Вопрос 4. Гражданское право и Конституция Российской Федерации
Прежде всего, необходимо выяснить соотношение гражданского права с правом конституционным. Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство и структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Для конституционного права характерны два способа воздействия на отношения. Первый, присущий только конституционному праву, представляет собой метод фиксированного закрепления конституционного строя, т.е. основ социально-экономического и политического устройства общества. В этом своем качестве конституционное право закрепляет основные положения, руководящие начала всей системы общественных отношений страны. Именно в этом своем качестве конституционное право является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, т.е. во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой, составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции.
Однако этим содержание конституционного права не исчерпывается. Оно включает в свой состав еще и нормы государственного права. И в этом своем качестве конституционное право не только закрепляет принципы общественного устройства, но и регулирует государственное устройство, структуру и полномочия органов государственной власти.
Взаимодействие между конституционным и гражданским правом в большей степени проявляется именно по линии закрепления конституционным правом принципов общественного и государственного строя. Конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. В этом смысле конституционное право является базовой отраслью для гражданского права, представляя собой его фундамент, как и фундамент всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права мы обнаруживаем, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В этом отношении толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих базовое положение для отношений, регулируемых гражданским правом. Об этом не следует забывать при толковании и применении, по существу, любого института и любой нормы ГК РФ. И если действующий ГК РФ по своим принципам существенно отличается от прежнего гражданского законодательства, то причины этих различий, их корни следует искать в Конституции Российской Федерации 1993 г., которая в конструировании основ конституционного строя существенно отличается от прежних Конституций РСФСР и СССР.
С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в статьях 8, 9, 34, 35, 36, 46, 53 и др.
Так, статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской федерации. При этом в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Столь же основополагающее значение для гражданского права имеет статья 9 Конституции, которая содержит два положения, предопределяющие правовое регулирование отношений по поводу земли и других природных ресурсов. Конституция, с одной стороны, указывает на то, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С другой стороны, эта же статья содержит принципиальное указание на то, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Положения статей 8 и 9 дополняются правилами статей 35 и 36.
Статья 35 посвящена частной собственности, которая охраняется законом. За каждым гражданином признается способность иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эта же статья гарантирует гражданам право наследования.
Статья 36 закрепляет за гражданами и их объединениями правовую возможность иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами собственники осуществляют свободно, однако так, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и правам и интересам иных лиц.
Именно приведенное положение Конституции должно лежать в основе законов о земле и других природных ресурсах, в том числе служить конституционной базой для участия земли в гражданском обороте. Гражданским и земельным законодательством, с одной стороны, должны быть закреплены основания приобретения земли в частную собственность, порядок владения, пользования и распоряжения землей, в том числе правила участия ее в гражданском обороте, а с другой — положения, обеспечивающие сохранность природных ресурсов, их рациональное использование, исключение возможности причинения вреда земле как основе жизни и деятельности населения страны.
Принципиальное значение для гражданского права, регулирующего предпринимательскую деятельность, имеют положения статьи 34 Конституции Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет права каждого на свободное использование своего имущества и своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой стороны, запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Первостепенное значение имеют также конституционные положения, содержащиеся в главе 2 и посвященные правам и свободам человека и гражданина и их судебной защите. Статья 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В ГК РФ находит свое развитие положение этой статьи о том, что решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в качестве основной формы защиты устанавливается судебный порядок, используя который, любое лицо может обжаловать любое решение или действие, нарушающее его права и свободы.
Статья 53 Конституции закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.
Для установления правильного соотношения и взаимодействия между конституционным и гражданским правом первостепенное значение имеет статья 15 Конституции и правильное ее толкование и применение. В пункте 1 этой статьи указано на то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Понятие высшей юридической силы в Конституции конкретизировано в содержащемся в этом пункте указании на то, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации любыми органами государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Наиболее важным и сложным является вопрос о понимании прямого действия Конституции. Здесь возможны совершенно различные подходы. Один из них может состоять в широком толковании и использовании прямого действия Конституции. При таком понимании, например, правосудие, в том числе по уголовным, административным, гражданским делам, может осуществляться непосредственно на основе норм Конституции Российской Федерации.
Возможен иной подход, при котором прямое действие Конституции допускается в более узком смысле и определенных аспектах. Представляется, что именно этот второй подход наиболее соответствует сегодняшнему пониманию и применению права. Конституция, при всей ее важности, не является единственным элементом правовой системы. Она может эффективно действовать лишь как центр правовой системы, находя свое развитие и конкретизацию во множестве законов и иных нормативных актах, относящихся к различным отраслям права.
В ряде случаев прямое применение норм Конституции означало бы игнорирование и разрушение правовой системы. Представляется, что прямое действие Конституции имеет совершенно определенные аспекты. Первый аспект состоит в том, что положения Конституции есть директива для законодателя. Законодатель при разработке и принятии законов обязан в качестве императивных предписаний учитывать нормы, закрепленные в Конституции. В случае невыполнения законодателем этого требования законы и иные правовые акты в той их части, в какой они не соответствуют или противоречат Конституции, не подлежат применению. Однако вопрос неконституционности законов и иных нормативных актов, установления их несоответствия Конституции есть предмет специального конституционного правосудия, которое осуществляется в Российской Федерации Конституционным Судом. Следовательно, только Конституционный Суд своим решением может лишать юридической силы соответствующие законодательные и иные нормативные акты по причине несоответствия их Конституции. Другие правоприменяющие органы, в том числе суды общей юрисдикции и арбитражные суды, при наличии определенных оснований вправе лишь направлять запросы в Конституционный Суд о проверке того или иного нормативного акта на предмет его соответствия Конституции.
Второй аспект прямого действия Конституции Российской Федерации состоит в том, что Конституция непосредственно определяет круг и содержание основных прав и свобод человека, гражданина. В случае посягательств на эти права и свободы судами должна обеспечиваться их защита независимо от того, конкретизированы ли предусмотренные в главе 2 Конституции права и свободы какими-либо отраслевыми законодательными актами. При этом в соответствии со статьей 64 Конституции положения главы 2 составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.
Третий аспект прямого действия Конституции проявляет себя по линии государственного права. Конституция является источником норм государственного права. И в этом своем качестве она непосредственно определяет как государственное устройство Российской Федерации, так и основные правила устройства государственной власти и полномочия ее органов.
Представляется, что чрезмерно широкое понимание прямого применения Конституции при рассмотрении конкретных уголовных, административных и гражданских дел и споров недопустимо и могло бы привести к юридическим ошибкам. Так, нельзя было бы разрешать споры по поводу частной собственности на землю только на основании статьи 36 Конституции. Совершенно очевидно, что это право должно быть конкретизировано в соответствующих отраслевых актах земельного и гражданского законодательства. Это вытекает из самой статьи 36 Конституции, указывающей на то, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Столь же опрометчивым было бы и прямое использование для разрешения возникающих конфликтов статьи 53 Конституции, указывающей на то, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного не только незаконными действиями, но также и бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Ясно, что вред, который, по мнению гражданина, причинен ему бездействием какого-либо государственного органа или должностного лица, может быть возмещен лишь по правилам закона, который бы предусматривал условия и порядок такого возмещения.