Развитие системы социальных служб в субъектах Российской Федерации

Социальная служба и ее организационная структура. Система социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы.

Кадровое обеспечение социальных служб. Законодательное и нормативно-правовое регулирование организации и деятельности социальных служб. Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Региональный и муниципальный опыт государственной социальной службы. Развитие негосударственной социальной службы в регионе.

Источники финансирования и эффективность деятельности социальных служб. Проблемы и перспективы развития социальных служб в регионе.

Ответ:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 года вводит в правовое поле понятие социальная служба.

Социальная служба – это система государственной и негосударственной структуры, оказывающая соц. помощь и соц. поддержку и имеющая в своем составе учреждения соц. обслуживания и органы управления ими.

Государственная социальная служба включает:

1) Государственные службы:

- органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление соц. обслуживания (Министерство здравоохранения и соц. структура РФ - федеральный уровень, Министерство СЗ Свердловской области – региональный уровень);

- учреждения соц. обслуживания, находящиеся в государственной собственности;

- в гос. соц. службу входят учреждения соц. обслуживания субъектов РФ.

2) Муниципальные соц. службы:

- органы местного самоуправления, ответственные за соц. обслуживание;

- учреждения соц. обслуживания муниципального подчинения (финансируется за счет местного бюджета);

- негосударственные соц. службы.

3) Негосударственные соц. службы:

- учреждения соц. обслуживания общественно-благотворительные, религиозные и др. Негосударственные организации (Хосписная служба при Свято-Троицком монастыре под Первоуральском, телефон доверия при Екатеринбургской Епархии).

Такая система соц. служб развивалась с 1995 по 2004 год. С 2005 года муниципальная соц. служба переходит в государственную.

Источники финансирования:

1) Бюджет (местный и др.)

2) Источники, предусмотренные уставами учреждений.

3) Дополнительные источники (средства из гос. внебюджетных фондов, ОМС), доходы от предпринимательской деятельности учреждений, средства поступающие в качестве оплаты за соц. услуги.

4) Благотворительные взносы и пожертвования.

Для всех учреждений соц. обслуживания установлено льготное налогообложение или разрешена предпринимательская деятельность.

Социальное обслуживание – это деятельность соц. служб по удовлетворению потребностей, указанных граждан (пожилых и инвалидов) в соц. услугах и включая совокупность соц. услуг, которые предоставляются на дому или в учреждениях соц. обслуживания.

Виды соц. обслуживания:

1.Материальная помощь.

2.Соц. обслуживание на дому.

3.Соц. обслуживание в стационаре.

4.Предоставление временного приюта.

5.Организация дневного пребывания.

6.Консультационная помощь.

7.Соц. патронаж семьи.

Виды учреждений соц. обслуживания:

В РФ соц. услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений – стационарные, полу стационарные и нестационарные.

Активно развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи, женщин, детей, пожилых и инвалидов.

Сегодня значительная часть центров соц. обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: соц.-медицинские, соц.-педагогические, психолого-педагогические, соц.-бытовые и торговые.

В настоящее время действует более 1000 стационарных учреждений соц. обслуживания различных типов (дома-интернаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, реабилитационные центры, дома-интернаты для умственно отсталых детей).

В некоторых областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (8-15 человек).

Для лиц бомж создана сеть соц. учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстрыми темпами развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи и детей.

Определенное развитие получили учреждения соц. обслуживания молодежи по организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.

Развивается сеть СО детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательном учреждении. Одновременно создаются и разрабатываются службы: психолого-педагогической помощи, соц.-психологической, психолого - медицинской- социальной, профориентационные, соц.-досуговые, реабилитационные.

Учреждения СО для семьи и детей:

  1. Территориальные центры соц. помощи семье и детям.
  2. Соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
  3. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
  4. Соц. приют для детей и подростков.
  5. Центр психолого-педагогической помощи населению.
  6. Центр экстренной психологической помощи по телефону и др.

Сегодня становится очевидным, что концентрация усилия в области становления сети учреждений соц. обслуживания, становится действительно актуальной и эффективной и необходимой населению системы СЗ

Формы СО:

1. Например, СО на дому – осуществляется с целью максимально возможного продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной соц. среде.

2. Соц.-медицинское обслуживание – предусмотрено для пожилых и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, онкологическими заболеваниями в поздних стадиях. Цель – достойный уход из жизни. Предоставляют специальные отделения соц.-мед. обслуживания на дому.

3. Полустационарные – сохранение способности к самообслуживанию, активному передвижению. Цель – поддерживать активный образ жизни пожилых людей.

4. Стационарное обслуживание предоставляется гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и нуждающимся в постоянном уходе.

5. Срочное СО – осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера пожилым и инвалидам, остро нуждающимся в соц. поддержке (горячее питание, обувь, материальная помощь и др.).

6. Соц.-консультативная помощь – направлена на адаптацию в обществе. Она ориентирована на психологическую поддержку и развитие субъективности клиента.

СЗ в Свердловской области осуществляется на областном, районном и сельском уровне:

Областная: Администрация области организует разработку концепций и программ соц. помощи и их исполнение. Органы областной защиты – это комитеты по вопросам женщин, семей и детей. Отдел соц. защиты.

Городская – разработка программ соц. защиты и их исполнение. Распоряжение средствами СЗ на территории города. Организует СЗ города – фонд управления СЗ, комитет по вопросам женщин, семьи и детей, адресная помощь.

Местная – администрации районов разрабатывают соц. программы на уровне сельских поселков.

Развитию соц. служб препятствуют следующие факторы:

- слабая правовая база системы СО.

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления.

- отсутствие координации деятельности министерства и ведомств в сфере СО.

- дефицит персонала, обладающего проф. подготовкой в области СР.

- низкий соц. статус и неадекватная зарплата работников соц. служб.

- недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Совершенно ясно, что уже сегодня необходимо создавать в субъектах РФ службы лицензионной деятельности в области СО, обеспечение контроля за соблюдением учреждениями государственных стандартов.

Важным направлением деятельности в области СЗН должна стать государственная поддержка на федеральном уровне субъектов РФ в области развития системы СО: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений СО; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений СО; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; поддержка кадрового обеспечения сети учреждений.

Направления деятельности федеральных, региональных и местных органов СЗ совпадают, они лишь могут отличаться особенностью контингента нуждающихся в соц. помощи.

Направления:

  1. Индексация доходов – это меры по повышению реального содержания основных доходов (зарплата, стипендия, пенсии), в связи с ростом цен. Осуществляется путем перерасчета и компенсаций или путем изменения минимального размера оплаты труда и минимальных пенсий.
  2. Обеспечение минимальных стандартов по доходам (главный минимальный соц. стандарт – прожиточный минимум).
  3. Соц. страхование – это организационно-правовая форма образования денежных фондов для осуществления СО.
  4. СО – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества (престарелые, инвалиды). За счет бюджетных и внебюджетных фондов.
  5. Развитие соц. партнерства между работниками и работодателями.

Негосударственные службы СЗН в регионе.

Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициативы различных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии соц.-экономической ситуации в стране.

Негосударственная система соц. помощи и поддержки населения имеет свои соц. программы, свои источники финансирования, формы и методы работы. Комплексно подходит к решению соц. проблем населения, оказывая соц. помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической.

Например, Московский Дом Милосердия, различные благотворительные фонды.

В связи с законом от 2006 года, муниципальные соц. службы передают в ведение государственных органов власти и субъектов РФ (Министерство СЗН).

Сегодня в Свердловской области бюджет полностью содержат соц. службы.

Религиозные организации (Свято-Троицкий монастырь-хоспис для раковых больных)

Благотворительная помощь (Ковпак), студенты, частные (Арина Радиовна, клининговые компании).

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

  1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
  2. социальное обслуживание;
  3. медико-социальная экспертиза;
  4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
  5. помощи;
  6. социальная помощь семье и детям;
  7. подготовка законодательства по социальной защите населения;
  8. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
  9. разработка положений по основам социальной политики;
  10. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
  11. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
  12. разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

  1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
  2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
  3. создание различных фондов социальной помощи;
  4. решение экономических проблем и др. ;

Наши рекомендации