Вопрос 14: Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации
Национальная идея – сложное структурное образование. Это и четко выраженный взгляд на общие фундаментальные ценности определенной национальной общности, и распространенные в обществе ценностные ориентации, и образ и качество жизни, и социальный и нравственный идеал, и осознание места и роли страны в мире, и национальная самоидентификация.
Элементы национальной идеи – это своеобразные кирпичики, из которых складывается фундамент идеологии белорусской государственности, способной объединить большинство граждан Республики Беларусь, соблюсти права и интересы национальных меньшинств, разных конфессий и социальных субъектов.
Национальная идея представляетосознанное и выраженное представление о том, что данная историческая общность людей является особым социальным субъектом: народом, нацией и что в этом качестве она может самостоятельно строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами.
Национальная идея вызревает в ходе многовекового развития данной общности и выступает как естественное ядро ее самосознания.
Национальная идея белорусов зарождалась и осознавалась на протяжении целых эпох.
Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской общности происходил практически на протяжении всего XIX в.
Вехами на этом пути явились:
· осознание в 1810—1820-е гг. группой профессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности «тутэйшых»
· обоснованный в 1884 г. в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют особый народ и постановку ими вопроса о создании белорусами собственной автономии;
· открытие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности, самостоятельности нового белорусского языка, формировавшегося с начала XIX в. на основе живых народных говоров, и осознание им значения языка.
15. Национальная идея- исходное положение белорусской государственной идеологии.
Под нац. идеей в полит. науке принято понимать овладевшую сознанием определенной территориальной общности людей мысль о том, что эта общность явл. особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собств. усмотрению строить и свою внутр. жизнед-сть, и свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку задачи самоопределения общности в качестве суверенного нац. гос-ва. Соответствующие общественные действия принято называть нац. движением.
Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской общности происходил практически на протяжении всего XIX в. Вехами на этом пути явились:
· осознание в 1810—1820-е гг. группой профессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности «тутэйшых»
· обоснованный в 1884 г. в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют особый народ и постановку ими вопроса о создании белорусами собственной автономии;
· открытие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности, самостоятельности нового белорусского языка, формировавшегося с начала XIX в. на основе живых народных говоров, и осознание им значения языка.
Понадобилось еще более 30 лет для того, чтобы идея самоорганизации белорусской этнической общности в нацию-государство овладела достаточно широким кругом активной части белорусов. Это произошло благодаря творчеству создателей и авторов газеты «Наша ніва», и особенно усилиями М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа.
В результате обретения РБ независимости встал вопрос о формировании национальной гос. идеи.
Поречина: независимость – стабильность – благосостояние.
Матусевич: соц.справедливость – народовластие – патриотизм – дух.ценности – нац.достоинство – конституц.порядок – законность.
Ермолицкий: суверенитет – эффективность.
Мельник: бацькоўшчына – братэрства – працавітасць.
Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством.
Правовой основой гос. идеологии является Конституция. Гос. идеология дает представление гражданам о направлении развития об-ва и гос-ва, утверждает общие принципы существования гос-ва и его политики.
В.А. Мельник выделяет следующие составляющие государственной идеологии:
· культурно-историческую (совокупность представлений о особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе);
· политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами);
· экономическую (система концепций и программ экономического развития);
· социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей).