Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество — это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов.
Все направления совершенствования правотворческой деятельности должны осуществляться с неуклонным следованием принципам правотворчества:
— законности;
— справедливости;
— научности;
— демократизма;
— гласности.
При рассмотрении принципа законности следует иметь в виду два момента. Во-первых, каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции, только в установленном соответствующими нормативными актами процедурном порядке. Во-вторых, принципу законности должно удовлетворять и содержание нормативного правового акта, не должно быть противоречий с уже принятыми нормативными актами, обладающими по сравнению с ним более высокой юридической силой.
Принцип справедливости относится, прежде всего, к содержанию нормативных актов. Понимание справедливости всегда было разным: когда-то вполне справедливыми считались и кровная месть, и принцип талиона, и сословное неравенство. Сейчас справедливость конкретизируется, как правило, указанием на идеи гуманизма, равенства граждан перед законом.
Научность правотворчества. Здесь также можно выделить два момента. Во-первых, должны учитываться научные рекомендации при разработке текста конкретного нормативного правового акта, при создании, изложении норм права (как с технико-юридической, так и с содержательной стороны). Правотворческие органы должны иметь в своем составе или привлекать к подготовке проектов нормативных правовых актов профессионалов — как ведущих юристов-ученых, так и юристов-практиков. Во-вторых, необходима научная разработка основ стратегии правотворчества. Речь идет, прежде всего, о прогнозировании развития общественных отношений и планировании правотворческих работ. Для устранения дублирования, непродуманности, несогласованности необходимы: четкое распределение компетенции правотворческих органов, в том числе и с точки зрения теории разделения властей, механизма сдержек и противовесов; согласованность для координации сил на наиболее важных направлениях работы; принятие «пакетом» нормативных правовых актов, регулирующих сходные правоотношения, — например, закона (или нескольких законов) и развивающих и дополняющих его подзаконные нормативные акты.
Но не только ученые должны привлекаться к правотворческой деятельности. Принцип демократизма провозглашает необходимость участия в законотворческом процессе народа. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие нормативных правовых актов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных правовых актов в средствах массовой информации.
Демократизму сопутствует гласность правотворчества. Опубликование проекта закона, внесенного правительством, могло бы сопровождаться опубликованием альтернативных проектов. В прессе их должны комментировать юристы, правозащитники. Известна презумпция: никто не может отговариваться незнанием законов (подобное указание содержалось даже в законодательстве дореволюционной России); в частности, незнание закона не освобождает от ответственности. И в этом плане государство, для того чтобы иметь право привлечения к юридической ответственности, должно обеспечить гражданам возможность знакомства с содержанием нормативных правовых актов.
В Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. говорится о том, что государства — участники СБСЕ обязуются «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам»[40].
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Принцип гласности правотворчества не должен наносить ущерб интересам государства и граждан. Поэтому вполне допустима возможность не публиковать отдельные решения высших органов государственной власти, содержащие государственную и служебную тайну, а также сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам граждан, организаций и государству. Кроме того, принцип гласности правотворчества указывает на то, что важнейшие нормативные правовые акты недопустимо готовить кулуарно, узким кругом специалистов.