Антиколониальное движение в межвоенный период
1. Причины активизации антиколониальной борьбы.
2. Изменения в идеологии национально-освободительного движения.
3. Формирование политических партий.
4. Динамика освободительной борьбы в 1918-1945 гг.
В политическом развитии Востока в межвоенный период главными тенденциями стали: активизация национально-освободительного движения, обновление его идеологии и появление у него политических партий и харизматических лидеров.
Активизация национально-освободительного движения был вызвана усилением противоречий между колонизаторами и населением колоний. Национальная буржуазия была недовольна засильем иностранного капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной экономикой, которая ассоциировалась у них с колонизаторами. Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и ограбления. Своё влияние на подъём освободительного движения оказали также Коминтерн и СССР. Коминтерн решительно критиковал колониализм, а Советская Россия (позже СССР) оказывала антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии).
В межвоенное время национально-освободительное движение получило новую идеологию. В Турции она выразилась в кемализме, в Индии — в гандизме, в Индонезии — в мархаэнизме, в Китае — в суньятсенизме, в мусульманских странах — в исламском национализме. Все эти доктрины имели общие черты:
1) в них призывы к продолжению модернизации сочетались с призывами сохранить лучшие традиции старого общества. Ранее же идеологи национального движения призывали уничтожить традиционное общество и заменить его новым, выстроенным по образцу Запада;
2) новая идеология освободительного движения использовала религиозные идеи, тогда как ранее она была подчёркнуто светской. Так, мархаэнизм называл ислам одной из основ независимой Индонезии и старался совместить идеи ислама с марксизмом и либерализмом. Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей ислама. И только кемализм носил ярко выраженный светский характер;
3) идеология освободительного движения выражала теперь не только интересы буржуазии, но и простых людей. Её создатели отрицали деление восточного общества на классы и призывали к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.
Новая идеология позволяла объединить в борьбе за независимость самые широкие слои населения, что заметно усилило антиколониальное движение.
В межвоенное время ускорилось формирование на Востоке политических партий. Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за скорейшее проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Они также отказывались от сотрудничества с другими партиями и решительно выступали против религии. Из-за всех этих ошибок компартии в странах Востока не имели высокого авторитета, а в ряде стран были загнаны в подполье (Турция, Иран, Индонезия). Исключением стала компартия Китая, которой удалось закрепиться на политической сцене страны.
Главной политической силой в странах Востока стали национальные партии: в Китае — Гоминьдан, в Индии — Индийский национальный конгресс, в Египте — Вафд, в Индонезии — Национальная партия, в Турции — Народно-республиканская партия и др. Из этих партий вышли харизматические лидеры национально-освободительного движения. В Китае — Сунь Ятсен, в Индии — М. Ганди, в Турции — М. Кемаль, в Египте — С. Заглул, в Индонезии — Сукарно.
Благодаря своей гибкой идеологии национальные партии объединили вокруг себя разные слои населения и превратились в массовые организации. Общей целью все национальные партии считали достижение независимости и создание сильных процветающих государств. Однако они по-разному представляли себе методы достижения этой цели. Так, стратегия ИНК строилась на использовании ненасильственных форм борьбы в виде кампаний гражданского неповиновения. Национальные партии Китая и Турции свою стратегию выстроили на вооружённой борьбе за независимость. Национальные партии Египта и Индонезии старались сочетать пропагандистскую деятельность и вооружённую борьбу.
В межвоенный период антиколониальное движение прошло 3 этапа: резкий подъём в 1918 – 1923 гг., спад в 1924 – 1929 гг. и новый подъём в 1929 – 1939 гг. В это время антиколониальное движение добилось заметных успехов по сравнению с началом ХХ в. Египет, Афганистан, Иран, Ирак, Турция, Китай стали независимыми государствами. США в 1935 г. предоставили автономию Филиппинам и пообещали в течение 10 лет предоставить независимость. В 1936 г. Франция признала независимость Сирии и Ливана, но в 1939 г. отказалась от этого решения.
В годы 2-й мировой войны активность антиколониального движения еще более усилилась под влиянием ряда факторов: принятия Атлантической хартии, поражения Франции, снижения возможности Великобритании бороться с освободительным движением, захватом Японии стран Юго-Восточной Азии. В годы войны часть национальных партий пошла на сотрудничество с «державами оси», но основная масса предпочла ориентацию на антигитлеровскую коалицию. В конце войны отчетливо проявилась тенденция к созданию коалиций антиколониальных сил разной идейной направленности во имя борьбы за независимость. В ряде колоний у национально-освободительного движения появились вооруженные формирования. В целом ряде стран Азии и Северной Африки антиколониальные силы в 1944-1945 гг. потребовали от руководства метрополий предоставления независимости и даже провозгласили независимость своих стран (Индонезия, Вьетнам, Лаос и др.). Стремление к независимости продемонстрировали и страны Тропической Африки. В октябре 1945 г. 5-й панафриканский конгресс призвал африканцев к борьбе за свободу с использованием всех средств, в том числе и военных.
В сложившихся условиях крушение колониальной системы стало лишь вопросом времени.
Китай в 1918-1929 гг.
1. Подъем национального движения.
2. Создание политических партий.
3. Сунь Ятсен и создание Объединенного Гоминьдана.
4. Национальная революция и ее итоги.
К окончанию I мировой войны Китай оставался отсталой полуколониальной страной. За годы войны ускорилось развитие национальной промышленности, т.к. иностранное вмешательство в экономику ослабло. Однако иностранный капитал стал занимать сильные позиции в Китае. Иностранцы контролировали таможни и внешнюю торговлю, добывающую промышленность, транспорт, финансовую систему, почти половину лёгкой промышленности страны. В политическом отношении Китай после Синьхайской революции распался на зоны влияния милитаристских группировок. Они вели между собой постоянные войны, которые использовали иностранные державы для усиления своего влияния в стране. Возникла реальная угроза раскола Китая на несколько частей и полной утраты независимости.
В то же время за годы войны в китайском обществе усилились националистические настроения, выросло стремление к созданию сильного независимого Китая. В наибольшей степени эти настроения охватили городские слои: студенчество, интеллигенцию, предпринимателей, ремесленников, рабочих. В годы войны патриотические настроенная интеллигенция создала «движение за новую культуру», выступившее за преодоление конфуцианства и за обновление страны.
Подлинным вождём китайских националистов стал Сунь Ятсен, разработавший программу модернизации страны. Эта программа сочетала традиционные и западные идеи и была нацелена на создание в Китае развитого и справедливого общества. В основе программы Сунь Ятсена лежала идея «ускорения прогресса», чтобы вывести Китай в число наиболее передовых и сильных стран мира. В экономической сфере Сунь Ятсен выступал за быстрое развитие промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства на базе достижений мировой науки и техники. При этом Сунь Ятсен главную роль в экономике отводил государству, а частному сектору отводил подчинённую роль, т.к. он считал буржуазию группой безнравственных стяжателей, вносящих раскол в общество. Такую экономическую систему Сунь Ятсен называл государственным социализмом. В социальной сфере Сунь Ятсен считал, что государство не должно допустить резких разрывов в доходах населения и тем самым обеспечить социальный мир в стране. В политической сфере Сунь Ятсен хотел создать демократическую республику, но считал, что для её создания революционная партия должна установить опеку над обществом, чтобы приучить народ к жизни по принципам демократии.
Сразу после войны в Китае произошёл подъём национального движения, вызванный политикой великих держав. На Парижской мирной конференции они отказались даже рассматривать вопрос об отмене неравноправных договоров с Китаем и передали Японии часть его территории, хотя Китай участвовал в войне на стороне Антанты. 4 мая 1919 г. студенты Пекина подняли антииностранное движение, которое быстро охватило крупные города страны. В нём объединились студенты, интеллигенция, буржуазия, ремесленники, рабочие. Однако незначительных уступок правительства оказалось достаточно для того, чтобы в июне 1919 г. это движение прекратилось, хотя положение в стране никак не изменилось.
В то же время Движение 4 мая подтолкнуло процесс создания политических партий, т.к. оно показало политикам страны, что борьбу за обновление и независимость надо готовить. Первый шаг в этом направлении сделал Сунь Ятсен, разочаровавшийся в своих попытках возродить Китай с помощью милитаристов и западных держав. В октябре 1919 г. он создал Китайскую национальную партию (Гоминьдан). Одновременно он установил контакты с СССР, увидев в нём союзника в борьбе за независимость страны. С помощью инструкторов из ВКП (б) он в начале 20-х годов реорганизовал гоминьдан, сделав партию прочной политической организацией с чёткой структурой, программой и уставом. В мае 1921 г. на базе марксистских кружков была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она выступила за немедленную социалистическую революцию в Китае и отвергала сотрудничество с другими партиями, в т.ч. и с гоминьданом. В Гоминьдане также было много противников сотрудничества с коммунистами.
Тем не менее, Сунь Ятсен взял курс на создание союза Гоминьдана и КПК, встретив на этом пути поддержку СССР, который подтолкнул КПК к сотрудничеству с партией Сунь Ятсена. В январе 1924 г. был создан союз Гоминьдана и КПК, получивший название единый фронт. По условиям этого союза члены КПК вступали в Гоминьдан, коммунисты входили в партийное руководство, но при этом КПК сохраняла свою идейную самостоятельность. Своими целями единый фронт назвал объединение страны, отмену неравноправных договоров, введение демократических свобод, улучшения положения крестьян и рабочих. Свою работу единый фронт перенёс на юг Китая, где началось создание рабочих и крестьянских союзов, а также была создана военная школа для формирования собственной армии. Эти действия сделали единый фронт реальной силой.
В 1925 г. в Китае начался новый подъём национального движения, вскоре переросший в национальную революцию 1925 – 1928 гг. В мае 1925 г. англичане расстреляли антияпонскую демонстрацию в Шанхае, что вызвало целую волну антииностранных выступлений в крупных городах страны. Однако в июне 1925 г. после некоторых уступок великих держав движение пошло на спад. В этих условиях гоминьдан решил начать вооружённую борьбу за объединение страны. В июне 1925 г. он создал своё правительство на юге страны, объявившее себя единственной законной властью, и переименовал свои отряды в Национально-революционную армию (НРА). К началу 1926 г. НРА разбила милитаристов Южного Китая и поставила под свой контроль 2 южные провинции. В июле 1926 г. она начала Северный поход и в апреле 1927 г. контролировала уже весь Южный Китай до р. Янцзы. В апреле 1928 г. НРА возобновила Северный поход, и в декабре 1929 г. весь Китай оказался под властью Гоминьдана. Национальная революция завершилась победой.
Однако в ходе революции единый фронт распался. Причиной распада стал конфликт между коммунистами и правым крылом Гоминьдана. В ходе революции КПК решила подчинить себе Гоминьдан и начала выдвигать лозунги социальных преобразований, рассчитывая возглавить революцию. Это обеспокоило правую часть Гоминьдана, боявшуюся, что коммунисты расколют национальное движение своими призывами передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. В 1926 г. лидер правого крыла командующий НРА Чан Кайши убрал коммунистов из руководства Гоминьдана и сосредоточил в своих руках всю власть в партии. Но от союза с КПК не отказался, чтобы не потерять поддержку СССР перед Северным походом. В начале 1927 г. коммунисты вместе с левой частью Гоминьдана сумели лишить Чан Кайши контроля над партией. В ответ он в апреле 1927 г. создал собственное правительство и развернул репрессии против коммунистов. Левое крыло Гоминьдана в июле 1927 г. разорвало союз с коммунистами и признало власть Чан Кайши. После распада единого фронта КПК начала открытую борьбу с Гоминьданом за то, чтобы возглавить революцию. Осенью 1927 г. коммунисты подняли восстания крестьян на юге Китая. Эти восстания не получили широкой поддержки и были подавлены. Гоминьдан доказал, что является главной силой Китая.