Военно-политический союз Кабарды и Русского государства в 1557 г., его особенности и значение

Взаимоотношения адыгов с Русским государством в XVI в., как и некоторые другие важные вехи истории Кабарды и Балкарии, в исторической литературе долгие годы большевистского режима освещались необъективно. В частности, до начала демократических перемен в нашем обществе по данному вопросу существовало одно мнение: якобы в то далекое время Кабарда была добровольно присоединена к России. До сих пор некоторые политические и государственные деятели почему-то продолжают придерживаться этого ошибочного мнения.Присоединенным то или иное государство к другому государству считается тогда, если судебно-административная система последнего вводится в политическую систему первого и его территория включается в состав территории второго, в данном случае -Русского государства. В XVI в. не были осуществлены эти мероприятия. Все это было проведено позже - в XIX в., в ходе Русско-Кавказской войны, когда Кабарда потеряла свою самостоятельность и стала составной частью России. Тем не менее необходимо рассмотреть, в чем особенность этого политического акта, который был совершен в середине XVI в. между Кабардой и Русским государством. Теснимые крымскими ханами, ослабляемые внутренними противоречиями и феодальными междоусобицами адыго-черкесские и кабардинские народы во главе с прорусски настроенными князьями и дворянами обратились первыми (в целях спасения) за помощью и покровительством к Русскому государству. Иван Грозный не сразу принял предложение адыгского посольства, и прежде чем согласился на решение данного, очень важного политического вопроса, прошло несколько лет. Чтобы изучить настроение Кабардинского общества по данному вопросу, он направил в Кабарду свое посольство. В 1554 г. крымский хан опять напал на черкесов, но он встретил достойное сопротивление. В августе 1555 г. в Москву прибыло новое адыгское посольство в количестве 150 человек. В 1554-1556 г. крымский хан нападал на черкесов, с которыми произошли ожесточенные сражения на земле адыгов. Крымцы в этих сражениях потеряли много воинов, в плен было взято не меньше. Адыги тогда взяли Таманский полуостров. Как видно, и в годы переговоров адыгов с Русским государством не прекращались нападения крымских татар на адыгов. Более того, они усилились.

Третье адыгское посольство в Москву было из Кабарды от имени верховного князя Темрюка Идарова и прибыло оно в июле 1557 г. переговоры в Москве завершились в июле 1557 г. заключением взаимовыгодного военно-политического союза между Кабардой и Русским государством, что положило начало процессу сближения не только Кабарды с Россией: этот политический акт явился началом сближения всех горцев Северного Кавказа и Закавказья с Россией. По этому союзу стороны обязались оказывать друг другу помощь во внутренней и внешней политике и в борьбе с внешним врагом. Собственно, потому этот политический акт и называется военно-политическим союзом. Так, по условиям договора Кабарда должна была ежегодно выделять для отправки в Москву 1000 породистых кабардинских лошадей-аргамаков, выставлять в военное время 20-тысячную конницу. Если учесть, что Русское государство в этот сложный период его истории вело постоянные войны со многими народами, 20-тысячная кабардинская кавалерия была внушительной силой. И в последующие периоды истории России черкесы всегда принимали самое активное участие во всех ее войнах и показывали небывалый героизм и отвагу.

Этот союз , во-первых, не предусматривал включения территории Кабарды (как и других адыгов) во владения Русского государства. Кабарда сохранила свою территориальную целостность.

Во-вторых, согласно этому договору, Кабарда сохранила все свои административные и гражданские учреждения и организации, в том числе все традиционные общественные институты.

В-третьих, осталось неизменным местное судопроизводство. Согласно этому союзу, Кабарда сохранила все свои местные права, т. е., оставаясь независимой и сохраняя внутреннюю самостоятельность, она была связана с Русским государством в основном обязательствами военной службы. Скорее всего, это был союз между русским правительством и правящей кабардинской феодальной знатью, прорусски настроенной ее частью, которая представляла большинство Кабардинского общества.

Кроме того, этот союз адыгских феодалов с Русским государством использовался впоследствии не только в борьбе с внешним врагом. Русское правительство всегда поддерживало прорусски настроенных адыгов в их борьбе с внутренними врагами, делавшими упор на союз с Турцией и Крымским ханством. Таким образом, Кабарда, «пробив окно в Россию», открыла перспективы сближения с ней и для остальных горцев Северного Кавказа и Грузии.

13. Кабардино-русские отношения во второй половине XVI века.

К середине XVI в. Кабарда состояла из ряда обособленных феодальных княжеств и, как отмечено выше, не все княжеские фамилии поддерживали ее сближение с Русским государством. Поэтому не случайно после заключения этого союза неоднократно уточнялось и дополнялось содержание кабардино-русских взаимоотношений. Но важен тот факт, что основное население Кабарды и наиболее влиятельные феодалы поддерживали этот союз. Он был закреплен династическим браком царя Ивана IV с дочерью князья Темрюка Гуащаней, названной после крещения Марией. Этот брак был заключен в 1561 г.

Обстоятельства сватовства царя Ивана IV указывают на политический характер этого шага. После кончины в 1560 г. первой жены царя Анастасии Романовны по решению Боярской думы были разосланы посольства для сватовства «в иных землях» - в Польшу, Швецию, к князьям западно-адыгского племени жане и, наконец, в Кабарду, к князю Темрюку Идарову. Три первых посольства не дали результатов. Этот брак примечателен еще тем, что Русское государство ставило адыгов наравне с другими европейскими государствами, какими были в то время Польша и Швеция. Это было не случайно, что наряду с этими государствами русские избрали объектом сватовства своего царя представительницу адыгского народа. Не случайно, что этот брак имел очень большой политический резонанс. Также появление в Москве посольств от других кавказских правителей воспринималось в Турции и Крыму, как недружелюбный акт со стороны России и народов Кавказа, что сопровождалось усилением военных набегов на Кабарду.

В целом во второй половине XVI в. кабардино-рус-ские отношения развивались в напряженной международной обстановке. Мир между Турцией и Ираном, заключенный в 1555 г., не прекратил соперничества этих двух восточных держав за обладание Кавказом. Уже в 1578 г. возобновились ирано-турецкие войны, растянув-Дочь Темрюка была привезена в 1561 г. в Москву и крещена. Свадьба состоялась 21 августа того же года. шиеся на несколько десятилетий. Между тем с выходом России к Каспийскому морю в 1550-х гг. перед ней встали задачи расширения экономических и политических связей с Северным Кавказом, Закавказьем и Ираном. Взаимоотношения с Кабардой играли важную роль в восточной политике русского правительства, противоречили стратегическим планам турецких султанов, стремившихся использовать северокавказский путь для обеспечения военных действий турецких войск в Закавказье. Султаны направляли против Кабарды и России силы своих вассалов - крымских ханов. Это было тем более опасно для России, что Крым во время Ливонской войны был связан с Польшей военным союзом.

Крымско-турецкие войска на Северном Кавказе встречали упорное сопротивление адыгов, особенно кабардинцев. Но феодальная раздробленность Кабарды и западно-адыгских племен мешала объединению народных сил для борьбы с внешними врагами. Кабарда всегда участвовала во всех войнах России с ее внешними врагами. И Россия тоже оказывала Кабарде военную помощь в ее борьбе с внешними врагами. Почти во всех войнах России с Турцией и Крымским ханством, которые происходили в XVI-XVII вв., адыги выступали на стороне России и сражались отважно и храбро.

Наши рекомендации