Начнем с Яльчикского района
В селе Большие Яльчики (ныне Яльчикского района) в 1925 году Ф. Игнатьев записал следующее предание: «Жители нашего села переселились, говорят, из села Карамышево — Кивё Елчёк. Переселившихся было всего четыре двора. Один двор, говорят, был из рода Эливана. Одним из переселенцев был Пайплат, другим — Пичура. У них земли были расположены, говорят, отдельно. У Пай-плата было много леса, а у Пичуры — много пахотной земли. Пайплат обманом заполучил у Пичуры земельный план и объединил земли... Позднее леса были выкорчеваны под пашню». В таком же предании, записанном П. А. Печковым, указывается, что в Большие и Малые Яльчики переселились не только из села Карамышева, но и из других деревень. По документам известно, что в 1587/88 году ясачным чувашам дер. Карамышево (Яльчики) Яльчиковской волости Свияжского уезда (ныне Козловского района) в ходе писцовой переписи А. Болтина была отведена земля на диком поле за старою засекою, то есть вне Кубнинской укрепленной линии. Здесь образовалась дер. Большие Полевые Яльчики (ныне село Большие Яльчики). Позднее сюда из той же волости переселились многие крестьяне из деревень Бишево, Шименеево, Карачево (ныне Козловского района), возникла дер. Малые Яльчики. В 30-х годах XVII века в соседстве с Большими и Малыми Яльчиками были расположены дер. Белая Воложка, Камышилга тож, Арийской волости, дер. Янашево Андреевской волости, дер. Айдарово Айбечевской волости, деревни Инелево и Киксарово (Баймурзино), а южнее были расположены таябинские земли.
Дер. Новые Шимкусы (ныне село), говорится в предании, основали переселившиеся из дер. Шимкусы (ныне село Янтиковского района) чуваши Кырась, Изамблат, Шакл, Мулентей, Туйдерек, Ентирек, Салтыков, Мрсаней, Мусканей, Явкай, Мишке, Енехмет. От каждого из них образовался несёл (род). И документ свидетельствует об основании Новых Шимкус выходцами из Шимкус.
В дер. Новое Тойдеряково (Ёнел) рассказывают: «По словам стариков, нашей деревне положил начало чуваш Тойдеряк. Говорят, Тойдеряк сам с чебоксарской стороны. Чтобы освободиться от податей куланай, он со своей семьей переселился в глубь леса (а в старину в наших местах был большой лес)... За Тойдеряком и из других мест подались сюда люди. Земли здесь хорошие были, плодородные». По другому преданию, Тойдеряк происходил из дер. Инели, расположенной близ Волги. Действительно, дер. Бигильдино теперешнего Козловского района в XVII—XVIII веках называлась «деревня Бигильдино Инелево тож» и состояла в Яльчиковской волости Свияжского уезда. По переписи 1710 года дер. Новое Тойдеряково числится также в Яльчиковской волости как давно существующее поселение.
О возникновении дер. Полевые Буртасы записано следующее предание: «По рассказам прадедов, наши места в старину были очень красивы. На огромном светлом озере водились дикие гуси, утки, по его берегам водились журавли, в воде играли разные рыбы». С трех сторон озера вырос лес, к юго-востоку от него растилались покрытые разнотравьем необрабатываемые степи. Когда-то они плодоносили, но во времена Золотой Орлы запустели
В эти привлекательные места 300 с лишним лет назад прибыли три чуваша — Эмер, Аюк и Калмык из дер. Буртасы Свияжского уезда (ныне русское село в Урмарском районе) Место им понравилось: чернозем, от северных ветров защищает лес, есть вода, луга. «Если переселимся сюда, избавимся и от помещиков»,—заключил Калмык. Через некоторое время они приехали сюда на трех подводах с орудиями труда: агабусем (деревянным плугом), косами, топорами, лопатами и т. п. Устроили шалаши. Заготовили сена, начали поднимать целину. Без устали поработали недели две-три. Осенью опять приехали, посеяли рожь. На следующий год они прибыли с семьями: косили сено, пахали поля, заготовляли лес, убрали хлеб, посеяли озимые. Жили в землянках, изготовили срубы. На третий год поставили избы, построили хлевы, конюшни. Переехали окончательно, получив в органах власти земельную грамоту — крепь. Через несколько лет переехали сюда из Буртас же Салмака и другие крестьяне. (Земли чувашской деревни Буртас были захвачены помещиками. На ее месте возникло русское поселение.—В. Д.) Позднее в Полевые Буртасы прибыли из дер. Ическер-Атаево (ныне Урмарского района) две семьи — чувашская и русская. Деревня постепенно росла. По другому преданию, при царице Екатерине II в Полевых Буртасах появилось несколько дворов русских ясачных крестьян, после чего деревню стали называть по-чувашски Выраскасси (Русский околоток).
В первой половине XVII века служилый чуваш из дер. Шутнерево Андреевской волости Свияжского уезда (ныне Козловского района) Изанбай Янбаев и ясачные чуваши Янсубай Исеняков «с товарыщи» получили пашню и сенокосы «в степи, на диком поле» по реке Большая Була. К 60-м годам здесь уже существовала дер. Новое Изамбаево. Ясачные чуваши платили за землю ясак казне и были зависимы от И. Янбаева, пустившего ясачных на своп земли. В случае нарушения условий соглашения о землепользовании ясачные чуваши обязаны были выплатить И. Янбаеву неустойку в сумме 300 рублей. Основатель деревни Изанбай, по преданию, вначале поселился на правой стороне реки Большой Булы. «На этом месте деревню с двух сторон окружали рощи, поэтому ее зимою заносило снегом. Чтобы избавиться от излишних наносов снега, Изанбай переселился на другое место (на значительное расстояние от левого берега реки.—б. Д.) и больше уже не менял его. На втором месте встретилось немаловажное препятствие — был недостаток в воде... Наш Изанбай принялся преодолевать это препятствие. Он взял сабан (агабусь.—В. Д.) и по одной и той же борозде прошел несколько раз и таким образом провел мимо деревни русло для Булы. Вешняя вода размывала борозду. Когда часть весенней воды стала проходить по новому руслу, то старое русло запрудили. Это русло со временем совсем замыло, оно теперь известно под названием Вил Пава — Мертвая Була. Со временем против деревни на новом русле вода была запружена и устроена мельница». В июне 1662 года новоизамбаевцы размежевали земли с соседями, переселившимися сюда из татарской деревни Большие Ачасыры (расположена под городом Свияжском) и чувашских деревень Ковали и Тансарино Арийской волости Свияжского уезда (ныне Урмарского района). Переселенцами из дер. Ковали была основана дер. Избахтино, называемая также Ковалями.
Село Байглычево (Кивё Эйпед) было основано служилыми чувашами и «свое название, по преданию, получило от двух чувашских языческих имен: Бай и Клась... Два служилых чуваша, Бай и Клась, переехали из деревни Айбеси, или Айбеч, Новочурашевского прихода Цивильского уезда и поселились на берегу реки Большой Булы, на том самом месте, где ныне находится село Байглычево, в Тетюшском уезде... По смерти они оба похоронены в полуверсте от села, на пригорке. Могилы их сверху широко выложены крупными камнями, которые видны издали».
Дер. Янтиково (ныне село), по преданию, была основана почти 400 лет назад переселившимися из дер. Янтиково (ныне село в Янтиковском районе) крестьянами во главе с Яшуком и Илием. По документу известно, что в 1646—1652 годах служилый чуваш А. Караулов из дер. Большое Янтиково на речке Норваше (ныне Янтиковского района), имевший поместье в этой же деревне, владел также поместьем на реке Большой Буле «возле Березникова врага»—по-видимому, близ села Янтикова нынешнего Яльчикского района.
Две семьи из дер. Тюмерово (ныне Янтиковского района), от бедности и невзгод, переехали на свободную землю на речке Сирикли и основали дер. Новое Тинчурино (Тёмер). По другому варианту предания, основателями этой деревни были староста из Тюмерово Сыравыс с сыновьями. С ними переехали и другие крестьяне.
Переселенцами из дер. Турмыши (ныне село в Янтиковском районе) была основана дер. Уразмаметево (Тармаш), из дер. Козыльяры (ныне Урмарского района) — дер. Полевые Козыльяры.
Интересные и очень подробные предания о возникновении и истории дер. Апанасово-Темяши записаны в 1900 году А. В. Рекеевым. «Название свое она получила от имени основателя некрещеного чувашина Апанаса, а слово Темяши прибавлено потому, что некоторые из первых пришельцев переехали сюда из Подгорных Темяш Цивильского уезда (ныне село Янтиково Янтиковского района). По словам нынешних апанасовских жителей, деревня их населилась не в одно время, а постепенно из людей, прибывавших в эту местность в разное время и из разных мест маленькими группами, или артельками. Сюда явилось несколько семейств омусульманившихся чуваш, которые уже называли себя татарами.
Первая группа прибыла из селения Подгорных Темяш... во главе некрещеного чувашина Апанаса, который убежал из прежней своей деревни от солдатства. С ним же прибыли некрещеные чуваши Ситтей, Ептьлмен, Сип-кун и прочие.
В то же время прибыла вторая группа из дер. Тубах, которая тогда существовала около села Беловолжское Чебоксарского уезда (возможно, дер. Тубах — ныне дер. Тансарино Урмарского района, именуемая по-чувашски Тупах.—В. Д.). Там, на старом месте, была у этих чувашей своя значительная кереметь Тупах ырасем, которой апанасовцы молились и здесь, но теперь многие уже оставили это моление. Эта вторая группа явилась сюда во главе некрещеного чувашина Сител, с которым приехали брат его Ситерек и отец их, старец Усмет.
Третья группа явилась из селения Шоркистры, или Энёш-пуд, Цивильского уезда (ныне Урмарского района). В этой группе [были] некрещеные чуваши: Арсай, Кёлчи, Пикпа-рас, Элпек и прочие.
Очутились в Апанасове и мнимотатары. Вследствие наплыва сюда разного люда между жителями окрестных деревень сложилось предание, что эта деревня составилась из разных беглых и ссыльных людей. И по словам самих апанасовцев, перебежавшие от солдатства действительно были между первопоселенцами, о прибытии же ссыльных они не слыхали. Только неизвестно одно: откуда явились сюда мусульмане, коих здесь было немного. Последние жили в Апанасове довольно долго и имели свое особое от чуваш кладбище, которое называется Тутар масарё, то есть «Татарское кладбище». Нет сомнения, что они были мнимые татары, то есть чуваши, с давних времен начавшие отатариваться и переселившиеся сюда вместе с другими чувашами... Теперь в Апанасове татар совсем нет. Они во время всеобщего крещения убежали в лес и жили в землянках. По миновании принуждения к крещению те беглецы не возвратились в Апанасово, а поселились в дер. Алькеево... Они не были татарами, а только стремились причислить себя к татарам, будучи омусульманившимися чувашами. Ныне те леса, где укрывались беглецы, уничтожены. Бывшая под лесом земля обращена в пахотную. Там и доселе видны признаки человеческого жилья в землянках...
Из тех мнимых татар в Апанасове тогда остался только один, по имени Усман, который во время бегства своих родственников служил на большой дороге ямщиком. После он долго жил в городе Свияжске, где крестился. При крещении принял имя Стефана и женился там на русской. От этого брака у бывшего Усмана было много детей, из коих только одних сыновей было семь и сколько-то дочерей. Старшему сыну было имя Гавриил. Под старость лет этот новокрещеный Стефан явился со всем своим семейством на свою родину Апанасово-Темяши, где скончался. Дети его, родившиеся в Свияжске, живя там, вполне обрусели. От последних в Апанасове произошел русский элемент. Таким образом, ныне большинство жителей этой деревни составляют чуваши, и есть 13 домов русских.
Есть предание, что первые основатели дер. Апанасово-Темяши, утвердившись на том месте, сначала принуждены были бороться из-за земли с двумя соседними богатыми чувашами — жителями села Байдеряково Алкаем и Яв-каем, которые временно завладели значительным участком земли вблизи нового селения Апанасово-Темяши без всякого на то права. Наконец, эти богачи были кое-как прогнаны апанасовцами. Через несколько лет по занятии своего места апанасовские жители, будто, исходатайствовали на свою землю владенную. После получения этой владенной, по прошествии нескольких десятков лет, опять соседи же стали тревожить их из-за занятой ими земли. Тогда один из сих поселенцев Сител папай (бабай — татарское [почтительное] слово) отправился по своему общественному земельному делу в уездный город Свияжск, захватив с собой имеющуюся у них владенную. Этот ходок проживал в Свияжске на какой-то квартире, в которой ночью случился пожар. Апанасовский ходатай Сител папай сам едва спасся от погибели, а владенные документы остались, будто, в объятой пламенем избе и сгорели. Сител папай вернулся домой ни с чем, только сообщил своим однодеревенцам о гибели владенной. После этого апанасовцы прожили без владенной вплоть до 1795 года, когда уже по распоряжению Казанской межевой конторы был сделан общий отвод земли 13 деревням вместе, куда вошло и апанасовское общество».
Русское название деревни — Апанасово-Темяши — возникло от имени ее основателя и названия селения, откуда он вышел. К середине XIX века деревня по-чувашски называлась Элексей яле, а теперь — Элексей-Тимеш. Это название появилось позже, после крещения чувашей. По преданию, Алексей был богатеем-коштаном, верховодившим в деревне и округе. Известно немало случаев изменений чувашских названий селений путем присвоения им имен мироедов.
Возникновение дер. Большая Таяба (ныне село) предания относят ко времени Ивана Грозного. Однако, согласно документам, оно произошло в начале XVII века. Большетаябинцы заняли огромную площадь земли. В степной юго-восточной части Чувашии дочерних селений появлялось мало. Большая Таяба — редкое исключение. От нее выделились Малая Таяба, Уразгильдино, Лащ-Таяба. Из Малой Таябы переселились в дер. Старое Янашево (Таяпа Энтри), а из последней, сообщают предания, переселилось несколько дворов в дер. Новое Янашево, или Биктубаево (Пиктёпел, ныне пишут Питтёпел). Основателем этой деревни был Биктубай. Возникла и Новопоселенная Таяба. Хотя об основании каждой из перечисленных деревень имеются достоверные предания, но появилось и легендарное предание, повествующее об основании их сыновьями родоначальника Большой Таябы. Это предание не имеет под собой реальной основы. Образование перечисленных деревень происходило в течение двухсот с лишним лет?4. В 1864 году из с. Байглычево выделилась дер. Новое Андиберово (основатель — Андибер), в 1870-х годах— из села Байдерякова — дер. Новое Байдеряково.
Письменные источники и предания свидетельствуют о том, что территория Яльчикского района заселялась преимущественно переселенцами с территорий Янтиковского, Урмарского и Козловского районов.
Теперь обратимся к селениям Комсомольского района.
Они возникали как в степной, так и лесной частях территории района в основном в последней четверти XVI— первой половине XVII веков.
Дер. Большие Кошелей (ныне село Комсомольское), как указывалось выше, к 1565 году уже существовала. Еще в древние времена чуваши поселились, сообщает предание, на левом берегу реки Кубни, у оврага Кошелейка, получившего название от имени дочери князя Тюбека, убитой здесь. (В действительности Кошелей — мордовское название речки. Во времена Казанского ханства сюда с бассейна Суры были пригнаны мордовские крестьяне для обработки ханских земель. Мордовскими крестьянами 'здесь было основано селение. Они и дали название речке. После взятия русскими Казани мордва вернулась на Суру.) Деревню назвали Кошелеями. Место это было тогда болотистое, рос мелкий кустарник. Потом жителей деревни стали грабить татарские правители. Чуваши переселились на правый берег Кубни. Позднее в эту деревню прибыли чуваши из дер. Мокры (ныне Канашского района). Затем сюда же переехали русские крестьяне из села Подберезье (ныне село Большое Подберезье Кайбицкого района Татарстана), вследствие чего переселенцы из дер. Мокры переместились вверх по Кубне на несколько верст и основали дер. Малые Кошелей. Согласно документу, это произошло в 20-х годах XVII века. Малые Кошелей получили тогда земли «от реки Кубни вверх... до речки Хундурлы» на 9,5 ясака и на оброк. Позднее из Больших Кошелей выселилась дер. Новые Кошелей, а в 1918 году — дер. Дубовка.
1589 году на месте чувашского селения Серпу (Сюрбеево) был заложен город Цивильск. В дер. Новое Сюрбеево Цивильского района бытует предание о том, что жители Сюрбеева после основания города двинулись якобы в южном направлении. Отъехав верст пятнадцать, 3-4 двора обосновались на месте современной дер. Новое Сюрбеево, остальные крестьяне поехали дальше и за Куб-ней основали дер. Сюрбеево. В преданиях, записанных в селах Новочелны-Сюрбеево (Асла Сёрпуел) и Старочелны-Сюрбеево (Кёсён Сёрпуел), рассказывается- что в верховье Малой Булы, в поле у края леса, возникла дер. Старочелны-Сюрбеево. Ее первые поселенцы прибыли из дер. Новое Сюрбеево Цивильского района, куда долгое время ездили и в гости. (В памяти переселенцев поселение Сюрбеево на месте Цивильска переместилось на Новое Сюрбеево.) Пожар однажды уничтожил всю деревню. Жители год ютились в дер. Ивашкино и вновь отстроились на другом, левом берегу реки. Впоследствии из Старочелны-Сюрбеева выделилась Новочелны-Сюрбеево.
По документам известно, что в 1602/03 году крестьянин-чуваш дер. Яндоба Юмачевской волости Чебоксарского (позднее Курмышского) уезда (ныне село Яндоба Аликовского района) Яникей донес чебоксарскому воеводе Г. Пушкину и дьяку Ж. Зиновьеву о готовящемся восстании чувашских крестьян, за что был пожалован в служилые тарханы и получил в награду, в числе других пожалований, большую площадь земли в бассейне реки Булы на речках Ихнирея и Шурут. Здесь он поставил дворы. Сюда переселились и ясачные чуваши. Так возникла дер. Ендоба.
В 1603 году чувашам дер. Бишево Андреевской волости Свияжского уезда (ныне Козловского района) Балтаю Бишеву, Енибячку Бисубину, Салыгану Бигишеву «с товарыщи» по государевой грамоте были отведены в диком поле за Кубнинской чертой на реке Малой Буле сенокосы на 300 копен, за которые они обязаны были платить в казну 31 алтын 3 деньги (94,5 копейки) оброка. В 1636 году сын Б. Бигишева Ивашко Балтаев добился разрешения завести пашню на этом участке. Образовавшаяся впоследствии здесь деревня по имени Ивашка Балтаева была названа Ивашкино.
Лет четыреста назад, сообщает предание, из дер. Большие Яуши (ныне Вурнарского района) переселились три брата на то место, где теперь расположена мишарская дер. Урмаево (Комсомольского района), у Кукшумского моста. Сюда же прибыл Илендей со своей семьей из дер. Малые Яуши (Кёдён Кипек; ныне село Вурнарского района). Возникла дер. Полевые Яуши. Однако здесь было мало пахотной земли. Западнее деревни — леса. Сюда и переселились Полевые Яуши. Яушевцы были задиристыми людьми. Они вытеснили дер. Новые Выели (Хирти Выели) на другое место.
Четыре столетия тому назад из дер. Чурачики (ныне село Цивильского района), не стерпев тяжести податного гнета и притеснений от богатеев, в поисках свободной земли прибыли, по одному варианту предания, три семьи, по другому — пять семей: Чечкена, Колбариса, Паймекея, Тектенеша и йылыма — и поселились в лесу, у речки Большой Хундурлы, на низине, где ныне расположена мишарская деревня Чичканы. Деревню назвали Чурачиками же. Вскоре рядом с ними поселились мишари. Желая расширить пашни и выгоны, три двора — Тектенеша,Паймекея и Йылыма переехали на левую сторону Большой Хундурлы. Это поселение сохранило прежнее название—Чурачики (ныне село). А другие дворы переселились на три версты северо-западнее прежнего места, и здесь возникла дер. Подлесные Чурачики (Вйрманхёрри Чурачак, Кёдён Чурачйк). И в селе Чурачики Цивильского района рассказывают предание о том, как в старину несколько дворов их односельчан переехало на территорию Комсомольского района.
Деревня Тугаево (ныне село) возникла в старину в лесной местности. Сюда переселились три семьи из дер. Большое Тугаево (ныне Цивильского района). Об этом говорится в нескольких записях первого варианта предания об основании деревни. По второму варианту, деревню основал чувашский улбут Тугай. В его деревню прибыли и чувашские крестьяне. По третьему варианту, деревня основана во время борьбы чувашей против Казанского ханства. Жители дер. Тогаево Чебоксарской стороны (в настоящее время в Мариинско-Посадском районе имеются дер. Старое Тогаево и дер. Тогаево), преследуя татарских землевладельцев, дошли до того места, где теперь стоит село Тугаево. Часть тугаевцев-преследователей здесь и осталась. Второй и третий варианты имеют, повидимому, литературное происхождение: сочинены после выхода романа К. С. Турхана «Свияга впадает в Волгу». Нам представляется более достоверным первый вариант.
Четыреста с лишним лет назад в чувашской деревне Сундырь, расположенной на месте современного Мариинского Посада, жизнь крестьян стала трудной: и подати велики, и приказные служители (чиновники) притесняют. Одиннадцать дворов сундырцев тронулись на юг на новую землю. Доехали до реки Кубни и поселились здесь в лесу. Но близко проходила большая дорога. Нападали на новопоселенцев и разбойники. За исключением пяти дворов, оставшихся на месте, остальные переселились в глубь леса, на три версты юго-западнее. Здесь они корчевали лес под пахотные поля и луга. Так возникла дер. Старый Сундырь. Через некоторое время сюда перебрались остававшиеся на прежнем месте дворы, так как их оттуда вытеснили чутеевские мишари. Население в Старом Сундыре росло. Часть дворов выселилась и основала дер. Новый Сундырь. Уже в советское время несколько семей старосундырцев образовали поселок Коммуна.
И возникновение дер. Полевой Сундырь связано, вероятно, с дер. Сундырь на Волге. По преданию известно, что дер. Полевой Сундырь вначале была расположена в урочище Хупах вар (Кабацкая ложбина). Тогда в ней был кабак. Разбойники грабили и иногда убивали его посетителей, уводили лошадей. А прибывавшие для преследования разбойников казаки обирали жителей деревни. Чтобы избавиться от таких бедствий, деревня перекочевала на теперешнее место.
На месте дер. Нюргечи, по преданию, стоял лес. Сюда переселились три семьи — Кашкыра, Этменя и Пренкке из дер Нюргечи (ныне слилась с дер. Атнашево Канашского района). Старший из основателей дер. Нюргечи был толстым человеком низкого роста, а основатель соседней дер. Новые Шимкусы (ныне Яльчикского района)—высоким и тонким,. Они стали занимать для деревни земли. Нюргечинец дошел до Эльбесевского моста и сказал: «Нам достаточно земли до сих мест — деревни уж не видно». И он вернулся домой. А в это время новошимкусовец, пройдя немалое расстояние, вымолвил: «О-о! Отсюда и деревня видна!»—и пошел дальше в сторону дер. Новое Ахпердино (ныне Батыревского района). Поэтому, заключает предание, Нюргечам земли досталось мало, Новым Шимкусам— много. По другому преданию, рядом с Нюргечами, в местности Чаквар (Чака варе) возникла дер. Чака. Нюргечинцы не хотели иметь эту деревню в соседстве. Они сговорились с жителями дер. Твеняшево и изгнали чакинцев. От места дер. Чака осталось только название Чаквар, говорят. Об Этмене, названном выше в числе первых переселенцев, есть другое предание. Якобы он поселился в Нюргечах позднее. С его появлением деревня стала расти. Этмен был батыром. Окрестное население он держал в страхе. Он, говорят, нередко побеждал и батыров из дер. Батырево.
Триста с лишним лет назад из дер. Пигольдино-Инели (ныне дер. Бигильдино, Дятлино, Пиндиково, Картлуево, Осинкино, Гришкино Козловского района) на Кубню, в хвойные леса, переселились три семьи. Вначале новое поселение было расположено на левом берегу Кубни. Однако эту небольшую деревню тревожили воры. Жители перебрались на возвышенное место близ Кубни. Старое место поселения ныне называется Кие дурт. Но и на новом месте не было спокойно от грабителей. Поселение вынуждено было переместиться на правый берег Кубни. Тогда в деревне было уже семь дворов. В дальнейшем здесь население росло быстро. Деревню назвали Починок Инели (Хырла Ёнел), то есть выселок от дер. Инели. В районе есть и дер. Полевые Инели, происхождение которой, вероятно, также связано с Пигольдино-Инели.
В те далекие времена в лесной местности переселенцами из дер. Старое Шептахово (ныне Урмарского района) было положено начало дер. Полевое Шептахово. Рядом с ней возникла дер. Беззубино (Хирти Турхан), теперь она слилась с Полевым Шептаховом. Предание указывает, что ее основатели Саали, Сеит и Сакат пришли из дер. Тархан — с территории Урмарского же района. Вероятно, имеется в виду дер. Тархан, которая впоследствии объединилась с дер. Шихабылово (ныне Урмарского района).
Дер. Новое Бикмурзино (Сён Шахраи), сообщает предание, основали переселенцы из деревень Шихраны, существовавшей на месте г. Канаша, и Юманзары (ныне в Канашском районе). Первыми поселенцами были Бикмурза, Мурза, Карсак, Мазя и другие крестьяне-чуваши. Согласно другому преданию, основатели Нового Бикмурзина сбежали из дер. Шихраны от притеснений дворян и тяжести налогового обложения.
Старые люди в дер. Степные Шихазаны рассказывают, что в здешние места переселились три семьи из дер. Шихазаны (ныне село Канашского района). Вначале они жили у оврага, который теперь называется Овраг старого поселения (Кивё дурт дыр ми). Со временем они поселились вокруг глубокого большого озера. Долго они опасались селиться у озера. При сильном ветре на нем поднимались крутые волны, было страшно. Недаром говорят в народе: «Шихазанское озеро — страшное озеро, из него поднимаются грозовые дожди». В настоящее время роды прибывших из Шихазана Шапкана насчитывают 23 двора, Анчуры — 20, Уттю — 9 дворов. Через немалое время после основания в Степные Шихазаны прибыло несколько семей из дер. Байдеряково (ныне село Яльчикского района), одна семья из дер. Туруново (ныне село Батыревского района). Потомки последней семьи ныне составляют только три двора.
О возникновении дер. Шерауты (ныне село ) рассказывают разные предания. В них есть указания на то, что в здешние леса жители пришли с северной стороны. В числе первых поселились три чуваша: Герек, Магур, Пагур. Как и другие новопоселенцы, они расчищали лес под пашню. .Рядом появилась дер. Кукшум, которая затем слилась с Шераутами. По документам известно, что 30 марта 1629 года чувашам по Галицкой дороге Казанского уезда была выделена земля на речке Шор (Шераут), где затем и возникла дер. Шерауты. В 1678—1679 годах в ней числилось 25 дворов.
На речке же Шераут, сообщают предания, сосланными за участие в бунте крестьянами дер. Норусово (ныне село Калинине Вурнарского района) была основана дер. Шурут-Норусово.
Если селения северо-восточной части территории современного Вурнарского района создавали дочерние селения в юго-восточной части Чувашии, то южная часть этого же района принимала переселенцев из северной части края. Так, дер. Хирпоси была основана переселенцами из деревень Алмандаево Мариинско-Посадского, Салтыгаово (Богатырево), Багильдино (ныне селения Игорвары, Первые Вурманкасы, Ойкасы, Мунсют, Кокшакасы (слита с дер. Мунсют), Славаши, Чиршкасы, Шинеры, Анишхири) Цивильского, Илеменево (ныне деревни Эзеккасы, Лагери, Сютпылых, Шорчекасы) Чебоксарского районов. Село Кошлауши, деревни Мамалаево, Булатово образовали выходцы из деревень Имельдешево (ныне деревни Липсеры и Коснарпось Цивильского района), Мамалаево (ныне деревни Передние и Задние Сятры, Оттекасы, Синьялы, Василькасы Чебоксарского и Цивильского районов), Булатово (ныне деревни Верхний и Нижний Магази) и Байсубаково Чебоксарского района.
Переселенцы проникали также в Камаево поле и лесные массивы, расположенные на современной территории Ибресинского района. Камаевым полем называлась вся северо-восточная часть территории этого района.
Согласно документам, 12 мая 1625 года чебоксарский воевода Н. П. Лихарев выдал владенную выпись сотнику Шерданской волости Чебоксарского уезда чувашскому князю Темею Тенякову, служилому тархану Янбулату Айбичееву, старостам Янгиву Яндугаеву «с товарыщи» и рядовым чувашам всей Шерданской волости на владение за оброк пашней и сенокосами на Исеевом поле по речке Малой Аутле. Вблизи современной деревни Большое Князь-Теняково Чебоксарского района была расположена дер. Хорамалы. Выходцы из этой деревни основали деревню (ныне село) Хормалы (Хурамал), которая продолжала числиться в Шерданской же волости Чебоксарского уезда. А Исеевым полем на Аутле крестьяне-чуваши долгое время пользовались «наездом». Позднее сюда переселилось несколько дворов из дер. Хормалы, в результате чего образовалась дер. Малые Хормалы (Шорданы). В конце XVIII века в чувашской деревне Малые Хормалы (Малая Кармала) было 28 дворов, в них 82 мужчины, 95 женщин. Впоследствии чуваши этой деревни переселились на территорию Канашского района, где основали дер. Новые Шорданы. В первой половине XIX века на земли бывшей чувашской деревни переселились мордовские крестьяне из селений Пыреси и Сыреси, а также из русских селений Кобелевка и Козловка. Образовалось мордовское село Малые Кармалы.
Документами установлено, что в 20-х годах XVII века чувашами из Галицкой дороги Казанского уезда была основана дер. Кубня (Чаваш Сармйс). В 1678—1679 годах в этой деревне числилось 19 дворов, плативших 8,5 ясаков. На рубеже XVII—XVIII веков в дер. Кубню подселились крестьяне-чуваши дер. Кильни Казанского уезда. В первой половине XVIII века происходили земельные тяжбы между деревнями Кубня и Хорамалы за Исеево поле. После образования здесь переселенцами из дер. Хорамалы дер. Малые Хормалы тяжбы прекратились. В конце XVIII века дер. Кубня была расположена на речке Аутле, впадающей в Кубню. В деревне тогда числилось 36 дворов (116 мужчин, 120 женщин). Чувашские крестьяне деревень Кубня и Малые Хормалы занимались изготовлением саней, колес, разной деревянной посуды, пчеловодством. По преданию, дер. Кубня вначале была основана не там, где она теперь расположена. Шесть семей (род Шаймановых) поселились на речке Сут сырма — притоке Кубни. Деревню назвали Сут Сармас. Однако здесь водилось много диких зверей, что было небезопасно, да и питьевая вода была невкусной. Однажды у одного из жителей деревни пропал бык. Хозяин нашел его на речке Аутле около родника. По поверьям чувашей, место, где остановился бык, считается счастливым. Все жители переселились к этому роднику. Деревню стали называть Чаваш Сармас (такое название закрепилось, наверное, после образования мордовского села Малые Кармалы, которое по-чувашски называется Ирде Сармас).
Согласно переписной книге 1716—1717 годов, в Айбечевской волости Свияжского уезда еще в XVII веке возникли «деревня новая Байглычева при речке Буле» (ныне в Яльчикском районе с. Байглычево — Кивё Эйпес), «деревня Айбечи Камыева поля» (ныне д. Айбечи Ибресинского района), «деревня новая Тимошкина» (ныне села Старые Айбеси и Новые Айбеси Алатырского района). Остальные деревни Айбечевской волости: Кугеево. Стондюково при речке Турме, Бичурино, Итяково, Тогаево при речке Анише расположены на территории современного Мариинско-Посадского, дер. Айдарово при речке Анише— Козловского, Ахташево при речке Ахташе (ныне дер. Старое Акташево)—Цивильского районов. Следовательно, основатели селений Айбечи, Старые и Новые Айбеси— выходцы из перечисленных селений Айбечевской волости. Многочисленные предания, записанные в Айбечах, Старых и Новых Айбесях, указывают, что переселенцы прибыли с Волги, с территории Мариинско-Посадского района. Они покинули свои деревни из-за гнета царской администрации или преследований властями участников Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина. В предании, записанном писателем М. Ф. Акимовым (Аруй), сообщается, что основатели Новых Айбесей — восемь участников разинского движения — пришли сюда с чебоксарской стороны, с речки Чашлама. «Опасаясь царской кары, захватив самые необходимые вещи, прибежали в Сурские леса — в леса между Алатырем и Батыревом... Вначале они остановились в местности Палан уй... Однако здесь близко проходила дорога из Алатыря в Симбирск. Поляну они назвали Аруй в честь своего старшего товарища Ара. Но Аруй весной затапливался... Здесь неудобно было сеять. Переселились на поляну Нишвёш. Но и она попадала под весенний разлив. Наконец, перебрались на место нынешнего села». В некоторых преданиях указывается на переселение в Старые и Новые Айбеси из села Байглычева Яльчикского района или дер. Айбечи Ибресинского района. В одной из записей читаем, что Старые Айбеси основали прибывшие за быком три байглычевских богатея. В действительности же во все эти селения переселились непосредственно из Айбечевской волости.
Предание гласит, что дер. Вудоялы (Ватаел) в старину называлась Уты-Камаево поле и основано переселенцами с территории Янтиковского района. Действительно, по: переписным книгам Свияжского уезда 1721 года в Утинской волости числится деревня «Уты-Камаево поле». В Утинской волости состояли селения, ныне входящие в Янтиковский и Канашский районы. Дер. Вудоялы в XIX веке называлась Уты (Камаево поле, Водоял). Несомненно, она являлась дочерним селением дер. Бахтиарово (Ватаяль), нынешнего Янтиковского района, которая под названием «Старое Бахтеярово» в XVII веке входила в Утинскую волость.
В переписных книгах начала XVIII столетия значатся также «Починок, что на Камыеве поле» и дер. «Темешево Камаева поля» Темешевской волости, «деревня Андреева на Камаеве поле» в составе Андреевской волости Свияжского уезда. Село Новое Чурашево (Пучинке) в XIX веке называлось Починок Чурашево Камаево поле. Хотя предание считает, что в Новое Чурашево переселились из села Первое Чурашево Мариинско-Посадского района, однако Починок был основан выходцами с территории Янтиковского района. Отсюда же были основатели села Чувашские Тимяши. Возможно, рядом с Починком Камаево поле переселенцами из Первого Чурашева была поставлена дер. Новое Чурашево, которая слилась с Починком. Позднее из Нового Чурашева 5—6 семей выселились на поляну у речки и образовали дер. Сирикли.
По преданию, дер. Тойси-Паразуси возникла лет 300 тому назад. Сюда, в лесную местность, переселились крестьяне из Тойсей, расположенных под Цивильском. В числе первых поселенцев были Паразусь и Палах.
О возникновении дер. Большие Абакасы записано несколько преданий. Вероятно, достовернее сообщения об основании нового поселения выходцами из дер. Алман-даево (Упакасси) Мариинско-Посадского района. Первым прибыл богатей Тиняк.
Дер. Сосновка (Хыркасси) основана, согласно преданию, примерно 300 лет назад родом Матака из дер. Норусово (ныне село Калинино Вурнарского района). Три семьи этого рода поселились в хвойном лесу и корчевали его под поселение и поля.
Пятью семьями из дер. Ишаки (ныне село Чебоксарского района), сообщает предание, была основана дер. Хом-Яндобы (Хумри Ишек). В переписных книгах начала XVIII века в Ишаковской волости Чебоксарского уезда числятся: дер. «Яндовова Сявалпоси тож», «той же деревни Яндововы, что живут на Хоме»; дер. «Первая Алина», «Первая Алина, что на Хоме»; дер. «Вторая Пичурина», «той же деревни Второй Пичурины, что на Хоме». Таким образом, переселенцами из Ишаковской волости были основаны не только Хом-Яндобы, но и другие селения Ибресинского района.
Об основании дер. Ибреси (теперь рабочий поселок, центр Ибресинского района) предание сообщает: «До сих пор бытует предание, что сюда как будто переселились четыре семьи с волжского берега из дер. Кукшум, бывшей близ Чебоксар. В то время чуваши еще не были крещены. Одним из переселенцев был Ибресь, главой второй семьи был Султан, третьей — Савкан, четвертая семья — вдова-старуха Уль с двумя сыновьями. Они тогда, в старину, селились не улицей, не вместе, а в лесу в разных местах. Там они корчевали деревья под пахотное ноле... У Ветлового оврага поселился Султан, у Погребного оврага — Савкан... На месте современной деревни осел сам Ибресь... Впоследствии более многочисленным стал род Ибреся. У него был сын Икунтей, от Икунтея родился Имэлле. Он крестился и был наречен Емельяном...».