Вопрос № 26. Понятие и функции местного самоуправления в РФ. Система органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральными законами.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Внутреннее устройство организации и функционирования местного самоуправления, выражающееся в создании и развитии муниципальной системы органов, призвано обеспечить в самоуправленческом процессе достижение региональных целей. От системы органов местного самоуправления зависит структура органов управления, объем их полномочий, функций и ответственности. Однако, помимо типовых органов управления, в системе органов местного самоуправления имеются сложные структуры, которые обладают признаками, свойственными только государственным органам управления, и выполняют только государственные полномочия. Например, орган записи актов гражданского состояния и т.д. В целом система органов местного самоуправления напоминает систему государственных органов субъектов Российской Федерации в миниатюре.

Правовое положение и функции органов местного самоуправления в общегосударственной системе управления обусловлены целым комплексом политических и социально - экономических факторов. Роль этих органов в решении государственных и общественных задач, их правовой статус полностью отражают те коренные изменения сущности государства, его организации и структуры, которые являются результатом демократических преобразований. А организация деятельности органов местного самоуправления - важнейший фактор реализации принципа демократизации государства. Поскольку функции органов местного самоуправления - это, главным образом, децентрализация некоторых функций государственного управления, центр придает большое значение совершенствованию системы местного управления. Однако особенность правового статуса органов местного самоуправления состоит в том, что они выступают не как упол-номоченные представители государственной власти, назначенные ею, а как органы, образуемые непосредственно населением, представляющие его интересы, выражающие его волю, ответственные перед ним за всю свою деятельность.

Исследования, проведенные в муниципальных образованиях Кемеровской области и Алтайского края, показали, что в основной своей массе в муниципальных образованиях пол-ностью сохранились все органы управления, существовавшие в советский период на местах. Не изменились не только названия органов управления, но и их функции, полномочия, сферы деятельности.

Тот факт, что названия органов местного самоуправления совпадают, как правило, с названиями органов государственной власти, закономерен. Практика показывает, что органы местного самоуправления независимо от их правовой природы продолжают выполнять функцию государственного управления на местах. Пределы самостоятельности органов местного самоуправления относительны и должны выражаться в разграничении полномочий и сфер компетенции властей центра и мест, то есть в обособленности круга дел, предоставленных местному самоуправлению. Хотя необходимо отметить, что госу-дарственное начало местного самоуправления заложено в выполняемых им отдельных государственных функциях: налоговая политика, содействие в военной мобилизации, обеспечение охраны общественного порядка, социальное обеспечение, организация выборов и другое. Без государственного начала местное самоуправление немыслимо. Но местное самоуправление не должно подменяться местным государственным управлением. Однако четкой грани между помощью и давлением со стороны субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления пока нет.

Статья 14 Федерального закона <*> к органам местного самоуправления относит выборные органы местного самоуправления и иные его органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Представительные органы местного самоуправления, их виды, порядок формиро-вания, сфера деятельности, наименования, функции, полномочия и компетенция, как правило, указываются в уставах муниципальных образований. С исполнительными органами местного самоуправления ситуация неоднозначна. Изучение уставов муниципальных образований Кемеровской области, Красноярского и Алтайского краев показало, что опре-деление структуры исполнительных органов, порядок их формирования, названия, сфера деятельности, взаимодействие между собой отнесены к компетенции руководителя исполнительных органов или к компетенции главы местной администрации. Поскольку существовала практика разработки типового проекта устава муниципального образования органами субъекта Российской Федерации, где установление структуры исполнительных органов относилось к компетенции главы местной администрации, основная масса уставов муниципальных образований была принята или утверждена в предложенном варианте. То есть был заложен и узаконен принцип единоначалия в системе исполнительных органов местного самоуправления.

В этом, на наш взгляд, заключается одна из причин сохранившейся системы органов местного самоуправления советской модели, отсутствия четкой грани в компетенции органов местного самоуправления между выполнением собственных и государственных полномочий и неспособностью органов местного самоуправления в полном объеме вы-полнять функции, возложенные на него федеральным законодательством.

Изменившееся правовое положение органов местного самоуправления должно существенно влиять на объем полномочий и, главное, на источники финансирования. В отличие от правового положения и принципов финансирования системы органов местных Советов, федеральным законодательством установлены конкретные предметы ведения местного самоуправления, источники финансирования при выполнении им исключительных полномочий и государственных полномочий. Поскольку установление системы ис-полнительных органов муниципального образования находится в одних руках - руководителя муниципального образования, - то реально проконтролировать целесообразность создания тех или иных органов практически невозможно. А расходы на содержание этих исполнительных органов невозможно не только проконтролировать, но и обеспечить. Таким образом, возникает еще одна проблема - постоянный дефицит местного бюджета на содержание органов управления муниципального образования.

Это, как правило, приводит к созданию в системе местного самоуправления органов, выполняющих функции, не связанные с предметами ведения местного самоуправления. Особенности содержания и характера каждого из видов управленческой деятельности органов местного самоуправления обусловливают их различные организации, структуру и правовые формы осуществления деятельности. Для совершенствования процесса управления в муниципальных образованиях следует, на мой взгляд, с одной стороны, конкретизировать организационные формы управления, а с другой - унифицировать (типизировать) эти организационные формы. Укреплять местные органы власти надо не путем "механического" увеличения объема их правомочий, а совершенствуя их властные полномочия, расширяя функции органов местного самоуправления в различных сферах его деятельности, четко определяя формы ответственности.

Так, необходимо:

" в области руководства экономикой - расширить полномочия в развитии местной промышленности, переработки городских отходов и пр., в управлении подведомственными предприятиями, в развитии координирующих и регулирующих функций органов по взаимодействию с предприятиями различных форм собственности;

" в сфере обеспечения правопорядка и охраны прав граждан - возродить товарищеские су-ды, расширить полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства, охраной трудовых и иных прав несовершеннолетних, по контролю за собственниками земли, за действиями потребительской, жилищной и иной кооперации и т.д.;

" в сфере управления - для совершенствования системы органов местного управления следует направить субъекты Федерации на путь установления единого порядка образования и правового положения для каждого вида органа управления, а также закрепить принцип, согласно которому определенное наименование органа управления отражало бы назначение органа, характер и объем его деятельности, порядок образования, правовое положение и объем полномочий. Чтобы по наименованию органа управления можно было бы судить и о его месте в системе органов местного самоуправления.

Принятие субъектом Федерации Общего положения об исполнительных органах местного самоуправления решило бы часть этих проблем. В Общем положении должны быть указаны признаки, при наличии которых создаются исполнительные органы местного самоуправления, порядок их образования и правовой статус, цели и задачи, подчиненность, сфера деятельности и предметы ведения, общие специфические правомочия органов местного самоуправления. Необходимо было бы также определить и формы обеспечения коллегиальности в деятельности исполнительных органов местного самоуправления как принципа их работы. Обязательным должно быть и указание формы правовых актов, которые могут издавать исполнительные органы муниципального образования, особенно адресованных органам управления, не входящим в систему местного самоуправления.

Общее положение должно содержать и единые гарантии действенности проводимых органами местного самоуправления мероприятий, обеспечения выполнения правовых актов органов муниципального образования, издаваемых ими во исполнение поставленных перед ними задач.

Представляется, что в Общем положении об исполнительных органах местного само-управления могли бы быть решены только важнейшие вопросы правового статуса этих органов. На основе Общего положения каждый орган управления в муниципальном образовании мог бы разработать свое Положение, подробно регламентирующее специфические задачи и функции органа, его компетенцию.

Местному самоуправлению в Российской Федерации еще предстоит решить многие проблемы, но уже сегодня ясно - без помощи органов государственной власти, без научно обоснованной организации системы органов местного самоуправления чуда утверждения подлинно народной демократии не произойдет. Местному самоуправлению необходима помощь.

Наши рекомендации