Вопрос № 1. Государственное регулирование инновационных процессов в России

Лекция № 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Материал лекции заимствован из следующей литературы

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.

2. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Государственное регулирование инновационных процессов в России

Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Вопрос № 1. Государственное регулирование инновационных процессов в России

Государственное регулирование экономики и инновационных про­цессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных усло­вий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений — за­щита свободы личности, собственности и предпринимательства. Госу­дарство должно работать с рынком в одной упряжке.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохране­ния и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, фи­нансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направ­лениях науки и техники;

2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не использу­емых по назначению;

3) разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельно­сти, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

4) совершенствование механизмов системы привлечения банков­ского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

5) разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и мине­рального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энер­гетический комплекс;

6) создание в финансово-промышленных группах наряду с систе­мой консолидации финансовых и производственных потенциа­лов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

7) формирование института разработчиков и управляющих инно­вационными проектами из числа научно-технических работни­ков, ученых и специалистов;

8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-техничес­кой сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым ка­питалом для помощи прорывным проектам;

9) формирование системы целевого использования средств аморти­зационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов ра­бот, освоением инноваций, патентованием новых решений, при­обретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и безпатентных лицензий;

10) разработка предложений об изменении налогового законодатель­ства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

♦ социально-экономические и научно-технические прогнозы госу­дарственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

♦ государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные регуляторы;

♦ федеральные и региональные программы, балансы и модели оп­тимизации экономических процессов;

♦ государственные заказы и современные контрактные системы;

♦ индикативные механизмы и регуляторы деятельности государ­ственных предприятий и организаций и других форм собствен­ности;

♦ механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели /25/ относят следующие:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, стра­хование инновационных рисков, введение государственных санк­ций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно си­стемы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в от­раслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инно­ваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных про­цессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М. Гохберг относит следующие /25/:

♦ прямое финансирование;

♦ предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

♦ создание венчурных инновационных фондов, пользующихся зна­чительными налоговыми льготами;

♦ снижение государственных патентных пошлин для индивиду­альных изобретателей;

♦ отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

♦ реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

♦ создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки иннова­ционной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечива­ющей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологическо­го уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной дея­тельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуаль­ной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, за­щита интересов национального инновационного предпринима­тельства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообло­жения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой тех­ники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимо­сти основных фондов со сроком службы более 3 лет в качестве амор­тизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы — Госкоми­тет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствую­щих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кре­диты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Прави­тельством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку под­программы развития и реконструкции МП, осваивающих новые техно­логии.

Центральное место в системе прямого государственного регулиро­вания занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях дивер­сификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновацион­ных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государствен­ные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процес­сов повышается при использовании механизмов конкурсности в рас­пределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является, как отме­чают В. А. Васин и Л. Э. Миндели, правовое регулирование инноваци­онных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-техниче­ской и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96. Этот закон определил стратегию, принципы и порядок фор­мирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обще­стве, экономике; правовой статус научного работника; закрепил виды научных организаций, множественность источников финанси­рования отрасли, принципы управления научной деятельностью, ос­новные формы воздействия органов государственной власти на фе­деральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-техни­ческого сотрудничества.

Организационный механизм государственного регулирования иннова­ционной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государ­ственной власти (центральные и местные), предприятия и организа­ции государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие фор­мирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает уча­стие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, явля­ющийся консультативным органом. Основными задачами Совета яв­ляются: информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разработка предло­жений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; анализ и экспертиза по­ступающих на заключение Президента проектов законодательных ак­тов по научно-техническим вопросам; подготовка предложений о за­ключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; участие в подготовке официальных документов и материа­лов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере науч­но-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах фун­кционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию, и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию /25/.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, кото­рую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Ос­новными функциями комиссий являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнитель­ных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной на­учно-технической политики, стимулирование реализации в производ­стве научно-технических достижений, определение путей реформиро­вания научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Ко­ординационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим фор­мирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техни­ки; разработка и применение организационно-экономических меха­низмов реализации выбранных приоритетов; разработка государ­ственных научно-технических программ и проектов; методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ; финансирование гражданских НИОКР об­щегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности; формирование со­ответствующих систем экономического стимулирования и организа­ционных структур; создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований; обеспечение формирова­ния государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на эко­номику непосредственно разрабатывает государственную инноваци­онную политику, определяет приоритеты в развитии народного хо­зяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию ин­новационной активности, организует разработку федеральных целе­вых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономи­ки, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инноваци­онных процессов показана на рис. 2.1.

Вопрос № 1. Государственное регулирование инновационных процессов в России - student2.ru

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма госу­дарственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше.

И. В. Липсиц и А. А. Нещадин /35/ предлагают конкретные меры государственного регулирования научно-технической политики в це­лом по промышленности РФ и по отдельным технологическим укла­дам.

К мерам государственного регулирования для всей промышленнос­ти РФ относятся следующие:

1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без госу­дарственного регулирования цен.

2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных кор­пораций, холдинговых компаний, охватывающих технологиче­ски связанные цепочки предприятий, путем:

• предоставления приоритетного права на приобретение паке­тов акций предприятий;

• снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;

• содействия формированию государственной системы взаимо­действия крупных предприятий с малыми и средними пред­приятиями.

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия­ми различного уровня — федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка.

Меры по государственной поддержке отраслей 5-го технологиче­ского уклада России:

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государ­ством, а продажа на внешний рынок государством должна конт­ролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний ры­нок.

3. Государственная поддержка формирования совместных пред­приятий.

4. Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную про­дукцию.

6. Оказание государственного содействия при создании вертикаль­но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компа­нии пакета акций.

Меры по государственной поддержке отраслей 3 и 4-го технологи­ческих укладов России:

1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потреби­тельские товары, выпускаемые российскими предприятиями, пу­тем роста заработной платы.

2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению кредитов.

4. Направление бюджетных средств только на приобретение отлич­ной продукции.

5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов по­требления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7. Создание в России информационных систем по всем видам вы­пускаемой продукции.

Вопросы государственного регулирования международных связей в об­ласти инновационной деятельности, на наш взгляд, достаточно полно освещены в разделе, написанном В. А. Васиным и Л. Э. Миндели /25/.

Государственное регулирование международных связей в иннова­ционной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либе­рализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внут­ренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство может инициировать и непосредственно финансиро­вать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние междуна­родные инновационные программы,деятельность международных ис­следовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономи­ческие (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические — таможенное регулирование, экспортные и импорт­ные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В перечне инструментов государственного регулирования между­народного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

♦ выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудни­чества;

♦ финансирование кадровых обменов;

♦ подключение к мировым системам научно-технической инфор­мации;

♦ включение в мировое технологическое пространство путем вве­дения в стране международных стандартов и норм;

♦ оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;

♦ поддержка международных контактов малого и среднего иннова­ционного бизнеса;

♦ государственное стимулирование зарубежных инвестиций в ин­новационную сферу и аналогичных вложений отечественных ин­весторов за границей;

♦ зарубежное патентование за государственный счет;

♦ закупка зарубежной научно-технической литературы;

♦ привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных про­грамм и проектов и другие инструменты.

В России в настоящее время происходит формирование законода­тельных и организационных предпосылок государственного регули­рования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с ино­странным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмезд­ного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических пе­чатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, на­укой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных организаций.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к де­ятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим междуна­родным соглашениям.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулиро­вания отечественных и иностранных инвестиций в российскую эко­номику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достиже­ний. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать освое­нию невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих про­изводств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономики РФ создан Российский центр содей­ствия иностранным инвестициям.

Не менее значимыми для включения России в международное разде­ление труда на инновационной базе являются разрабатываемые в насто­ящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного со­действия реализации международных прикладных проектов при Мин­науки создан Российский дом международного научно-технического со­трудничества.

В систему государственного регулирования входит также экспорт­ный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб без­опасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма ак­туально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписан­ным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список тех­нологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз ли­цензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основании заключений Федеральной службы по валютному и экс­портному контролю.

Государственная стратегия и тактика в области международной на­учно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффек­тивность международных связей.

Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими странами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активи­зировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, раз­вивающимися государствами, а также восстановить связи с государ­ствами Восточной Европы, СНГ и ближнего зарубежья.

Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам ин­новационной продукции значительно облегчается активным участи­ем страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГА­ТЭ и многих других /25/.

Наши рекомендации