Апогей самодержавия» при Николае I
Внутренняя политика Николая I (1825–1855) явилась развитием тенденций, обозначившихся в последнее десятилетие царствования его старшего брата Александра I. Участие в процессе над декабристами стало для нового царя первым опытом государственного управления. Николай был убежден, что только крепкая самодержавная власть может навести порядок в стране, и в основном полагался на силовой способ управления. Идеалом организации управления Николая I был отлаженный механизм армии. Многие важные административные должности были заняты генералами. Николай нередко сводил государственную власть к личному вмешательству на манер военного командования. Время правления Николая I в отечественной историографии называют «апогеем самодержавия».
Образцом правителя Николай считал Петра I. Подражая Петру, он всем свои образом жизни стремился показать образец добросовестного несения службы. Как и Петра I, Николая I отличала глубокая вера в силу административного решения. С его точки зрения, главной причиной основной массы проблем в России была неэффективная работа государственного аппарата, отсутствие должного порядка. Но в отличие от Петра I, Николай был убежденным антизападником, противником проникновения в Россию европейских идей. Программным заявлением можно считать слова императора: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни».
Принцип режима личной власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию. Уже в первый год своего правления Николай расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив канцелярию на отделения (департаменты), он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно ограничивало компетенцию Сената, Кабинета министров и Государственного Совета.
В обязанности I отделения императорской канцелярии входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений, через это отделение император контролировал работу министерств.
II отделение было создано для работы по систематизации и кодификации законов. Николай твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране и придавал важное значение наведению порядка в законодательной деятельности. Душой всего дела стал М. М. Сперанский. К 1830 г. была завершена работа по составлению «Полного собрания законов Российской империи». Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. (К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное Уложение 1649 г.). К 1833 г. был подготовлен «Свод действующих законов Российской империи» из 15 томов, признанный единственным основанием для решения всех дел в государстве.
Одной из первоочередных задач Николай полагал организацию заслона на пути распространения «разрушительных» революционных идей в России. Ее осуществление было возложено на III отделение канцелярии императора, выполнявшее функции политической полиции, и подчиненный ему корпус жандармов. Главой отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом [1, c. 212-213].
Укрепление полицейско-бюрократического аппарата, последовательная централизация управления рассматривалась как средство укрепления самодержавия. Предпринимались попытки поставить под контроль государственного аппарата все сферы общественной жизни. Следствием этого был значительный рост численности чиновников. Произвол бюрократии приобрел невиданный размах. От него страдали не только простолюдины, но и дворянство. Подлинным бедствием для страны стали коррупция и казнокрадство. Деятельность специально созданного для борьбы с этими явлениями Главного управления государственных ревизий была малоэффективной. Вопиющая некомпетентность бесконтрольного чиновничества сводила подчас на нет даже те робкие попытки преобразований, которые решался провести Николай I [59; 123].
Во второй четверти XIX в. происходил процесс дальнейшего развития нового, капиталистического уклада в экономике страны, приобретавшего ярко выраженный характер. В 30–40-х гг. начался промышленный переворот. Развитие промышленности привело к изменению социального состава российского общества. В районах, свободных от крепостного права (юг Украины, Предкавказье, Заволжье и Сибирь), зарождаются капиталистические отношения в сельском хозяйстве. В богатых имениях расширяется использование машин, удобрений, передовых приемов агротехники, внедряются более продуктивные сорта культур и пород скота, осваиваются новые виды сельскохозяйственных культур. Но развитие капитализма в стране сдерживали феодально-крепостнические порядки: крепостная зависимость крестьян мешала формированию рынка свободной рабочей силы. Мелочная бюрократическая регламентация предпринимательской деятельности сковывала деловую активность, инициативу промышленной буржуазии. Нарастали кризисные явления во всех сферах экономики. Для передовой общественности все очевиднее становилась необходимость преобразований в стране.
Необходимость перемен осознавал и сам Николай I. Но он полагал, что характер, последовательность и темпы преобразований должно определять только государство и отрицательно относился к либеральным, революционным идеям российской интеллигенции, полагая их несовместимыми с условиями страны.
Самой острой внутриполитической проблемой был крестьянский вопрос [52]. Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убежден в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому вопросу. В 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы. В 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В 1827–28 гг. помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. был запрещен публичный торг людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги. Все эти положения носили характер полумер.
Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепостничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни (1837–1841 гг.), население которой составляло более 40 % всех крестьян России. С этой целью было создано V отделение Собственной императорской канцелярии, позже преобразованное в Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев. Государственные крестьяне стали юридически свободными землевладельцами. Крестьянским общинам придавался статус органов местного самоуправления. Министерство должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права. Власти занимались увеличением крестьянских наделов, переселением крестьян из центра на окраины, где еще хватало свободных земель. Строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства. Государство стремилось показать пример помещикам «правильных» взаимоотношений с крестьянами.
По отношению к помещичьим крестьянам в 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах», согласно которому крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела [1, c. 213; 42].
Все эти меры смягчали крепостнические порядки. На полную же отмену крепостного права Николай I так и не решился.