IV;
к. и. н., доцент И. А. Соловьева — введение, раздел III: лекция 2;
к. и. н. С. А. Трушков — раздел II.
Научные редакторы:
кандидат исторических наук, доцент В. М. Кашина,
кандидат исторических наук, доцент Е. С. Останин,
кандидат исторических наук, доцент И. А. Соловьева
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета А. А. Тронин; кандидат исторических наук, профессор Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института В. Д. Сергеев.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. курс лекций. ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В IX — XVII ВЕКАХ
Лекция 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ
Лекция 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
В XIV — XVI ВЕКАХ
Лекция 3. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО
Раздел II. РОССИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Лекция 1. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лекция 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ
Лекция 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Раздел III. КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1914 — КОНЕЦ 1930-х гг.)
Лекция 1. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.
Лекция 2. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Лекция 3. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП
Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»
Раздел IV. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (1939 — 1990-е гг.)
Лекция 1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.
Лекция 2. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)
Лекция 3. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)
II. ПРАКТИКУМ
Основные положения государственного образовательного стандарта
по курсу «Отечественная история»
Содержание основных тем курса «Отечественная история»
Основная литература по курсу
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ХРЕСТОМАТИЯ
Тема 1. Древнерусское государство
ТЕМА II. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ
Тема III. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В XVII ВЕКЕ
Тема IV. Модернизация России в XVIII веке
Тема V. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ XIX вЕКА В РОССИИ
Тема VI. Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке
Тема VII. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Тема VIII. РОССИЯ В 1917 ГОДУ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
Тема IX. Россия советская (1918 – 1920 гг.)
Тема X. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД «ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА» В СССР (КОНЕЦ 20-х – НАЧАЛО 30-х гг.)
ТЕМА XI. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР
Тема XII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 – 1945 гг.)
Тема XIII. СССР после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)
Тема XIV. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА. (1985 – 1991 гг.)
Тема XV. РОССИЯ В 1990-е гг. XX века – начале XXI века: СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Примерные вопросы для экзаменов
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя учебник и практикум (хрестоматию, планы семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения и примерные вопросы для экзамена по курсу «Отечественная история»).
Материалы подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «Отечественная история», утвержденной Министерством образования РФ 3.07.2000 г. Они служат пособием для студентов дневного отделения, изучающих курс «Отечественной истории», а также предназначены для оказания помощи студентам заочного отделения в самостоятельном изучении курса.
В учебник включены документы, охватывающие все периоды отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века. Авторы стремились опубликовать в первую очередь материалы по ключевым проблемам истории России. Приведены источники, содержащие различные оценки современниками наиболее важных исторических событий и выдающихся личностей. История России рассматривается в контексте истории мировых цивилизаций, в ее связях с другими народами.
Опубликованные материалы позволяют судить как об общих закономерностях российской истории, так и ее особенностях. Источники содержат различные или даже противоположные мнения участников о событиях прошлого, что дает возможность альтернативного объяснения исторического процесса, способствует активизации творческой, познавательной деятельности и самостоятельного мышления учащихся.
Хрестоматия, входящая в состав пособия, имеет учебно-познавательный характер. Наиболее эффективно она может быть использована параллельно с материалами предложенного учебника по истории России, а также учебниками для вузов, рекомендованными Министерством образования РФ.
Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов приведено в извлечениях и отрывках. Часть документов публикуется под их официальным или исторически сложившимся названием, часть – под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания. Тексты документов сопровождаются краткими примечаниями, вопросами для самоконтроля.
В пособии содержатся также примерные планы семинарских занятий и темы контрольных работ по всем темам курса и указана основная литература к ним.
Для всех студентов изучение отечественной истории представляет особый смысл и интерес. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Для любого человека память – основа логики, мышления; общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, и наше будущее.
I. курс лекций
ВВЕДЕНИЕ
История как наука. Принципы изучения истории. — Типы (этапы развития) исторического сознания. — Концептуальные модели истории.
История как наука. Принципы изучения истории
Развитие человеческого общества представляет собою сложный, многогранный процесс. В истории существовали и существуют различные социальные организмы, народы, цивилизации; все они обладали особыми чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход развития человечества. При поверхностном взгляде может показаться, что в истории царит хаос, что ни одна наука не в состоянии установить связи и закономерности в эволюции человеческого сообщества. Однако исторический процесс не является иррациональным потоком событий. История обладает своей внутренней логикой, но постичь ее можно только в том случае, если мы осознаем специфику истории как науки.
В отличие от естественных и технических наук, история как наука гуманитарная не имеет строгих объективных законов. В истории действуют закономерности, которые в той или иной степени реализуются в зависимости от обстоятельств. Это связано именно с тем, что действующие лица истории — люди, индивидуумы, движимые собственными потребностями, интересами, амбициями и эмоциями. Поэтому можно дать следующее определение истории:
История — это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности, многообразии и противоречивости с целью понимания его прошлого, настоящего и перспектив будущего. В переводе с греческого historia означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».
Воссоздание нашего прошлого и установление закономерностей исторического развития происходит на основе изучения исторических источников. Историческими источниками мы называем все то, что создано в процессе человеческой деятельности и несет в себе информацию о различных сторонах жизни общества. В принципе любой предмет, к которому мы прикасаемся сейчас, по прошествии определенного времени превратится в исторический источник.
Все исторические источники подразделяются на несколько групп:
· вещественные (их поиском и изучением занимается, в частности, наука археология; это, например, фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);
· письменные (любые тексты на камне, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге и других материалах);
· этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение, но сохраняющиеся в обиходе определенных групп общества — народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки, народные промыслы);
· устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы);
· аудиовизуальные (фотографии, киноматериалы) и другие.
При изучении конкретного исторического события или целого периода из нашего прошлого историкам приходится решать непростую задачу. Как воссоздать целостную картину из фрагментов, содержащихся в отдельных источниках? Как примирить противоречивые оценки современниками одного и того же исторического персонажа? Нередко бывает, что несколько письменных источников совершенно по-разному описывают одно и то же явление. Чтобы успешно разрешить все эти проблемы, наука выработала несколько принципов изучения истории.
Принцип историзма. Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии, как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время. Особенно важно учесть, что научный подход не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление к проникновению в атмосферу эпохи. Даже для профессиональных ученых это очень сложная задача, ведь в конечном счете мы должны посмотреть на изучаемое событие или исторического героя глазами наших предков, иногда очень далеких. Однако другой способ познания прошлого заведет нас в тупик.
С принципом историзма очень тесно связан принцип объективности. Он требует критического анализа данных разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь не должен произвольно отбирать одни факты и игнорировать другие, искажать факты или подгонять их под заранее созданные схемы. Именно отсутствием объективности страдала отечественная историография советской эпохи, когда были засекречены многие архивные документы, способные подорвать официальную, коммунистическую трактовку истории России.
В последнее время некоторые ученые считают необходимым выделить еще один общий принцип изучения истории — принцип приоритета общечеловеческих ценностей над политическими, идеологическими, классовыми и другими. Это означает, что исторические события должны оцениваться не только с позиций общеисторического прогресса или целесообразности. Не менее важно понять, чем обернулось это событие для людей, живших в то время. Особое значение приобретает этот принцип тогда, когда речь идет о глубоких реформах, революциях, разного рода социальных экспериментах. Оправдывает ли заманчивая цель средства, когда встает вопрос о жизни людей, невольно становящихся заложниками эксперимента? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но не задаваться им мы просто не имеем права, если хотим понять свое прошлое и чему-то у него научиться.