Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры
Народное восстание 31 мая-2 июня 1793 г., во
главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793-27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки
вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее воплощение модели демократической республики.
Якобинцы, встав у власти, должны были решить задачи, от которых зависело спасение Франции. Программу якобинцев поддерживал широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст,
Кутон и др.). Якобинцами было объявлено о создании правительства Народного спасения. Составной частью этого правительства стал Национальный конвент. Этот революционный орган сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: как законодательной, так и исполнительной.
Центром революционного правительства сделался Комитет общественного спасения.
Министерства бывшего правительства не были ликвидированы, как и все прочие учреждения республики, однако они были поставлены ≪под наблюдение≫ Комитета и зависели от него. В его руки перешло в конце концов все высшее военное командование.
Третьим важным элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792 г.). Его задачей было преследование контрреволюционеров, арест и предание суду революционного трибунала. По его распоряжению проводились массовые показательные казни арестованных аристократов. Закон 1793 г. объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе, и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует. Декрет предписывал арест подозрительных. В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал. Он был создан по требованию якобинцев еще жирондистским Конвентом. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, применялась смертная казнь. Поскольку теория и практика революционного правительства фактически отрицали Конституцию, то ее
введение было отложено на неопределенный срок. Основным методом преобразования общественного строя якобинцы избрали террор. Тем временем в стане якобинцев разгорались идеологические противоречия. Радикалы-эбертисты выступали за жесткую и непримиримую диктатуру и абсолютный террор как форму осуществления государственной
власти. Это противоречило интересам мелкой буржуазии, которая поддерживала умеренных якобинцев и финансировала их политическую деятельность. Расправа над эбертистами и Коммуной способствовала охлаждению плебейских элементов Парижа к режиму якобинской диктатуры. Разгром кантонистов увлек в сторону контрреволюции умеренные
буржуазные и мелкобуржуазные круги. В этой обстановке созревал заговор, направленный на свержение якобинского правительства.
60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. Первая Конституция Франции 1791 года
Конституция 1791 года:
Законодательная власть вручалась Национальному Собранию, состоящему из одной палаты. Она избиралась гражданами каждые два года, уплачивающими налог в размере трехдневного заработка рабочего, а состояла из граждан, уплачивающих "прямой налог стоимостью в одну серебряную марку и обладающих какой-либо земельной собственностью". Законодательный корпус не может быть распущен королем. Обязанности: законы; определение гос. расходов; гос. налогов; привлечение к ответственности министров; ратификация мирных, союзных и трудовых договоров;
Форма правления - монархическая. Исполнительную власть конституция вручала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями. Законы, принятые Собранием, требовали королевской подписи: "король управляет только по закону"; назначенные королем министры могут быть преданы суду по решению Законодательного собрания; распоряжения короля должны скрепляться подписью соответствующего министра (контрасигнатура); отказ короля в утверждении законопроекта только откладывает последний: подтвержденный двумя вновь избранными составами Собрания, он уже не требует скрепы короля. Королевская власть неделима - переходи по наследству по мужской линии;
Суверенитет принадлежит нации;
Местные органы власти создавались на основе выборов, а не назначения, как раньше. Но и здесь действовала цензовая избирательная система;
конституция создавала 84 департамента; королевство едино и неделимо; каждый департамент делится на дистрикты, а дистрикты на кантоны;
Все судебные органы были выборными (народом). Отправление суда стало осуществляться с участием присяжных заседателей. При законодательном корпусе учреждается один кассационный суд для всего королевства (постановлять решения по кассационным жалобам на приговоры суда последней инстанции, по дисциплинарным делам против судей). Верховный кассационный суд (члены кассационного суда и верховное жюри) разбирает проступки министров и главных агентов исполнительной власти, а так же государственные преступления;
На французские владения и колонии в Азии, Африке и Америке, хотя они и составляют часть Французской империи, настоящая конституция не распространяется.
Рабочие ничего не получили от революции. Более того, падение заказов на предметы роскоши повлекло за собой кризис парижской промышленности и новые толпы безработных. Были открыты так называемые Национальные мастерские, где за тяжелые земляные работы платили по 20 су в день. Рабочие были недовольны. Июль 1791 года - Национальные мастерские были разогнаны. Специальное постановление гласило: всякий раз, когда собирается более 15 рабочих, их надлежит разогнать вооруженной рукой.
Подмастерья-портные начали одну из первых забастовок в истории буржуазной Франции - требования 40 су в день. Следом затем потребовали повышения зарплаты подмастерья-парикмахеры, плотники, сапожники, рабочие, строившие мост. Обсуждая свои планы, рабочие стали собираться на тайные собрания. Плотники создали первый профессиональный союз - "Братский союз рабочих плотничьего ремесла". Тогда-то и появился на свет печально знаменитый закон Ле-Шапелье (1791 год). Он воспрещал все формы организации рабочих, в том числе профсоюзы. Тюремное наказание грозило всякому участнику забастовки, а особенно их организаторам. Страшась всякой тени рабочей организации, власти закрыли кассы взаимопомощи, а между тем никакого страхования на случай болезни не было и в помине. Мастера отказывались платить рабочему даже за тот день, в который с ним произошло несчастье.
61. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.
Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими нами, обусловившими эту революцию, острым противоречием между феодальным правом и насущными отребностями капиталистического развития. В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право. Создание единой правовой системы французская буржуазия считала одной из основных задач. Великая французская революция способствовала росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права. Для французской буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения феодальных институтов и выработки правовой системы. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочиями устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития капитализма, когда закон был наиболее удобной формой выражения общей воли господствующего класса. Поэтому во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно основываться на писаном праве (законе), а не предшествующей судебной практике (судебном прецеденте). Создавая новую правовую систему, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодекса, хотя в силу бурного развития революции был принят только уголовный кодекс. Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену дореволюционного права и ряда революционных законов, не соответствовавших ее интересам, и приступила к выработке кодексов. За короткий отрезок времени, с 1804 по 1810 г., было издано 5 основных кодексов (гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный), охвативших все основные для нового времени отрасли права и вошедших в историю под названием Кодификации Наполеона. Первым из них в 1804 г. был принят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона воплощает и развивает правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: принципы юридического равенства, законности, единства права, свободы. Кодекс построен по так называемой институционной системе. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и 3-х книг. Первая книга посвящена лицам, вторая - имуществу и различным изменениям собственности, третья - различным способам приобретения собственности. Кодекс устанавливает, что всякий гражданин Франции пользуется гражданскими правами,.причем осуществление гражданских прав не зависит от социального статуса гражданина. Характерно, что кодекс не признавал юридических лиц. Это было вызвано, с одной стороны, боязнью воссоздания в этой форме феодальных организаций и, с другой, преобладанием индивидуальной формы предпринимательства. Кодекс не дает определения права собственности, но дает основные правомочия собственника - пользование и распоряжение. Из права собственности на вещь вытекает и право собственности на все, что эта вещь производит. Устанавливается свобода собственности. Но эта свобода не должна нарушать интересы третьих лиц. Особое внимание кодекс уделяет недвижимой собственности на землю, которая дает право не только на землю, но и на недра и воздух этого участка. В отношении движимых вещей юридическим основанием собственности является факт владения, предполагая, что это добросовестное владение. Обвинение в "недобросовестном владении" требовалось доказать. Кроме этого кодекс Наполеона регламентирует и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитута, право залога), владение, держание. Большое внимание кодекс уделяет обязательствам. Дается понятие договора как соглашения лица или лиц, обязывающего их в отношении другого лица или лиц сделать (или не делать) что-то. Понятие предмета договора совпадало с предметом обязательства. Кодекс определяет условия действительности договора - согласие сторон и незыблемость договора. Среди договоров кодекс выделяет договора дарения, мены, купли-продажи, найма. Кроме договоров, обязательства, согласно кодексу, возникали и из-за причинения ущерба. Гражданский кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс рассматривает брак как договор, и потому необходимым условием для его заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст устанавливается для мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. До достижения мужчинами возраста 25 лет, женщинами - 21 года необходимо согласие родителей на брак. Допускается развод. Семейные отношения базировались на полновластии мужа и отца, запрещении для женщин осуществлять самостоятельные юридические действия. Имущественные отношения регулировались договором, заключаемым до брака. Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им обязательное право на определенную часть имущества.
Основным тормозом промышленного переворота во Франции являлись феодально-абсолютистские порядки, уничтожить которые была призвана революция 1789 – 1794 гг. В ходе революции был проведен ряд социально-экономических реформ прогрессивного характера. Так, решением Учредительного собрания от 5 августа 1789 г. декларировалась отмена феодального строя. Однако без выкупа отменялись лишь те повинности крестьян, которые относились к личному крепостному праву, остальные повинности подлежали выполнению, а в дальнейшем – выкупу. Ликвидировались суды. Декретировалась отмена налоговых привилегий дворянства и духовенства. Всем гражданам гарантировалось право на любые должности. Однако стоящая у власти крупная буржуазия не спешила с решением аграрного вопроса, с полной ликвидацией феодальных повинностей и даже тормозила ею. Все это показывает, что французскаябуржуазия в первый период революции оказалась не в состоянии осуществить полную ликвидацию феодального строя и разрешить аграрный вопрос. Страх за буржуазную собственность заставлял крупную буржуазию мириться и с феодальной собственностью.
Декретами 4-11 августа Учредительное собрание отменило личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявило равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности. Но объявило при этом о ликвидации только «косвенных» повинностей (т. н. баналитетов): оставлялись «реальные» повинности крестьян, в частности, поземельный и подушный налоги.
62. Государственный строй Франции в период директории, консульства и первой империи.
Период Консульства и Первой империи в цезаризм имел особое значение в истории французской новой государственности и французского общества в целом. В правление Наполеона и во многом благодаря его государственной деятельности провозглашенный Революцией социальный и политический порядок приобрел стабильные очертания, в полной мере был основан строй «нового режима». Условное возрождение монархических тенденций, в немалой степени уподобленное институтам старого абсолютизма, послужило также историческому завершению централизации в стране, с отсутствием которой в общественном сознании связывались многие изъяны старых порядков. Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране.
Система государственных институтов и административных принципов, сформированных в период Империи, оказалась наиболее долгоживущей в истории Франции – в значительной мере на протяжении XIX века. Хотя организация высшей политической власти в дальнейшем претерпевала неоднократно важные перемены. Империя привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Это начало стало одной из основных созидающих и разрушающих сил последующей эволюции государства.
63.Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
Революция 1848 года во Франции. 23 февраля был днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля — днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Луи Блан и Александр Альбербыли несомненными и искренними республиканцами, и только два последних — социалистами; Ламартин, Огюст Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремье и Марра представляли интересы различных слоёв буржуазии.
О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля и др., об основании и закрытии национальных мастерских, о восстании пролетариата в июньские дни 1848 г. и страшном его поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка
Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началасьВторая французская империя.
Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.
Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята “перед богом и от имени французского народа”.
Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции.
В ней особо декларировалось, что “публичная власть не может передаваться по наследству” (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики..