Развитие системы социальных служб в субъектах Российской Федерации
Социальная служба и ее организационная структура. Система социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы.
Кадровое обеспечение социальных служб. Законодательное и нормативно-правовое регулирование организации и деятельности социальных служб. Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Региональный и муниципальный опыт государственной социальной службы. Развитие негосударственной социальной службы в регионе.
Источники финансирования и эффективность деятельности социальных служб. Проблемы и перспективы развития социальных служб в регионе.
Ответ:
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 года вводит в правовое поле понятие социальная служба.
Социальная служба – это система государственной и негосударственной структуры, оказывающая соц. помощь и соц. поддержку и имеющая в своем составе учреждения соц. обслуживания и органы управления ими.
Государственная социальная служба включает:
1) Государственные службы:
- органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление соц. обслуживания (Министерство здравоохранения и соц. структура РФ - федеральный уровень, Министерство СЗ Свердловской области – региональный уровень);
- учреждения соц. обслуживания, находящиеся в государственной собственности;
- в гос. соц. службу входят учреждения соц. обслуживания субъектов РФ.
2) Муниципальные соц. службы:
- органы местного самоуправления, ответственные за соц. обслуживание;
- учреждения соц. обслуживания муниципального подчинения (финансируется за счет местного бюджета);
- негосударственные соц. службы.
3) Негосударственные соц. службы:
- учреждения соц. обслуживания общественно-благотворительные, религиозные и др. Негосударственные организации (Хосписная служба при Свято-Троицком монастыре под Первоуральском, телефон доверия при Екатеринбургской Епархии).
Такая система соц. служб развивалась с 1995 по 2004 год. С 2005 года муниципальная соц. служба переходит в государственную.
Источники финансирования:
1) Бюджет (местный и др.)
2) Источники, предусмотренные уставами учреждений.
3) Дополнительные источники (средства из гос. внебюджетных фондов, ОМС), доходы от предпринимательской деятельности учреждений, средства поступающие в качестве оплаты за соц. услуги.
4) Благотворительные взносы и пожертвования.
Для всех учреждений соц. обслуживания установлено льготное налогообложение или разрешена предпринимательская деятельность.
Социальное обслуживание – это деятельность соц. служб по удовлетворению потребностей, указанных граждан (пожилых и инвалидов) в соц. услугах и включая совокупность соц. услуг, которые предоставляются на дому или в учреждениях соц. обслуживания.
Виды соц. обслуживания:
1.Материальная помощь.
2.Соц. обслуживание на дому.
3.Соц. обслуживание в стационаре.
4.Предоставление временного приюта.
5.Организация дневного пребывания.
6.Консультационная помощь.
7.Соц. патронаж семьи.
Виды учреждений соц. обслуживания:
В РФ соц. услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений – стационарные, полу стационарные и нестационарные.
Активно развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи, женщин, детей, пожилых и инвалидов.
Сегодня значительная часть центров соц. обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: соц.-медицинские, соц.-педагогические, психолого-педагогические, соц.-бытовые и торговые.
В настоящее время действует более 1000 стационарных учреждений соц. обслуживания различных типов (дома-интернаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, реабилитационные центры, дома-интернаты для умственно отсталых детей).
В некоторых областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (8-15 человек).
Для лиц бомж создана сеть соц. учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.
Быстрыми темпами развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи и детей.
Определенное развитие получили учреждения соц. обслуживания молодежи по организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.
Развивается сеть СО детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательном учреждении. Одновременно создаются и разрабатываются службы: психолого-педагогической помощи, соц.-психологической, психолого - медицинской- социальной, профориентационные, соц.-досуговые, реабилитационные.
Учреждения СО для семьи и детей:
- Территориальные центры соц. помощи семье и детям.
- Соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
- Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
- Соц. приют для детей и подростков.
- Центр психолого-педагогической помощи населению.
- Центр экстренной психологической помощи по телефону и др.
Сегодня становится очевидным, что концентрация усилия в области становления сети учреждений соц. обслуживания, становится действительно актуальной и эффективной и необходимой населению системы СЗ
Формы СО:
1. Например, СО на дому – осуществляется с целью максимально возможного продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной соц. среде.
2. Соц.-медицинское обслуживание – предусмотрено для пожилых и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, онкологическими заболеваниями в поздних стадиях. Цель – достойный уход из жизни. Предоставляют специальные отделения соц.-мед. обслуживания на дому.
3. Полустационарные – сохранение способности к самообслуживанию, активному передвижению. Цель – поддерживать активный образ жизни пожилых людей.
4. Стационарное обслуживание предоставляется гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и нуждающимся в постоянном уходе.
5. Срочное СО – осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера пожилым и инвалидам, остро нуждающимся в соц. поддержке (горячее питание, обувь, материальная помощь и др.).
6. Соц.-консультативная помощь – направлена на адаптацию в обществе. Она ориентирована на психологическую поддержку и развитие субъективности клиента.
СЗ в Свердловской области осуществляется на областном, районном и сельском уровне:
Областная: Администрация области организует разработку концепций и программ соц. помощи и их исполнение. Органы областной защиты – это комитеты по вопросам женщин, семей и детей. Отдел соц. защиты.
Городская – разработка программ соц. защиты и их исполнение. Распоряжение средствами СЗ на территории города. Организует СЗ города – фонд управления СЗ, комитет по вопросам женщин, семьи и детей, адресная помощь.
Местная – администрации районов разрабатывают соц. программы на уровне сельских поселков.
Развитию соц. служб препятствуют следующие факторы:
- слабая правовая база системы СО.
- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления.
- отсутствие координации деятельности министерства и ведомств в сфере СО.
- дефицит персонала, обладающего проф. подготовкой в области СР.
- низкий соц. статус и неадекватная зарплата работников соц. служб.
- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Совершенно ясно, что уже сегодня необходимо создавать в субъектах РФ службы лицензионной деятельности в области СО, обеспечение контроля за соблюдением учреждениями государственных стандартов.
Важным направлением деятельности в области СЗН должна стать государственная поддержка на федеральном уровне субъектов РФ в области развития системы СО: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений СО; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений СО; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; поддержка кадрового обеспечения сети учреждений.
Направления деятельности федеральных, региональных и местных органов СЗ совпадают, они лишь могут отличаться особенностью контингента нуждающихся в соц. помощи.
Направления:
- Индексация доходов – это меры по повышению реального содержания основных доходов (зарплата, стипендия, пенсии), в связи с ростом цен. Осуществляется путем перерасчета и компенсаций или путем изменения минимального размера оплаты труда и минимальных пенсий.
- Обеспечение минимальных стандартов по доходам (главный минимальный соц. стандарт – прожиточный минимум).
- Соц. страхование – это организационно-правовая форма образования денежных фондов для осуществления СО.
- СО – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества (престарелые, инвалиды). За счет бюджетных и внебюджетных фондов.
- Развитие соц. партнерства между работниками и работодателями.
Негосударственные службы СЗН в регионе.
Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициативы различных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии соц.-экономической ситуации в стране.
Негосударственная система соц. помощи и поддержки населения имеет свои соц. программы, свои источники финансирования, формы и методы работы. Комплексно подходит к решению соц. проблем населения, оказывая соц. помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической.
Например, Московский Дом Милосердия, различные благотворительные фонды.
В связи с законом от 2006 года, муниципальные соц. службы передают в ведение государственных органов власти и субъектов РФ (Министерство СЗН).
Сегодня в Свердловской области бюджет полностью содержат соц. службы.
Религиозные организации (Свято-Троицкий монастырь-хоспис для раковых больных)
Благотворительная помощь (Ковпак), студенты, частные (Арина Радиовна, клининговые компании).
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная экспертиза;
- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
- помощи;
- социальная помощь семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения;
- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
- разработка положений по основам социальной политики;
- анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
- разработка социальных нормативов и т. д.
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
- обеспечение и решение производственно-экономических задач;
- плановую и финансово-экономическую деятельность;
- создание различных фондов социальной помощи;
- решение экономических проблем и др. ;